Управление запасами. Складская задача

Складская задача относится к динамическим детерминированным задачам управления запасами. Следовательно, для решения этой задачи можно применить принцип Беллмана.

Рассмотрим задачу.

Планируется деятельность предприятия на три месяца.

ЗАДАНЫ:

- начальный уровень запасов S0 = 20

- остаток запасов S3 = 0

- затраты на пополнение φ(x) = 0.4x

- затраты на хранение ψ(y) = 0.2y + 1 в данном периоде в зависимости

от y - среднего уровня хранимых запасов.

ОПРЕДЕЛИТЬ:

- размеры пополнения запасов в каждом месяце для удовлетворения заданного расхода d1 = 30, d2 = 20, d3 = 30 из условий минимизации суммарных затрат.

Используются формулы Уилсона:

Средний уровень хранения yk = dk/2 + Sk

Уравнение состояния Sk = Sk-1 + xk - dk

Третий месяц

S2 x3 y3 φ(x3) ψ(y3) φ + ψ Z3

Второй месяц

S1 x2 S2 y2 φ(x2) ψ(y2) Z3 φ + ψ + Z3 Z2
   
   
   
   
   
   
   
   
   
0 20 0 10 8 3 27 27
   
   
   

Первый месяц

S0 x1 S1 y1 φ(x1) ψ(y1) Z2 φ + ψ + Z2 Z1
20 10 0 15 4 4 27 35 35
   
   
   
   
   

x1 = 10 S1 = 0 y1 = 15 φ(x1) = 4 ψ(y1) = 4

x2 = 20 S2 = 0 y2 = 10 φ(x2) = 8 ψ(y2) = 3

x3 = 30 S3 = 0 y3 = 15 φ(x3) = 12 ψ(y3) = 4

Выгодно каждый год докупать ровно столько, чтобы хватило на текущий год.

Контрольные вопросы:

1. Как решается задача замены оборудования на предприятии?

2. От чего зависит оптимальная стратегия замены оборудования на предприятии?

3. Как учитывается стоимость нового оборудования и остаточная стоимость оборудования при решении задачи?

4. Как учитывается возраст оборудования с началом его эксплуатации в новом плановом периоде?

5. Сформулируйте экономический смысл всех переменных и обозначений.

6. Основные формулы при решении задачи замены оборудования.

7. Как составить матрицу максимальных прибылей?

8. Как решается задача пополнения запасов?

9. Поясните обозначения в формуле Уилсона.

10. Анализ решения складской задачи.

8.Лекция. Теория игр.

Основные понятия.

Теория игр - это математическая теория, исследующая конфликтные ситуации, в которых принятие решений зависит от нескольких участников.

Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой. Стороны, участвующие в конфликте - игроки, а исход конфликта - выигрыш (проигрыш). Выигрыш или проигрыш может быть задан количественно.

Игра называется антагонистической или игрой с нулевой суммой, если выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого, поэтому для полного «задания» игры достаточно указать величину выигрыша первого игрока.

Стратегией игрока называется совокупность принципов, определяющих выбор его действий при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации.

Для того чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получать максимальный выигрыш, когда второй игрок придерживается своей стратегии. В тоже время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии.

Такие стратегии называются оптимальными.

При выборе оптимальной стратегии следует полагать, что оба игрока ведут себя разумно с точки зрения своих интересов.

Матрица, элементы которой характеризуют прибыль первого игрока при всех возможных стратегиях (обозначается (αij)),называется платежной матрицей игры.

Величина α = max min aij называется нижней ценой игры.

i j

Величина β = min max aijназывается верхней ценой игры.

j i

В некоторых задачах, приводящихся к игровым, имеется неопределенность, вызванная отсутствием информации об условиях, в которых осуществляется действие (погода, покупательский спрос и т.п.). Эти условия зависят не от сознательных действий другого игрока, а от объективной действительности. Такие игры называются играми с природой.

Человек в играх с природой старается действовать осмотрительно, второй игрок (природа и т.п.) действует случайно.

При решении задач, относящихся к теории игр, необходимо правильно классифицировать задачу, потому что методы, применяемые к антагонистическим играм кардинально отличаются от методов решения игр с природой.

Антагонистические игры.

Прежде всего, надо уметь находить верхнюю и нижнюю цены игры, т.к. достаточно много игр решается в чистых стратегиях.

Найти нижнюю и верхнюю цены игры для матрицы

Ai Bj αi α=max αi
B1 B2 B3
A1 0.4 0.6 0.8 0.4
A2 1.1 0.7 0.9 0.7
A3 0.7 0.3 0.5 0.3
βJ β = min βJ 1.1 0.7 0.9    

Для этой матрицы видно, что α = β=0,7 = (А2, В2).

Общее значение нижней и верхней цены игры α = β=ν называется чистой ценой игру. Седловой точке соответствует пара минимаксных стратегий, эти стратегии называются оптимальными, а их совокупность - решением игры.

Если седловой точки нет, то можно применить графический способ или составить модель и решить симплекс-методом.

Наши рекомендации