О комментарии к «Портфелю»
Комментарий, описывающий каждый из представленных на презентацию «Портфелей» материал, должен быть вдумчивым, отражающим ваши собственные мысли в отношении всей совокупности представленных в «Портфеле» работ (классных и до-
машних, контрольных работ, тестов и пр.). Он должен представлять полную картину вашего математического образования по конкретной теме или разделу математики. Попытайтесь быть самокритичным и объективным, давая характеристику своим успехам по тому или иному материалу. Попробуйте порассуждать, почему вы отобрали ту или иную работу, какое значение она имеет для характеристики полной картины вашего математического образования на данном этапе. Используйте математическую терминологию.
Далее могут следовать еще более конкретные советы по оформлению каждого из рекомендованных разделов. Самое сложное в создании «Портфеля» — отбор наиболее репрезентативных работ, а также написание достаточно вдумчивого комментария к ним, который можно представить в виде отдельного письма читателю или вступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей. В этом письме (или параграфе) следует описать каждый отобранный материал. Попробуйте воспользоваться приведенными ниже вопросами.
. Какую работу вы провели для отбора материала в «Портфель»?
- Что получилось, что вызвало трудности?
- Есть ли что-то, что вы не сумели включить в свой «Портфель»?
- Есть ли у вас образец, по которому вы действовали?
- Как вы организовали информацию?
. Можете ли вы переформулировать задачу/проблему более простыми словами?
- Какие слова при этом оказались наиболее значимыми? По
чему?
- Насколько такая переформулировка оказалась рациональной?
- Какие вопросы эта задача затронула?
- Можете ли вы сформулировать задачу/проблему, близкую к
этой?
- Что для вас было наиболее трудным при решении этой задачи/проблемы?
- Что нового вы узнали, решая эту задачу/проблему?
- Можете ли вы представить себе жизненную ситуацию, в которой данная задача/проблема могла бы быть использована?
- Единственный ли это возможный ответ?
- Как вы относитесь к групповой работе?
- Что вам нравится/не нравится при работе в парах?
. Была ли работа над «Портфелем» полезна для вашего продвижения в области математического знания?
Можно предложить некоторую серию вопросов и для родителей/рецензентов.
- Каково было Ваше первое впечатление от «Портфеля»?
- Что Вас удивило в комментарии ученика?
- Что вызвало в Вас чувство гордости?
• Что Вы можете сделать, чтобы помочь Вашему ученику в дальнейшем?
. Насколько аккуратно и логично организован материал «Портфеля»?
. Насколько самостоятельно ученик создавал свой «Портфель»?
. Как часто он консультировался с Вами?
• Какие дополнительные материалы, технологии он использовал при оформлении «Портфеля»?
При оценке «Портфеля» родители или рецензент должны воспользоваться рубриками, приведенными выше, в качестве обязательных. Соответственно можно указать несколько вариантов оценок: полностью соответствует (!); не полностью соответствует (—); неприемлемо (х); отсутствует (0); приемлемо (+).
Как уже было сказано, подходы к созданию «Портфеля» могут быть разными в зависимости от учебного предмета, сроков его создания, возраста учащихся и пр. Важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность становится еще более осознанной. Более осознанной становится и ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие принимают родители и независимые эксперты. Таким образом, создается целостная картина объективного продвижения ученика в той или иной области. Как уже говорилось, подобный «Портфель» не обязательно создавать только по учебным предметам. Это может быть «Портфель» нравственных ценностей, например, содержание которого отражает поступки школьников на протяжении определенного отрезка времени (иногда достаточно длительного). Таким образом, можно отслеживать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. Однако такой «Портфель» должен создаваться непременно под пристальным наблюдением психолога и не всегда становиться достоянием презентации. В этих случаях более уместны индивидуальные беседы с психологом, иногда с родителями.
Важно иметь в виду еще один момент. Нельзя предлагать учащимся делать подобные «Портфели» сразу по нескольким предметам. Так же, как и в случае проекта, ученик может единовременно работать над одним «Портфелем». Ведь цель такой работы — сформировать у ученика навыки самооценки, так же, как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятельности. Поэтому так же, как и при работе над проектом, необходимо иметь в учебной части школы график создания таких «Портфелей» учениками разных классов по разным темам, учебным предметам.
Вопросы к семинару:
1. Как вы считаете, действительно ли настолько важно научить детей
самооценке? Почему?
2. Что понимается под «Портфелем ученика»?
3. Какова технология создания «Портфеля ученика»?
4. Каковы принципы использования данной технологии?
5. Что вам представляется интересным в приведенном здесь примере
«Портфеля ученика» по математике?
Творческое задание
Попробуйте составить структуру и задания для учащихся по созданию «Портфеля» по вашему предмету (можно на четверть, год). Обсудите в группе представленные проекты «Портфелей» и составьте один «Портфель», который удовлетворял бы всех. Что нового вы считаете необходимым внести в эту идею применительно к нашей школе?
Занятие 13. Цикловое планирование занятий
Итак, вы познакомились с технологией обучения в сотрудничестве и с методом проектов. Как уже говорилось выше, это технологии XXI века не только потому, что они в большей мере, чем другие технологии, отражают гуманистическую сущность педагогики, но и потому, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только «обучающие», но и «воспитывающие» технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей. Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, старающегося скорее «уличить» в незнании, чем научить, учитель превращается в руководителя познавательной деятельности учащихся, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учеником добиться нужного результата. Это не так просто. Особенно трудно планировать занятия в рамках использования данных технологий. Ведь очень важно точно определить их место в учебном процессе. Мы уже говорили, что обсуждаемые нами технологии — это элемент системы обучения, а не сама система. Поэтому необходимо «видеть» развитие всей системы обучения по теме, разделу, вопросу программы с использованием данных технологий. На этом занятии вам предлагается познакомиться с системой планирования, которая называется цикловым планированием. Овладение этой системой поможет вам управлять учебно-воспитательным процессом по любому предмету с использованием любых педагогических технологий, в том числе и тех, о которых мы говорим в нашей книге.
На этом занятии вы:
• познакомитесь с идеологией циклового планирования;
• получите возможность проанализировать пример циклового планирования по курсу иностранного языка;
• сможете самостоятельно составить цикловой план по разделу,
теме или вопросу программы с использованием новых педагогических технологий по одному из предметов школьной программы
по своему выбору.
Профессия учителя, педагога — творческая профессия. Справедливо считается, что она находится на стыке науки и искусства. От педагога требуется совершенное владение не только предметом, который он преподает (что естественно отнести к определенной научной области знания), но и педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета. Учитель должен в определенной степени обладать артистизмом, искусством актерского мастерства. Если у него плохая дикция, если он монотонен при изложении материала, если он скучен и сер, значит он не профессионал в подлинном понимании учительской профессии. Учитель — это личность. Он воздействует на своих учеников, прежде всего, авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Все это так. Но выше мы уже говорили, что ни одна профессия не обходится .без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой являются различные технологии. Он должен уметь настолько мастерски ими владеть, чтобы, как и у представителя любой творческой профессии, они стали незаметными, органичными компонентами его творчества. Но чтобы это случилось, необходима скрупулезная каждодневная работа. И основным продуктом этой деятельности становится урок, занятие. Разумеется, деятельность учителя не заканчивается и не ограничивается рамками урока и даже шире — любого занятия. Но урок — важнейший компонент его профессиональной деятельности, где, собственно, и совершается великое таинство творчества. И здесь также важна скрупулезная отработка, видение всего процесса познания по изучаемой теме, а не только конкретного ближайшего урока. Как и все в мире, учебный процесс можно рассматривать в качестве определенной системы, в которой урок является одним из ее составных частей. Логика познания, психология познавательной деятельности, принятая концепция учебного процесса диктуют отбор не только и не столько содержания (чаще содержание обусловлено требованиями программы обучения, образовательным стандартом), но и методов, организационных форм, средств обучения. Чтобы эта логика могла быть выдержана, чтобы отобранные методы и средства обучения были адекватны, с одной стороны, психологии познавательной и предметно-преобразующей деятельности, а с другой, особенностям выбранной концепции обучения, необхо-
дима разработка стратегии обучения теме или вопросу программы, т.е. тому «кирпичику» содержания обучения, который может быть положен в «строительство» всего здания. В этом случае бывает весьма полезно разработать цепочку видов уроков, совокупность и развитие которых полностью бы охватывало изучение той или иной темы, вопроса программы и раскрывало последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Такое планирование, предусматривающее не конкретное содержание, но только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя, и называется в дидактике цикловым планированием (где под циклом понимается циклично повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя). Каким образом разрабатывается такой план? Прежде всего, важно определить цеди, задачи урока (№ 1, 2, 3 и так далее по теме или вопросу программы). Затем следует продумать последовательность задач отдельных этапов урока в соответствии с принятой логикой познания и особенностями концепции обучения. Далее надо наметить содержание деятельности учителя и учащихся (по этапам, по задачам на каждом уроке), время или продолжительность этой деятельности на уроке и, наконец, средства обучения для выполнения каждого из намеченных видов деятельности (возможные варианты). При таком планировании значительно легче, оказывается предусмотреть использование новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процесса, заранее продумать общую стратегию и все необходимое для ее осуществления.
Приведем некоторые примеры циклового планирования на материале английского языка. Цельпредлагаемых рекомендаций — показать:
. место и дидактическую функцию той или иной педагогической технологии, различных видов средств обучения, включая новые информационные технологии непосредственно в учебно-воспитательном процессе;
• технологию разработки циклового планирования уроков;
• технологию отбора средств обучения на конкретный урок для
решения конкретных методических задач;
• методику комплексного использования средств обучения в
учебно-воспитательном процессе.
Все указанные выше цели могут быть достигнуты разными путями в зависимости от используемой методической концепции обучения. Известно, что учебно-воспитательный процесс является открытой системой, включающей в себя в качестве компонентов цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения, а также деятельность учителя и ученика. Но функционировать такая система может по-разному в зависимости от концепции обучения, объединяющей ее и служащей общим ориен-
тиром для установления системообразующих связей между компонентами. Поэтому уместно, прежде всего, определиться с основополагающими принципами такой концепции. При обучении иностранному языку это будут следующие принципы:
• активизация деятельности каждого ученика группы. Это означает с учетом специфики предмета «иностранный язык», что
каждый ученик должен быть вовлечен в активный учебно-познавательный процесс на всех уровнях усвоения нового языкового
материала, овладения различными видами речевой деятельности;
. в основе обучения всем видам речевой деятельности лежит устная практика. Это означает, что на уроке основное время следует уделять именно устной практике при формировании фонетических, грамматических, лексических навыков, при овладении не только говорением, но и другими видами речевой деятельности (на основе и в связи с увиденным, услышанным, прочитанным);
• опора на сознательное усвоение языкового материала. Это
означает, что правило, формирование ориентировочной основы
действий (ООД) должны предшествовать этапу формирования навыка;
• использование изучаемого языка на этапе творческого его
применения в качестве средства общения, что предусматривает
создание не только искусственной языковой среды, но и естественной, формирующей подлинную потребность в использовании изученного материала для естественного общения с носителями языка;
• сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик—ученик
на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения
в различных видах речевой деятельности;
• опоры на родной язык учащихся там, где это возможно и
методически оправдано;
• широкое использование культуроведческого материала в качестве культурного фона изучаемого языка, формирование не толь
ко коммуникативной, лингвистической, но и страноведческой
компетенции в пределах, обусловленных стандартом и содержанием обучения.
Из приведенных выше принципов ясно, что наши концептуальные взгляды лежат в плоскости сознательно-коммуникативного направления в методике, гуманистического по своей сути. Сообразуясь, таким образом, с общими концептуальными подходами к обучению иностранному языку, обозначим, что собственно мы понимаем под новыми педагогическими технологиями, которые могут быть органично интегрированы в принятую нами концептуальную систему. Если иметь в виду приведенные выше принципы, то это должны быть технологии, которые бы обеспечивали:
• необходимый и достаточный объем устной практики для каждого ученика на уроке при эффективной обратной связи, контроле и
регулировании на всех уровнях формирования навыков и умений;
о )=; У, И Я Ц о |
Таблица 3
Ознакомление с новым языковым материалом (формирование ООД)
Вид навыка | Методическая задача | Вид деятельности. | Средства обучения/учитель |
Фонетический | Постановка произношения | Индивидуально | Учитель |
Отработка интонации | Индивидуально | Звукозапись, ЯЛ | |
Совершенствование произношения | Индивидуально | Звукозапись, ЯЛ | |
Лексический | Формирование ориентировки | Восприятие, осмысление | Учитель, средства наглядности, звукозапись |
Отработка произношения | Индивидуально | Звукозапись, ЯЛ | |
Узнавание на слухи при чтении | Фронтально | Учитель | |
Грамматический | Объяснения, самостоятельная работа | Индивидуально | Учитель, учебник |
Формирование ориентировки | Сотрудничество в тройках/ четверках | Учебник, раздаточный материал |
и» Сю
Вид навыка Фонетический |
Методическая задача
Отработка произношения, интонации
Лексический |
Применение по образцу Применение по аналогии
Проверка результатов работы в малых группах
Контроль Орфографический Правописание
Грамматический
Применение правила по образцу
Применение по аналогии
Обсуждение результатов выполненных заданий
Формирование навыка
Вид деятельности Индивидуально
Сотрудничество парах/тройках
Сотрудничество парах/тройках и т.д.
Обсуждение результатов выполненных заданий, фронтально
Тестирование индивидуально
Сотрудничество в парах/тройках
Сотрудничество тройках/четверках
Сотрудничество в тройках/четверках
Фронтально
Таблица 4
Средство обучения/учитель Звукозапись, ЯЛ
Учебник, раздаточный материал Раздаточный материал Учитель
ТПО, раздаточный материал
Учебник, ТПО, раздаточный материал
ТПО, учебник, раздаточный материал
ТПО, учебник, раздаточный материал
Учитель
Таблица 5