Заголовочные элементы
В подзаголовке сообщается, уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона публикации. Например, заголовок «Украина продаёт свое единственный ракетный крейсер» дополнили «Его постройка и содержание оказались непосильным бременем». Часто подзаголовки являются продолжением основного заголовка. «Москва выбрала» - заголовок. «лучшего воспитателя детского сада» - подзаголовок. Внутренние подзаголовки, являясь названиями отдельных частей публикаций, также служат дополнением к основному заголовку, помогают раскрыть тему.
Бывает, что в крупном материале необходимо дать сразу несколько подзаголовков. Тогда их выносят на открытие публикации и подают как единый блок – анонс. Анонс используется для того, чтобы усилить зрительно-смысловой центр публикации, сразу представить читателю главные темы и проблемы. В журналах, в отличие от газет часто анонсируются и будущие материалы.
Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации. Характер водки носит также выделенная особым начертанием шрифта начальная часть текста.
Непосредственно примыкает к тексту и другой заголовочный элемент – эпиграф, объясняющий характер публикации, её идею. Чаще в качестве эпиграфа используются цитаты различных писателей, но иногда автор сам придумывает эпиграф. Примером может служить комментарий к карикатуре.
Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.
Также в печати можно встретить образования, в которых совмещаются все вышеуказанные элементы. Такие комплексы называются заголоком-сообщением.
Выбор заголовочных элементов определяется также частотностью их употребления в масштабах издания. Многократно может повторяться только рубрика – название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок.
Заголовочные элементы могут относиться к одной публикации или к группе публикаций. Только с одной публикацией выступает собственно заголовок. Заголовок же, охватывающий группу материалов (подборку, целевую страницу, и т. п.), называется «шапкой». Есть и третья разновидность этого элемента – «флаговый» заголовок: когда название самого важного материала развёрстывается на всю ширину подборки, целевой страницы, охватывая и другие материалы.
По способу исполнения заголовочные элементы можно разделить на наборные и клишированные. Наборные составляют основную массу заголовочных элементов, выполняются они обычно специальными – титульными – шрифтами, только водка или эпиграф, реже рубрика – текстовыми выделительными шрифтами. Клишированные элементы можно разделить на три группы: текстовые, изобразительные и изобразительно-текстовые.
Размещение заголовочного комплекса.
Прежде чем принять решение о размещении того или иного элемента, оформитель должен выяснить, какую площадь займёт весь комплекс, то есть определить, каким заголовочным пространством располагает материал. Это пространство очень значительно и его соотношение с текстовой частью материала колеблется от 1:3 до 1:12.
Заголовочное пространство может быть сплошным и дробным. Сплошное образуется тогда, когда все элементы подаются единым блоком. Дробное – когда используются внутренние подзаголовки текста, а также вставки, помещаемые в середине текста.
Сплошное заголовочное пространство может иметь прямоугольную и ступенчатую конфигурацию. По отношению к тексту заголовок размещается симметрично по центральной оси материала и ассиметрично – с выключкой вправо или влево.
Одноколонные тексты озаглавливаются сверху. У многоколонных текстов заголовочный комплекс может стоять как над всеми колонками, так и над некоторыми из них.
Внутри текста заголовки размещают, чтобы избежать слияния с соседним или чтобы разделить слишком большой текстовый блок. При использовании этого приёма надо, чтобы заголовок размещался в оптическом центре материала – примерно на треть высоты колонки, считая сверху.
Развёрстка рядом с текстом – типично журнальный приём. Также в журналах часто дробят заголовок, располагая его частями по всему тексту. Эти приёмы вполне уместны в публикациях, которые занимают целиком страницу или разворот.
Внутренняя композиция заголовочного комплекса зависит прежде всего от структуры заголовка. У однострочного заголовка всего три варианта размещения: прямо по центру заголовочного пространства, справа и слева. Двухстрочный имеет уже 9 вариантов, а трёхстрочный – 65.
Шрифтовое оформление.
Принципы подобия и контраста при шрифтовом оформлении заголовочных комплексов тесно взаимосвязаны. Редакция подбирает такие шрифты, которые объединяют все заголовочные средства издания, но и даёт достаточно простора для противопоставления между элементами.
Контраст между заголовочной частью и текстом особенно выражен в газетах, т. к. в большинстве из них преобладают средние и крупные материалы аналитических жанров. Для привлечения внимания к ним они и сопровождаются броскими заголовками.
Стилевое единство с наибольшим успехом достигается там, где редакция систематизировала своё шрифтовое хозяйство, т. е. разработало шрифтовое расписание
Часто за определёнными тематическими блоками закрепляются «свои» шрифты. Если тот или иной способ применяется постоянно, он становится для читателя дополнительным опознавательным знаком, ориентиром, облегчающим знакомство с номером. Композиционно заголовки являются опорными центрами страниц, усиление или ослабление которых означают оформительски противоположные действия по руководству вниманием читателя.
Существует ряд устоявшихся приёмов в оформлении заголовков. Вводка предваряет текст и поэтому набирается текстовым выделительным шрифтом того же кегля или на одну-две ступени больше. Тематические рубрики набираются одним и тем же шрифтом. Внутренние подзаголовки, как и заголовки заметок в подборке, в полном соответствии с заголовком, т. е. шрифтом тех же качеств, только кеглем поменьше.
Кроме типографских шрифтов для оформления заголовочного комплекса используются и клишированные элементы. Клишированные элементы – сильное средство выделения заголовочного комплекса и усиления графики полосы в целом. Они воспринимаются на уровне иллюстраций, поэтому их число должно быть строго ограниченным.
При оформлении заголовочного комплекса часто используются линейки и полиграфические украшения. Они призваны усилить или обособить отдельные элементы или комплексы в целом. Возможны разные способы применения линейки: подчёркивания, отчёркивания по вертикали, обрамление, заключение в полурамку, «уголок» и т. д. В анонсах, подборках коротких сообщений используются украшения в виде геометрических фигур – точек, ромбиков, треугольников и т. д.
Цвет также может применяться в заголовочном комплексе. Дополнительным цветом в газете иногда выделяют важнейшую «шапку», рубрику. В журналах применяются цветные клишированные элементы. Цветом можно не только выделять смысловые элементы, но и создавать для них фон.