Анализ факторов, определивших возникновение конфликта в ООО «Мон Ами»

Полагаю, что ни у кого не возникнет сомнений в том, что главной причиной данного конфликта является недобросовестное выполнение обязанностей сотрудником организации. Очевидно, что во многом это вызвано его личностными чертами, что могло бы компенсироваться высоким уровнем управления, но в нашем случае этого не было.

Так, руководитель отдела отказывался видеть конфликт и принялся решать его только для того, чтобы «утешить» давно знакомую ему сотрудницу. Но ведь сначала такое детское восприятие ссоры двух подчиненных только помогало разгораться конфликту.

Еще одним отрицательным фактором, явившимся причиной возникновения конфликта является не менее детское отношение самого секретаря к работе вообще. Принцип «не хочу и не буду» на рабочем месте предстаёт нам по меньшей мере глупо, а по большей – вовсе неуместным для сотрудника любой организации.

Всё это тянет за собой ещё один фактор, вызвавший данный конфликт – такая социально-психологическая обстановка в коллективе, где люди друг другу приятели а не коллеги.

Учитывая эти факторы, я считаю, что бухгалтер смогла достойно вести себя в сложившейся ситуации. И теперь мне хотелось бы рассмотреть выбранные ею стили поведения в данном конфликте.

Глава 3. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте

Получается, что бухгалтер очень разумно поступала в данной ситуации. Но это в целом, если же рассматривать конфликт поэтапно, то пожалуй, с этим можно не согласиться.

Так, в самом начале конфликта, когда Стервочка только принялась за работу, Зануда пожалела её, решив, что та не справляется с работой. Хорошо видно, что был использован стиль уклонения (когда человек просто игнорирует то, что его не устраивает). Бухгалтер решила просто подождать, пока секретарь сможет освоить новую для неё работу и пока справляться самой. Выбор такого поведения я считаю главной ошибкой. Бухгалтеру было необходимо сразу четко определить работу секретаря и объяснить, что при приёме на работу никто ей отдыха не обещал. Вероятно, сразу поставив эту девушку «на место», можно было бы избежать продолжения конфликта. Однако этого не случилось и конфликт вошёл в новую стадию.

Стадия открытого взаимодействия. С этого момента я считаю все действия Зануды оправданными и целесообразными. Увидев, что у Стервочки всё-таки остаётся время на игры, она хотела сперва поговорить с самой девушкой, а не идти с жалобами к начальству. Зануда была ориентирована на сотрудничество. Ей действительно был нужен помощник. Официально у неё уже даже появился помощник. Но почему-то как таковой помощи не было. Вредить интересам нового сотрудника у Зануды не было никакого желания, но и выполнять чужую работу не входило в её планы. Ей было необходимо выяснить отношения. Однако мирно урегулировать конфликт не удалось, потому что Стервочка со своей стороны сотрудничать совершенно не собиралась. Она уже выбрала свой стиль поведения. Это однозначно был стиль конкуренции.

Не сумев разрешить проблему тихо, Зануда тоже переходит к такому стилю. Её перестали интересовать желания, заботы и возможности секретаря, теперь ей нужен только обещанный помощник, который действительно уже давно стал необходим. Она пошла к руководителю отдела, чтобы он со своей позиции оценил конфликт и повлиял на ситуацию. Тот в свою очередь, не смотря на власть, которой он обладает, решил в конфликт не вмешиваться, а просто попробовать успокоить его участников. Слова Стервочки о том, что вовсе никакого конфликта нет, его вполне устроили и позволили нормально продолжить свою основную работу.

Однако Зануда продолжала поступать в соответствии с выбранным стилем поведения. Она настойчиво пыталась обратить на конфликт внимание Ребёнка и, в конце концов, ей это удалось.

Надо сказать, что когда почвы для конфликта не осталось, эмоциональное напряжение заметно ослабилось. Девушки перестали ругаться. И теперь, в редких случаях, когда Зануде становилось что-то срочно нужно, и она не могла ждать появления другого секретаря, она шла к Стервочки и та почти сразу всё делала, хотя теперь-то это перестало быть её обязанностью. Думаю, что это произошло из-за того, что во-первых, она перестала предвзято относиться к Зануде, и во-вторых, сама Зануда (в связи с отпавшей необходимостью) перестала использовать стиль конкуренции, а значит напряжение в отношениях перестало сначала быть очевидным, а потом и вовсе пропало.

И всё-таки, даже после такого успешного разрешения конфликта, я хотела бы выразить своё несогласие с действиями руководителя отдела. Я считаю, что гораздо логичнее было бы разобраться с реальным положением дел и, уволив Стервочку, нанять другого секретаря на полный рабочий день. Так как получившееся «разделение рабочего времени», как мне кажется, ещё может подтолкнуть сотрудников к новым конфликтам.

Заключение

Конфликт – (от латинского conflictus) столкновение. Предельно обобщая подходы к пониманию конфликта можно отметить, что конфликты объясняются:

- через противоречия и столкновения позиций в социуме;

- через различия интересов участников социума;

-через противоречия, столкновения и различие интересов, проявляющихся в нормах поведения;

- через отсутствие согласованных позиций в социуме;

- через возникновение противоречий и угроз удовлетворения базовых потребностей человека как члена социума, когда конфликт возникает с ростом состояния неопределенности их удовлетворения.

Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое, поэтому конфликт ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта;

2) участники конфликта;

3) социальная среда, условия конфликта;

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

В первой главе были рассмотрены методы преодоления конфликта и предотвращение стрессовых ситуаций. Во второй главе был произведен анализ возникновения стрессов и конфликтов в ООО «Мон Ами».

Последствия конфликтных ситуаций в современных организациях тоже не всегда однозначны. Конфликт может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами). Рассматривать функциональные и дисфункциональные последствия конфликта можно только с точки зрения их баланса. Нельзя добиться однозначно положительного или однозначно отрицательного выхода из конфликта. Всегда в итоге будут присутствовать как конструктивный, так и деструктивный моменты конфликта для организации, подразделений, людей. К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем. Наиболее рациональной и оптимальной по результатам является линия на сотрудничество.

Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие.

Список используемой литературы

1. Аллахвердова О.В. и др. Конфликтология. - СПб.: Лань, 2010 г.

2. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения споров. - Казань, 2002

3. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Уч. для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2009 г.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: ЛГУ, 2008 г.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. http://dvo.sut.ru/libr/soirl/i119metk/1.htm

7. http://psyznaiyka.net/konfliktologiya.html

ПРИЛОЖЕНИЕ А

БЛАНК АНАЛИЗА КОНФЛИКТА

Уважаемый коллега! Мы проводим исследование, направленное на повышение

эффективности работы руководителей, в интересах выработки рекомендаций по предупреждению

межличностных конфликтов в сфере управления. В связи с этим мы хотели бы узнать некоторые

данные и Ваше мнение о реальном конфликте, имевшем место в Вашей деятельности Ваших коллег.

Ответьте, пожалуйста, по порядку на \все вопросы бланка (ответы желательно обосновать). Из

описания должно быть ясно, где приводятся факты, а где их анализ и предположения. Если нет

информации для ответа, ее не надо домысливать. Главное в анализе – это соответствие того, что

написано, тому, что было на самом деле, а также детальность описания.

Анонимность Ваших ответов гарантируется. Информация будет использована только в

обобщенном виде. Заранее благодарны Вам за сотрудничество!

1. Год начала конфликта ________________________

2. Месяц начала конфликта ______________________

3. Учреждение (организация), в которой произошел конфликт _________________________

4. Кратко опишите характер и особенности деятельности этого коллектива (место, город, регион)

_____

5. На основе чьей информации анализируется конфликт?

- основного участника конфликта (кого именно)

- второстепенного участника конфликта

- свидетеля, не принимавшего участия в конфликте

- другого источника информации (какого именно?)

6. Находились ли оппоненты в отношениях подчиненности?

- конфликт между подчиненным и его непосредственным начальником

- конфликт между подчиненным и его прямым начальником

- конфликт между руководителями, находящимися в других отношениях подчиненности (каких

именно?)

- конфликт между руководителями, не находящимися в отношениях подчиненности.

7. Характер межличностных отношений участников конфликта до его начала:

- хорошие

- скорее хорошие, чем нейтральные

- нейтральные

- скорее плохие, чем нейтральные

- плохие

- плохо знали друг друга.

8. Тип конфликта и его краткое обоснование:

- новатор-консерватор

- борьба за качество деятельности

- борьба против унижения личной чести и достоинства

- борьба за определенную роль в трудовом коллективе, власть и влияние

- борьба с несправедливым получением и распределением материальных благ

- борьба начальников (подчиненных) за право независимых от подчиненных (начальников)

решений и действий, за право самому принимать решение

- борьба за справедливую оценку результатов деятельности

- борьба за выдвижение на вышестоящую должность перевод на лучшее место работы

- другой тип конфликта (дайте характеристику) __

9. Кратко опишите чуть конфликта и основные моменты в его возникновении, развитии и

разрешении, динамику, влияние на оппонентов, коллективов, результаты разрешения

(пользуйтесь ключевыми словами п. 8) __________

10. Кто был инициатором конфликта? ______________

11. Чьи и какие действия привели к началу конфликта? _______________________________

12. Характеристика первого (начальника) оппонента:

- занимаемая должность ____________________

- возраст __

- в течение какого времени находится в данной конкретной должности ______________

- время нахождения в подобной должности вообще (примерная дата вступления в должность –

год, месяц) ____________________

- профессиональная подготовка. Оцените в баллах от +5 до –5

+5 +4 +3 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 5, где

+5 – в профессиональном отношении подготовлен отлично

0 - в профессиональном отношении подготовлен средне

-5 – в профессиональном отношении подготовлен неудовлетворительно

- нравственные качества

+5 +4 +3 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 5, где

+5 – в высшей степени порядочный

0 - нравственные качества не выражены ни в положительную, ни в отрицательную сторону

-5 – в высшей степени непорядочный

- другие психологические характеристики ______

13. Способы борьбы, действия первого (начальника) оппонента на всех этапах конфликта

___________

14. Каковы мотивы вступление в конфликт первого (начальника) оппонента? Из-за чего он пошел не

конфликт? _________________________

15. Пытался ли он скрыть свои истинные мотивы от окружающих? ______________________

16. Какое представление о причинах конфликта он пытался создать у окружающих? _______

17. Опишите характерные эмоциональные реакции первого (начальника) оппонента во время

конфликта ____________________________

18. Изменилось ли во время конфликта качество выполнения служебных обязанностей первым

(начальником) оппонентом?

- стал работать заметно хуже, чем обычно

- стал работать несколько хуже, чем обычно

- конфликт практически не повлиял на качество работы

- стал работать несколько лучше, чем обычно

- стал работать заметно лучше, чем обычно

- затрудняюсь ответить

19. Как изменилось качество выполнения служебных обязанностей первым (начальником)

оппонентом по сравнению с качеством его работы до конфликта?

- стал работать заметно уже, чем обычно

- стал работать несколько хуже, чем обычно

- конфликт практически не повлиял на качество работы

- стал работать несколько лучше, чем обычно

- стал работать заметно лучше, чем обычно

- затрудняюсь ответить

20. Изменилось ли во время конфликта настроение первого (начальника) оппонента?

- настроение было заметно хуже, чем обычно

- настроение было несколько хуже, чем обычно

- конфликт практически не повлиял на его настроение

- настроение было несколько лучше, чем обычно

- настроение было заметно лучше, чем обычно

- затрудняюсь ответить

21. Как изменилось настроение первого (начальника) оппонента после конфликта по сравнению с его

обычным нестроением?

- настроение было заметно хуже, чем обычно

- настроение было несколько хуже, чем обычно

- конфликт практически не повлиял на его настроение

- настроение было несколько лучше, чем обычно

- настроение было заметно лучше, чем обычно

- затрудняюсь ответить

22. Как повлиял завершившийся конфликт на отношение коллектива к первому (начальнику)

оппоненту, на его положение и авторитет?

- отношение к нему заметно улучшилось

- отношение к нему улучшилось

- отношение к нему фактически не изменилось

- отношение к нему ухудшилось

- отношение к нему заметно ухудшилось

- трудно сказать

23. Какое общественное, служебное воздействие оказано на первого (начальника) оппонента и за

что?__________________________

24. Кто и на каком этапе конфликта поддержал первого (начальника) оппонента? _________

25. Какими действиями и как поддержали первого (начальника) оппонента?

- открыто

- неофициально

- однозначно

- половинчато

26. Почему поддержали первого (начальника) оппонента? _____________________________

27. Характеристика второго (подчиненного) оппонента:

- занимаемая должность ____________________

- возраст __

- в течение какого времени находится в данной конкретной должности ______________

- время нахождения в подобной должности вообще (примерная дата вступления в должность –

год, месяц) ____________________

- профессиональная подготовка. Оцените в баллах от +5 до –5

+5 +4 +3 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 5, где

+5 – в профессиональном отношении подготовлен отлично

0 - в профессиональном отношении подготовлен средне

-5 – в профессиональном отношении подготовлен неудовлетворительно

- нравственные качества

+5 +4 +3 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 5, где

+5 – в высшей степени порядочный

0 - нравственные качества не выражены ни в положительную, ни в отрицательную сторону

-5 – в высшей степени непорядочный

- другие психологические характеристики ___

28. Способы борьбы, действия второго (подчиненного) оппонента на всех этапах конфликта

___________

29. Каковы мотивы вступление в конфликт второго (подчиненного) оппонента? Из-за чего он пошел

не конфликт? _________________________

30. Пытался ли он скрыть свои истинные мотивы от окружающих? ______________________

31. Какое представление о причинах конфликта он пытался создать у окружающих? _______

32. Опишите характерные эмоциональные реакции второго (подчиненного) оппонента во время

конфликта ____________________________

33. Изменилось ли во время конфликта качество выполнения служебных обязанностей вторым

(подчиненным) оппонентом?

- стал работать заметно хуже, чем обычно

- стал работать несколько хуже, чем обычно

- конфликт практически не повлиял на качество работы

- стал работать несколько лучше, чем обычно

- стал работать заметно лучше, чем обычно

- затрудняюсь ответить

34. Как изменилось качество выполнения служебных обязанностей вторым (подчиненным)

оппонентом по сравнению с качеством его работы до конфликта?

- стал работать заметно уже, чем обычно

- стал работать несколько хуже, чем обычно

- конфликт практически не повлиял на качество работы

- стал работать несколько лучше, чем обычно

- стал работать заметно лучше, чем обычно

- затрудняюсь ответить

35. Изменилось ли во время конфликта настроение второго (подчиненного) оппонента?

- настроение было заметно хуже, чем обычно

- настроение было несколько хуже, чем обычно

- конфликт практически не повлиял на его настроение

- настроение было несколько лучше, чем обычно

- настроение было заметно лучше, чем обычно

- затрудняюсь ответить

36. Как изменилось настроение второго (подчиненного) оппонента после конфликта по сравнению с

его обычным нестроением?

- настроение было заметно хуже, чем обычно

- настроение было несколько хуже, чем обычно

- конфликт практически не повлиял на его настроение

- настроение было несколько лучше, чем обычно

- настроение было заметно лучше, чем обычно

- затрудняюсь ответить

37. Как повлиял завершившийся конфликт на отношение коллектива ко второму (подчиненному)

оппоненту, на его положение и авторитет?

- отношение к нему заметно улучшилось

- отношение к нему улучшилось

- отношение к нему фактически не изменилось

- отношение к нему ухудшилось

- отношение к нему заметно ухудшилось

- трудно сказать

38. Какое общественное, служебное воздействие оказано на второго (подчиненного) оппонента и за

что?__________________________

39. Кто и на каком этапе конфликта поддержал второго (подчиненного) оппонента? _

40. Какими действиями и как поддержали своего (начальника) оппонента?

- открыто

- неофициально

- однозначно

- половинчато

41. Почему поддержали второго (подчиненного) оппонента? ___________________________

42. Длительность конфликта (дней, месяцев, лет) ____

43. Кто разбирался в конфликте по поручению вышестоящих организаций (руководителей)?

___________

44. Опишите, каким образом лица, разбиравшиеся в конфликте пытались повлиять на его хорошие

результаты? ________________________

45. Как повлияло вмешательство вышестоящих инстанций на ход и результаты конфликта?

- оказало заметное положительное влияние

- оказало положительное влияние

- фактически не повлияло

- оказало отрицательное влияние

- оказало значительное отрицательное влияние

- трудно сказать

46. В какой степени разрешено противоречие между оппонентами, приведшее к конфликту?

- полностью разрешено

- частично разрешено

- фактически не повлияло

- оказало отрицательное влияние

- оказало значительное отрицательное влияние

- трудно сказать

47. Кто одержал победу в конфликте? Оцените результаты количественно (для оценки используйте

одно из следующих чисел):

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%, где

100% – полностью победил первый оппонент

50% - никто не одержал победу

0 – полностью победил второй оппонент

48. Обоснуйте оценку ____________________________

49. Как изменились взаимоотношения оппонентов по сравнению с их взаимоотношениями до него?

- отношения стали заметно лучше

- отношения стали несколько лучше

- отношения фактически не изменились

- отношения стали несколько хуже

- отношения стали заметно хуже

- трудно сказать

50. Как изменились взаимоотношения оппонентов после конфликта по сравнению с их

взаимоотношениями во время конфликта?

- отношения стали заметно лучше

- отношения стали несколько лучше

- отношения фактически не изменились

- отношения стали несколько хуже

- отношения стали заметно хуже

- трудно сказать

51. Как изменилось качество совместной деятельности членов коллектива во время конфликта по

сравнению с качеством работы до конфликта?

- коллектив стал работать заметно лучше

- коллектив стал работать несколько лучше

- конфликт фактически не повлиял на качество работы коллектива

- коллектив стал работать несколько хуже

- коллектив стал работать заметно хуже

- затрудняюсь ответить

52. Как изменилось качество совместной деятельности членов коллектива после конфликта по

сравнению с качеством работы до конфликта?

- коллектив стал работать заметно лучше

- коллектив стал работать несколько лучше

- конфликт фактически не повлиял на качество работы коллектива

- коллектив стал работать несколько хуже

- коллектив стал работать заметно хуже

- затрудняюсь ответить

53. Что конкретно изменилось в деятельности коллектива в результате конфликта? _

54. Как конфликт повлиял на взаимоотношения в коллективе?

- во время конфликта взаимоотношения в коллективе стали заметно лучше

- во время конфликта взаимоотношения в коллективе стали несколько лучше

- во время конфликта взаимоотношения в коллективе фактически не изменились

- во время конфликта взаимоотношения в коллективе стали несколько хуже

- во время конфликта взаимоотношения в коллективе стали заметно хуже

- трудно сказать

55. Как в результате конфликта изменились взаимоотношения в коллективе?

- после конфликта взаимоотношения в коллективе стали заметно лучше

- после конфликта взаимоотношения в коллективе стали несколько лучше

- после конфликта взаимоотношения в коллективе фактически не изменились

- после конфликта взаимоотношения в коллективе стали несколько хуже

- после конфликта взаимоотношения в коллективе стали заметно хуже

- трудно сказать

56. Что конкретно изменилось в деятельности коллектива после конфликта? _____________

57. На ваш взгляд, можно ли было избежать конфликта? Обоснуйте свой ответ

___________

58. Другая информация о конфликте, которая не отражена в предыдущих пунктах _________

______________

59. Дата заполнения бланка ______________________

60. Должность заполнявшего бланк ________________

Наши рекомендации