Системы, продукты, технология
Управление проектами и программами
Основные понятия и термины
Источники:
Управление проектами и программами. Основы профессиональных знаний , национальные требования к компетенции специалистов. М.: Изд-во «Консалтинговое Агентство «КУБС Групп-Кооперация, Бизнес-сервис», 2001-265с.
Управление проектами и программами. Основы профессиональных знаний , национальные требования к компетенции специалистов. (NCB-SOVNET National Competence Baseline Version 3.0) . М.: ЗАО «Проектная практика «, 2010-256с.
Омск - 2012
Содержание
1. Объекты управления и элементы контекстуальной компетентности
2. Субъекты управления и элементы поведенческой компетентности
3. Процессы управления. Элементы технической компетентности
4. Базовая компетентность
ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ КОНТЕКСТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРОЕКТ
Целенаправленное ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального продукта или услуги.
Проект, ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Класс проекта -по составу и структуре проекта и его предметной области проекты подразделяются на монопроекты , мультипроекты, мегапроекты.
Тип проекта –по основным сферам деятельности , в которых осуществляется проект выделяют технические, организационные, экономические, социальные и смешанные ;
Вид проекта – по характеру предметной области проекты подразделяются на инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные.
Масштаб проекта: мелкие, средние, крупные, очень крупные.
Длительность проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Сложность проекта: простые, сложные, очень сложные.
ПРОГРАММА.
Требует мультипроектного управления.
Программа-совокупность проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем для выполнения, технологией, организацией и др.
М.Б техническими, организационными, экономическими, социальными, смешанными
Мегапроекты: целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.
Мультипроекты- комплексные программы или проекты, осуществляемые в рамках крупных организаций, компаний и фирм (например, внутрифирменное управление).
Многопроектное управление -координирует множество проектов, выполняемых в организации ( проекты и подпроекты).
Управление программой –
Руководящий комитет
Координатор проектов
Бюро проектов
Группа руководителей проектов.
ПОРТФЕЛЬ
Управление проектамидает возможность организациям успешно реализовать отобранные инвестиции, тем самым увеличив Бизнес-ценность;
Управление портфелем дает возможность организациям идентифицировать и отобрать те инвестиции, которые максимизируют Бизнес-Ценность
Управление портфелем
• Сбор проектных инициатив
• Оценка инициатив
• Разработка бизнес-планов
• Формирование реестра проектов
• Приоритизация / Оценка
• Оптимизация портфеля
• Портфельная аналитика
• Планирование мощностей
• Мониторинг портфеля проектов
• Оценка эффективности портфеля
Ø Управление портфелем - реализовывать ПРАВИЛЬНЫЕпроекты, а управление проектами – ПРАВИЛЬНО реализовывать проекты
Ø Ключевым для портфельного управления является наличие стратегии и приоритетов стратегических целей
Ø Инструментарий портфельного управления не заменяет компетенцию, уровень ответственности менеджментаи наличие проработанных организационных процессов управления портфелем проектов и проектами
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Проектно-ориентированная организация - любаяорганизационная структура, в которой менеджер проекта имеет полные полномочия для определения приоритетов и для руководства работой лиц , привлеченных для работы в рамках данного проекта
Для более глубокого исследования проблемы организационно-технологической зрелости компании в области управления проектами можно рассмотреть такие темы, как:
- корпоративная система управления проектами;
- бенчмаркинг / перенятие передового опыта;
- бизнес-процессы;
- управление изменениями;
- модели организационной зрелости;
- развитие персонала;
- проектный офис;
- стандарты и нормативно-регламентная документация;
- системы и технологии.
Методика должна способствовать совершенствованию управленческих процессов и способов их реализации и применяться компанией в целях повышения конкурентоспособности.
СИСТЕМЫ, ПРОДУКТЫ, ТЕХНОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ.
Система – целостное образование , состоящее из множества элементов, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом для достижения единой цели.
Управление системами использует основные элементы современной системотехники, включая : системный анализ, системное проектирование и инжиниринг, развитие систем. Важные аспекты систем:
-жизненные циклы и предполагаемую продолжительность жизни систем, подсистем и их компонентов;
- основные понятия разработки и управления системами, использование , экономика, выгодность , будущие изменения, совместимость, реновация, замещение.
-менеджмент и экономика подсистем
Продукт – это результат , который мы хотим получить, но продукт создается не ради себя самого , а для того , чтобы он работал и приносил пользу в соответствии со своим назначением.