ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ. Ситуация. Фрагмент постановления:
Ситуация. Фрагмент постановления:
«О совершенствовании управления» от 1 ноября 1994 г. № 250: «В целях совершенствования управления отдельными отраслями Администрации Московской области постановляю:
1. Образовать на базе администрации по землепользованию и строительству администрацию по строительству и администрацию по землепользованию и экологии.
2. Поручить заместителям Главы Администрации Московской области Гаранькину Н.В. и Петракову А.И. в десятидневный срок разработать и представить на утверждение Положение об администрации по землепользованию и экологии, администрации по строительству и штатные расписания.
3. Постановление Главы Администрации от 18.03.94 № 54 считать утратившим силу.
Глава Администрации Московской области»
Вопросы. Как сформулировать цель данного постановления? Какие технологии ПРУР будут эффективны при разработке Положения об администрации по строительству и администрации по землепользованию и экологии?
Обсуждение ситуации. Формирование цели для данного документа основано на материалах ответа на 20-й вопрос.
В тексте постановления приводится следующая цель: совершенствование управления отдельных отраслей Администрации Московской области. Это — цель организации. Для нее необходимо сформулировать текст цели УР. Поиск текста цели УР начинается с анализа текста цели организации. Если цель организации может быть достигнута одним решением, то за основу принимается эта цель, если же потребуется набор разноплановых УР, то необходимо сформулировать набор целей. По тексту постановления разработано одно УР.
Структурно эта цель должна удовлетворять пяти условиям: быть желаемой для ее инициатора, иметь возможности для разработки и реализации, быть необходимой для общества, находиться в рамках исторической приемлемости, текст цели должен включать ключевое слово, означающее постоянное изменение.
Составим цель УР, исходя из фрагментов, отражающих пять условий, в форме табл. 24.1 (в кавычках использованы фрагменты текста приведенного постановления).
В результате текст цели УР может принять следующий вид: Совершенствование деятельности Администрации Московской области и повышение ее авторитета в сфере строительства, землепользования и экологии. Повышение профессионализма разрабатываемых и реализуемых решений.
Таблица 24.7
Фрагменты текста и условия формирования цели
Краткий перечень | Фрагменты текстов цели УР |
Желательность | Для повышения профессионализма разрабатываемых и реализуемых решений |
Возможность | на базе администрации по землепользованию и строительству» |
Необходимость | Для улучшения работы в сфере строительства, землепользования и экологии |
Приемлемость | Для формирования авторитетных органов власти |
Ключевое слово | «совершенствование» |
Для определения наиболее эффективных технологий ПРУР при разработке Положения об администрации по строительству и администрации по землепользованию и экологии рассмотрим основные условия их использование при формировании УР (табл. 24.2).
Таблица 24.2
Основные условия при выборе технологий ПРУР
Перечень условий | Технологии ПРУР | ||
Инициативно - целевая | программно- целевая | регламентная | |
Количество населения, для которого разрабатывается или реализуется УР | Не более 100 чел. | Не более 1500 чел. | Не менее 10 тыс. чел. |
Время выполнения задания | Не более 1 месяца | Не более 1 года | Задано ориентировочно |
Характер продукта реализации | Преимущественно новый | Серийный | Инновационный |
Ограничения на ресурсы | Возможны | Практически нет | Как правило |
Реальные условия постановления отмечены в таблице заштрихованными участками.
Таким образом, для рассматриваемого постановления нет лучшей технологии для ПРУР. Поэтому реализация постановления будет проходить трудно. В данном случае необходимо переделать текст постановления под программно-целевую или регламентную технологию.
Выводы. Рассматриваемый в ситуации фрагмент постановления нуждается в доработке.
VI. СТАНДАРТНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕАЬ ДАЯ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УР
Каков общий состав стандартной информационной модели компании в технологии ПРУР?
Каково содержание основных файлов, входящих в состав организационной директории модели компании?
Каково содержание основных файлов социальной директории модели компании?
Каково содержание основных файлов, входящих в состав экономической директории модели компании?
Проанализируйте ситуацию
25. КАКОВ ОБЩИЙ СОСТАВ СТАНДАРТНОЙИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ КОМПАНИИ
В ТЕХНОЛОГИИ ПРУР?
Процесс подготовки и реализации УР зависит от объективной картины событий, происходящих в компании. Руководитель обычно формирует модель участка работы, для которого он должен готовить и реализовывать УР. Эта модель (цеха, группы, бригады, компании в целом) складывается из докладов подчиненных, непосредственных наблюдений, документов, математических описаний. Ее называют модель объекта управления. Для процесса профессиональной подготовки и реализации УР также существуют описательные и математические модели, например, модель организационной подготовки разработки УР, модель, составляющая метод «дерева решений» и др. Таким образом, руководителю желательно иметь понятную модель объекта управления и модель для процесса ПРУР (рис. 25.1).
Модель может описываться релевантной (относящейся непосредственно к делу) информацией, а может и — математическими соотношениями, имитирующими реальную компанию. Модель, представляющая набор описательной информации, называется концептуальной, а модель, представляющая набор математических и логических соотношений, называется имитационной.
Частным следстви
ем этих моделей могут быть социотехнические, интеракционистские, институциональные, экономические, социальные и др.
Концептуальная модель менее точная, чем имитационная, но более понятная для среднего руководителя. Она может помочь руководителям всех уровней получить совет или информацию при решении конкретных задач, например, как лучше организовать рекламную кампанию, приобрести необходимые материалы, какие качества специалистов особенно необходимы для выполнения поставленных задач. Большая часть задач имеет типовое содержание и отработанные практикой методики их разрешения. Они группируются вокруг условно обособленных сфер деятельности: кадровой работы, снабжения и сбыта, бухгалтерского учета и т.д. Эти наборы информации представляют собой относительно самостоятельные файлы концептуальной модели. Они условно объединены в трех взаимосвязанных директориях: организационной, социальной и экономической (рис. 25.2).
Имитационные модели включают необходимую нормативно-справочную информацию, касающуюся конкретной компании, набор аналитических и логических соотношений, воспроизводящих оперативные действия в компании в зависимости от конкретной ситуации. Имитационная модель функционирует в реальном масштабе времени и с достаточной точностью отражает реальные процессы, происходящие в компании. Принципами построения такой модели являются: идентифицируемость процессов и явлений, управляемость ресурсами, в том числе и персоналом, надежность функционирования самой модели, работа в реальном масштабе времени. Данная модель представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из компьютеров, программного и информационного обеспечения, средств связи, датчиков съема информации, средств оргтехники и др.
Таким образом, при ПРУР руководитель может руководствоваться либо своими представлениями об объекте управления, либо использовать концептуальную модель компании. Как правило, свои представления нередко бывают ошибочными.
Стратегическое планирование включает набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий для достижения целей компании. Это требует проведения работы по формированию потенциала компании, повышения конкурентоспособности ее продукции, совершенствования управленческой культуры (рис. 26.1).
Выделяют три стратегии:
• стратегия роста — это план действий, предусматривающий увеличение ключевых показателей долгосрочного и краткосрочного плана компании. Она эффективна при часто меняющемся спросе на продукцию или ее номенклатуру. Рост может осуществляться по горизонтали и по вертикали;
• стратегия ограниченного роста — это план действий, основанный на достижении прошлых целей с учетом возможной инфляции. Она эффективна при стабильно изменяющейся программе деятельности компании;
• стратегия сокращения — это план действий, при котором ключевые показатели долгосрочного и краткосрочного плана компании ниже текущих. Она эффективна при устойчивой тенденции сокращения производства какой-либо продукции. Руководители в расчетном порядке сокращают выпуск продукции, не допуская накапливания уже не нужного оборудования или сырья.
Инновационная деятельность представляет собой процесс разработки и внедрения новых форм организации труда и управления, охватывающий не только отдельные компании, но и их объединения. Инновационная деятельность реализуется в следующих основных областях: технической, экономической, социальной, психологической и организационно-правовой. Ее результатом являются инновации в виде технологии и продукции. Базой инновационной деятельности является технологический, управленческий и социальный потенциал компании, который зависит от каждого работника и их расстановки, гармонизации технологической оснащенности и социально-психологического климата в коллективе. Технология ее организации включает шесть последовательных этапов: исследование — 10^, разработка идеи — 15%, освоение производства продукции — 40%, маркетинг — 15%, производство продукции — 10%, сбыт — 10%. Напомним, что продукция предоставляется в четырех видах: товар, услуги, информация и знания.
Функциональный аудит компаний — это контроль ключевых функций производства и управления в компании на базе стандартов. Аудит бывает внутренний и внешний, в том числе государственный. Внутренний аудит осуществляется на базе внутренних стандартов компании и служит для определения эффективности ее деятельности. Цель внутреннего аудита заключается в решении следующих задач:
• сформировать для каждого подразделения компании набор проверяемых параметров;
• разработать рекомендации для выполнения подразделениями и компанией в целом этих параметров;
• провести оценку полученных параметров;
• дать рекомендации по устранению обнаруженных негативных явлений. В рамках этих задач аудиторы:
• проверяют финансовые отчеты и системы бухгалтерского контроля;
• анализируют контрольные системы, обеспечивающие проверку реализации политики компании, выполнения планов, процедур, законодательных актов;
• осуществляют оценку эффективности производства продукции.
Практика проведения аудита системы управления компаниями сформировала следующую классификацию: функциональный аудит, аудит процедур и операционный аудит.
Результаты функционального аудита складываются из аудита процедур, а последние — из операционного аудита. В операционном аудите выделяют три фазы: планирование, сбор свидетельств и оценка, составление заключения. Планирование состоит в заключении Договора на согласование плана и процедуры аудита. Сбор свидетельств и оценка осуществляются по методике, предложенной аудитором. Составление заключения происходит обычно в произвольной форме.
Производство нового изделия основано на бизнес-плане, главными составляющими которого являются стратегия новизны (first mover и late mover) и жизненный цикл изделия.
First mover предусматривает пионерный (первый) выход компании на рынок с продукцией, реализующей новую потребность или интерес человека (общества). В начале их деятельности наблюдается полное отсутствие конкурентов, поэтому такие компании какое-то время являются законодателями цен и технологической политики.
Late mover планирует выход на рынок с новым изделием, реализующим в какой-то мере уже освоенные потребности и интересы, но в их новом наборе или с новыми приоритетами. Эта стратегия позволяет реализовать реальные, неучтенные другими производителями, пожелания потенциальных покупателей.
По жизненному циклу продукции можно сформировать устойчивую область сбыта нового изделия.
27. КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ФАЙЛОВ СОЦИАЛЬНОЙ ДИРЕКТОРИИМОДЕЛИ КОМПАНИИ?
Файл «Персонал» моделирует процесс управления персоналом. Он характеризуется системой функций производства и управления по набору, обучению, повышению квалификации, патронаже при назначении на новую должность. Документально результаты работы с файлом отражаются в составлении контракта с персоналом.
До подписания контракта необходимо дать оценку деловым и личностным качествам претендента на должность. Эту оценку можно дать по результатам тестирования. Существует множество вариантов для оценки профессиональных и личностных качеств. Представляет интерес перечень качеств для оценки личности, предложенный русским полководцем, автором военно-теоретических работ («Полковое учреждение» и «Наука побеждать») А.В. Суворовым:
Смел без запальчивости Скор без опрометчивости Деятелен без легкомыслия Подчинен без униженности Решителен без самонадеянности Победитель без тщеславия Честолюбив без кичливости Благороден без гордости Непринужден без лукавства | Тверд без упрямства Скромен без притворства Основателей без педантства Приятен без ветрености Благорасположен без коварства Проницателен без пронырства Откровенен без простодушия Приветлив без околичностей Услужлив без корыстолюбия |
По разработанным А.В. Суворовым таблицам определялась степень пригодности человека служить в армии и заниматься обучением и воспитанием солдат.
Файл «Конкуренты» описывает технологию профессионального отношения к конкурентам. Конкуренты бывают добросовестные и недобросовестные, агрессивные и выжидающие. Добросовестные придерживаются правовых и моральных норм конкуренции, в случае конфликтов всегда уступают дорогу сопернику на рынке товаров и услуг. Недобросовестные создают монополистические структуры или добиваются односторонних дотаций или льготных субсидий от государства. Это позволяет им снижать цены на продукцию и осваивать новые сегменты рынка. Менеджеры таких компаний предпринимают попытки создать различные лобби в финансовых, правительственных и общественных кругах. Агрессивные конкуренты снижают цены на продукцию при улучшении качества за счет использования инновационных технологий в производстве и управлении (например, фирмы Японии на американском рынке). Выжидающие создают видимость конкуренции для того, чтобы вынудить более сильные компании привлечь их к сотрудничеству как контрагентов (для заполнения определенной технологической ниши). Эта стратегия выгодна для фирм, которые производят хорошую продукцию, но не имеют достойных рынков сбыта или имеют рынки, но не имеют достойного производства. Выжидающий конкурент похож на рыбака, который хочет поймать золотую рыбку и часто ее ловит. Если такой конкурент находится, то в дальнейшем он будет стимулировать развитие бывшего выжидающего.
Любая компания за время своего существования играет все перечисленные роли конкурентов. И даже в какой-то момент она может быть одновременно и агрессивным, и добросовестным, и недобросовестным, и выжидающим, в зависимости от того, с кем имеет дело. Менеджер компании должен вести индивидуальную игру с каждым конкурентом.
Файл «Охрана окружающей среды» основан на концепциях стратегии устойчивого развития общества. Файл поддерживает систему стандартов обеспечения экологической безопасности — ISO I4000. Охрана окружающей среды определяется технологией, снабжением, материалами, затратами на восстановление. Более подробно материалы этого файла рассматриваются в специальном курсе по экологии или охране окружающей среды.
Файл «Связь с общественностью» формирует рекомендации по связям с общественностью своей компании и общественностью внешней среды с целью создания благоприятных условий деятельности. Связь с общественностью своей компании реализуется посредством- использования методик патисипативного управления и Vital relations (практическая реализация жизненно важных потребностей и интересов). Связь с общественностью внешней среды (района, города, республики) реализуется с помощью методики Public relations (основы общественных отношений).
Особая роль данного файла обусловлена необходимостью разъяснения общественности характера деятельности компании и ее влияния на окружающую среду.
КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ФАЙЛОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ экономической директории модели КОМПАНИИ?
Файл «Рынок» содержит информацию о системе отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи. Основная характеристика рынка — это уровень эластичности спроса. Данный показатель определяет, на сколько процентов может измениться спрос на свободном рынке на данную продукцию при изменении его цены на \%. Для формирования модели важны количественные значения показателя. Их принято разделять на пять уровней эластичности спроса: абсолютный, сильный, средний, слабый и нулевой. Абсолютный уровень эластичный определяет спрос, имеющий тенденцию сильно меняться при незначительных изменениях цены. Нулевой уровень эластичности характеризует спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным при небольших изменениях цены.
Абсолютно эластичный и нулевой уровни спроса имеют чисто теоретическое значение, а остальные играют существенную практическую роль в деятельности компаний. Сильный уровень эластичности продукции удовлетворяет интересы клиентов, а слабо эластичный — их потребности. Ассортимент продукции компании должен иметь гармонию по эластичности. Низкоэластичная продукция приносит малую прибыль в течение продолжительного времени. Высокоэластичная продукция приносит сверхвысокую прибыль в течение короткого времени.
Второй по важности характеристикой рынка является показатель эластичности предложения, который также имеет пять уровней. Для компании имеет практическое значение сочетание кривых спроса и предложения.
Файл «Капитальные вложения» содержит информацию о затратах и инвестициях на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных средств в компании. В зависимости от уровня технологического обеспечения, финансовых возможностей и общей стратегии развития капитальные вложения могут быть реализованы либо за счет собственных инвестиций, либо за счет аренды или лизинга, либо за счет временного подключения инвестиций сторонних организаций или лиц. Имеется ряд вариантов эффективной инвестиционной политики компании, она основана на анализе вариантов решений для получения инвестиций (табл. 28.1).
Таблица 28.1
Некоторые варианты решений для получения инвестиций
№ п/п | ИСТОЧНИК инвестиций | Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
Беспроцентная ссуда на выполнение важных госзаказов Целевая безвозмездная помощь международных организаций Расширение числа учредителей Выпуск облигаций Вторичная эмиссия акций Кредит в коммерческом банке Кредит под залог ликвидной недвижимости — ипотека Привлечение средств сотрудников в виде имущества и денежных средств Выпуск остродефицитных товаров массового потребления Иностранные инвестиции Лизинг | Существенное увеличение средств на капвложения Существенное увеличение средств на капвложения Небольшое увеличение инвестиций Небольшое увеличение инвестиций Существенное увеличение инвестиций Существенное увеличение инвестиций Существенное увеличение инвестиций Небольшое увеличение уставного капитала и инвестиций Существенное увеличение инвестиций Существенное увеличение инвестиций Существенное увеличение инвестиций | Большая конкуренция и трудности оформления Большая конкуренция и трудности оформления. Наличие опасностей для здоровья персонала Трудность вовлечения новых учредителей. Ухудшение управляемости Трудности оформления и распространения Трудности в нахождении инициативных специалистов Большая кредитная ставка. Высокий риск не возврата кредита (требуется очень высокая рентабельность производства) Большая сложность и стоимость оформления. Размер кредита вычисляется по остаточной стоимости недвижимости Трудности в убеждении сотрудников Трудности в проведении маркетинговых исследований Трудности в оформлении и обосновании Трудности в поиске приемлемых основных средств |
Файл «Затраты» содержит информацию для возможной оптимизации затрат. При формировании производственных затрат выбирают одну из двух концепций:
• минимизация стоимости: то есть ориентация на самое дешевое сырье, комплектующие изделия и другие составляющие производственного процесса;
• оптимизация стоимости: то есть ориентация на высококачественные составляющие производственного процесса при максимальном снижении цены продаж.
Файл включает информацию, касающуюся:
• получения скидок (желательно выбрать весь диапазон);
• уровня качества сырья;
• сроков поставки;
• приоритетов поставок;
• системы взаиморасчетов (доверительная, предоплата и др.);
• системы представительства (делегирование функций на места, выезд на место своего представителя и др.). Файл «Прибыль» является обобщающим в хозяйственной деятельности компании. Базой для искомого файла является показатель «норма прибыли» (НП).
НП = (Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении компании/Авансируемый капитал) х 100%. При НП менее 50% компания считается слабой, потенциальным банкротом, при НП = 100—200% компания считается преуспевающей. Норма прибыли свыше 300% есть признак или жульничества, или монополизма. Налоговая полиция применяет очень жесткие меры к таким компаниям. Не случайно, компании, подходя к критическому рубежу в 300%, начинают активно заниматься благотворительностью, чтобы снизить сумму чистой прибыли, остающейся в распоряжении компании и облагаемой налогом.
29. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ
Ситуация. В 1997 г. четырьмя учредителями было создано ЗАО «БОУЛИНГ» с целью организации здорового спортивного досуга для многих категорий населения. Уставный капитал компании — 2,5 млн. руб. Компания в течение года получала высокую прибыль. Она имела следующие подразделения: директорат, технический отдел и отдел обслуживания клиентов, отдел кадров, бухгалтерия и финансы, отдел связи с общественностью, отдел охраны и отдел рекламы. Число работающих в компании — 21 человек. Руководитель
компании 25-летний Кравцов И.С. ранее работал менеджером в компании «Золотая рулетка». Высокий спрос на услуги по организации спортивного досуга стимулировал создание новых развлекательных учреждений, одним из которых стал боулинг (кегли). Конкуренты действовали по стратегии «late-mover»: учли недостатки ЗАО «БОУЛИНГ» и предложили клиентам новое оборудование и ряд дополнительных услуг. Естественно, прибыли ЗАО «БОУЛИНГ» стремительно упали. Руководитель договорился с частным инвестором о ссуде под 40% годовых от прибыли после реконструкции компании, однако в последний момент инвестор отказался от сделки. Постепенно компания пришла к полному упадку и ликвидации.
Вопросы. Какие файлы концептуальной модели соответствуют деятельности компании ЗАО «БОУЛИНГ»? Перечислите виды деятельности и файлы модели, которые необходимо учитывать в компании при ПРУР? Всели имеющиеся виды деятельности использовались правильно?
Обсуждение ситуации. Формирование цели для данного документа основано на материалах ответа на 25—28-й вопросы.
Исходя из перечня приведенных подразделений, можно составить перечень файлов, которые соответствуют деятельности ЗАО ''БОУЛИНГ'' (табл. 29.1).
Проанализировав ситуацию, сотрудники консультационной фирмы «Профи» пришли к выводу о недостаточности используемых в компании ЗАО «БОУЛИНГ» видов деятельности для успешной работы. Недостающие подразделения и соответствующие им файлымодели приведены в табл. 29.2.
Таблица 29.1