Основные подходы к разработке миссии
Разработка миссии — длительная и кропотливая работа, тре-
ицая постоянного согласования взглядов и желаний основателей
и руководителей компании с потребностями персонала в «окры-
II пности прекрасной миссией». В противном случае разработан-
миссия может остаться лишь звучным слоганом, смысл ко-
трого непонятен сотрудникам и с трудом трансформируется в ка-
зибо персональные цели и принципы работы для каждого.
1 I' цует переосмыслить с позиции основных постулатов миссии
• и. н'мы обучения и научения персонала в компании, подчинить
юханизм мотивации, сделать неформальных лидеров компании ярыми пропагандистами и проводниками миссии в жизнь. Увязать тот или иной вид миссии с определенной культурой гаточно проблематично. Опосредовано связь лежит через сферу ц цельности и стратегию компании. Очевидно, что компании // отраслей будут тяготеть к миссиям-совершенствованиям, при-14 1,ни в них элементы адхократических культур; клановые куль-гуры I) большей степени будут ориентироваться на народные мис-i ии и миссии общечеловеческого предназначения; рыночные ком-м in и и в основу своей культурной парадигмы положат, скорее I» его, миссии-экспансии или миссии — рекламные акции, не кая в интересах бизнеса и элитарные идеи. Опыт показыва-
• i что для иерархической культуры не существует особых при
оритетов в выборе той или иной миссии. Разные иерархии вы
бирают разные миссии исходя в первую очередь из видения пред-
и.i шачения компании ее основателями.
1111 р: //www.alfabank. ru/about/mission/
99
100 |
Б. Нануспредлагает четырехстадийный процесс, состоящий из ряда вопросов, отвечая на которые, можно построить «мечту» своей организации (табл. 2.2.1). Он советует начать с оцен ки имеющихся ресурсов, т.е. с постановки следующих вопросов: каким бизнесом занимается компания? какие ценности она исповедует в настоящее время? согласны ли ее служащие с ее направлением? Затем следует провести проверку реальности, отвечая, например, на такие вопросы: есть ли у компании важные клиенты и другие заинтересованные лица и организации и удовлетворяет ли компания их потребности? Далее Б. Нанус советует определить контекст видения путем определения, какие процессы в будущем могут оказать воздействие на видение и каковы некоторые сценарии будущего. Наконец, надо разработать альтернативы и выбрать миссию.
101
Существует и другой подход к разработке миссии — подход пяти «почему», рекомендуемый Дж. Коллинзоми Дж. Поррасом:«Начните с описательного утверждения "Мы производим X продуктов" или "Мы оказываем Y услуг", а затем пять раз подряд поставьте вопрос: "Почему это важно?". После того как вы дадите два-три ответа на этот вопрос, вы обнаружите, что добрались до фундаментальной цели организации»1.
Еще один метод «мастера-визионера» рекомендует Т. Стюарт2.
1 Harvard Business Review, 19%.
1 Stewart ТА Refreshing Change: Vision Statements That Make Sense // Fortune. — 1996. — September 30. — P. 195.
Представленные подходы предполагают, что процесс разра-"4 1 и миссии начинается с концентрации внимания на органи-1.ШИ11. Однако существует и другой подход.
Ног как предлагает разрабатывать миссию X. Бордас,старший и |\мпый сотрудник Центра созидательного руководства в Коло-i 11" Спрингс (штат Колорадо):
«Найдите спокойное, благоприятствующее размышлениям ме-' и>, где вы сможете отвлечься от повседневной работы и заняться 11 рьезными размышлениями. Оставьте ваш сотовый телефон по-i.i м.ше от этого места.
11одумайте о вашем раннем детстве, о том, что сформировало ваше развитие. Ищите модели, мотивации и ценности, вынесенные вами и i детства». Бордас предлагает следующие темы для размышлений:
•Отношения в семье. Каким по старшинству ребенком в семье вы Выли, каковы были семейные правила, ожидания и экономическое Положение? Какие чувства вы питаете к вашей семье? Каковы ваши милиции? Попробуйте определить, какие ваши личностные харак-(ёристики являются генетическими или унаследованными.
Значение пола. Наш пол, безусловно, влияет на то, как мы мыс-1им и что считаем возможным. Чтобы понять важность пола, опиши ге десять отличий, которые появились бы в вашей жизни, будь ни человеком противоположного пола.
Влияние географии. Где вы родились? Даже в пределах одной \ граны в различных регионах имеют место разные культуры и i шли жизни. Расспросите людей, родившихся в других регионах или странах, об обычаях, развлечениях и аспектах жизни, i пюрые представляются им уникальными особенностями дет-I i ва в местах их рождения.
103
Культурный фон. Для некоторых культурная идентичность является ключом к пониманию того, кто они, тогда как другие слабо осознают свое наследие. Как бы вы описали вашу собственную культуру? Насколько важную роль она сыграла в формировании вашей жизни? Как ваша культура вплетена в ткань той цели, которую вы преследуете как лидер?
Влияние поколения. Речь идет о событиях, произошедших в течение того конкретного периода, когда родились данные люди. Эти события формируют их жизнь и отличают их поколение. Чтобы понять важность таких влияющих на жизнь факторов, как телевидение или компьютеры, достаточно просто поговорить с человеком, родившимся в конце 1940-х или в 1950-х гг. Некоторые факторы (например, изменение роли женщин на работе и в семье, пришествие глобального рынка или демографические изменения, происходящие в Америке) столь всеобъемлющи, что затрагивают жизнедеятельность большинства людей. Как эти и другие влияния, испытанные вашим поколением, воздействовали на ваши убеждения, стандарты, ожидания?
Изобразите вашу жизнь в виде линии и укажите на ней ваши главные занятия и места работы в хронологическом порядке. Возле каждой записи перечислите навыки и таланты, проявленные вами. Сгруппируйте их по категориям — умение выстраивать отношения с людьми, техническая грамотность, интеллектуальные навыки, навыки общения и т.д. Каковы были ваши самые сильные стороны? Какими умениями и талантами вам нравилось пользоваться? В каких сферах вы добились совершенства? Что вам далось легко? Чему вы научились? Каков глубинный смысл пережитого вами? Что вдохновляло вас и почему?
Задумайтесь над теми моментами вашей жизни, когда вы принимали важные решения — не обязательно самые логичные или целесообразные, а просто "правильные". Что говорили вам тогда ваши интуиция, прозрение, восприятие и чувства о ваших действительных ценностях?
Спросите себя: что бы я стал делать, если бы мне не платили за мою деятельность? Чем бы я хотел заниматься? Что составляет мою страсть? Что бы я сделал, если б выиграл в лотерею, зная, что мне осталось жить полгода или еще сто лет? Да, возможно, вы ответите: играл бы в гольф, путешествовал или делал покупки вплоть до последнего вздоха».
Не удивляйтесь, если разработка привлекательного видения вашей собственной жизни окажется нелегким делом. У. Беннис предупреждает, что если познание самого себя и личностное бытие были бы столь же легки, как болтовня обо всем этом, то, пожалуй, не
104
ii.шиюсь бы такого множества людей, копирующих других, изре-i нищих чужие, подержанные мысли, отчаянно пытающихся впи-< ггься и соответствовать, а не выделяться. Мы идем за людьми, со-юявшими притягательные личные видения, особенно если эти люди
I пособны выразить свою мечту так, чтобы она совпадала с нашими
II i ремлениями. В конечном счете это метод и путь, следуя кото
рым, преуспели Кинг, Дисней, Форд, Черчилль и прочие великие
ш,1,еры-визионеры. Они познали себя и связали себя с другими.
У них были обладавшие притягательной силой собственные идеи,
i "Юрые могли разделить и другие люди. Они выражали то, что не
i умели выразить остальные.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) и разработка миссии компании1
Одна из моделей, которая используется для выработки миссии, — это модель «нейрологических уровней» (табл. 2.2.2).
Таблица 2.2.2
В этой таблице нижние строчки описывают нижние логические уровни (бытовое, конкретное мышление), а верхние — верхние логические уровни (стратегическое, мировоззренческое мышление). Смешение уровней обычно приводит к анекдотическим (или трагическим) ситуациям, когда люди не понимают друг друга.
В документ «Миссия компании» входят три высших логических уровня:
миссии-предназначения;
миссии-идентификации;
Миссии-ценности.
' По материалам статьи М. Гринфельда // Yes! — Осень 2000.
105
Типичной ошибкой при обсуждении и выработке миссии, которую легко обнаружить и обезвредить, используя данную модель, является попытка сформулировать миссию на низших логических уровнях.
Например, «предназначение» компании формулируеся как «зарабатывание денег». Если компания имеет такую миссию, специально выработанную или стихийно сложившуюся, то без особых трудностей можно прогнозировать трудности, с которыми она будет сталкиваться: большие трансак-ционные издержки, т.е. низкая эффективность в ситуациях на рынках, где деньги стали «длинными» и началась неценовая конкуренция. В такой ситуации обычно требуются вложения в направления, которые не приносят быстрого финансового эффекта. Пережить такой этап компания, имеющая миссию «зарабатывание денег», не в состоянии. Такая компания имеет низкую «аварийную устойчивость», что особенно опасно в условиях нестабильной российской экономики. Сотрудники такой компании в кризисной ситуации будут спасать себя, а не компанию.
Теперь рассмотрим пример грамотной структуры миссии:
• предназначение: «маяк в неспокойном море российского бизнеса»;
• идентификация: стать лидером в отрасли;
• ценности: высококвалифицированный персонал, забота о клиенте, высокая рентабельность, честность.
Если фирма, которая хочет провести рекламную кампанию, передала рекламному агентству подобным образом структурированную миссию, то как минимум одно направление информационной политики компании становится для рекламного агентства очевидным: надо транслировать элементы миссии с помощью креативных решений на соответствующие целевые аудитории.
Есть важное свойство настоящей миссии, которое помогает в разработке рекламы. С точки зрения НЛП миссия компании является аттрактором. Термин заимствован из теории самоорганизации, с точки зрения которой сложными системами нельзя эффективно управлять при помощи простых действий, так как они самоорганизуются и живут по своим законам и лишь частично подвержены влияниям извне.
Аттрактор — это точка, вокруг которой самоорганизуется система. Ввод аттрактора влияет на выбор пути развития, поведение системы и во многом предопределяет ее будущее.
С точки зрения НЛП высшие логические уровни (Предназначение, Идентификация, Ценности) могут выполнять роль аттракторов.
Использование Идентификации в качестве аттрактора и инструмента антиаварийного управления замечательно описано у Киплинга в «Книге джунглей». Когда на Маугли идет стадо буйволов, которые идентифицируют себя в качестве буйволов, то человеческий детеныш произносит: «Мы с тобой одной крови — ты и я». И буйволы признают его своим и подчиняются.
Миссия компании выполняет функцию аттрактора, вокруг ко-Горой самоорганизуется «карта» компании со всеми потенциальными возможностями и ограничениями, способностями, стратеги-ими, нариантами действий.
Миссия компании реализуется через цели, стратегии, выбор исправлений деятельности, должностные инструкции, работу с пер-■ оналом.
Миссия транслируется через внутренний и внешний PR, а так-
через рекламу, одной из частей которых может быть слоган.
Девизы и слоганы в компании
Основные ценности и убеждения работников фирмы находят свое шражение не только в формулировке миссии или программных и'кументах, кодексах чести, книгах-памятках о внутрифирменных I шидартах по ведению бизнеса, но и в девизах и лозунгах, которые предприятие «вывешивает на свои знамена». Являясь одним И i элементов организационной культуры, они в емкой и лаконичной форме подчеркивают сильные, значимые стороны компании.
Девиз — это краткая формулировка миссии компании, фра-i.i, сжато выражающая ключевой критерий ценностей.
По сравнению с многостраничным изложением миссии компании четкие и краткие формулировки девизов-лозунгов— гораздо более удачный способ не только нужным образом нацелить сотрудника, но и обучить его основам принятой в компании культуры.
Как отличить краткую и емкую формулировку миссии компании ч1 ее рекламного слогана или девиза? Необходимо помнить, что, кжоря о миссии и девизе как кратком изложении миссии, мы все-1 да говорим о компании, а не о ее продукте или услуге. Формули-ровка миссии, в отличие от слогана, должна отвечать на вопрос, во имя чего делается бизнес, во имя какой великой (или не очень) цели. С кажем, формулировка «чтобы заработать больше денег» ограничивает нозможности развития компании, поскольку не предполагает долгосрочные инвестиции в перспективные проекты. Назвать великой эту цель нельзя, хотя можно предположить, что именно таким желанием руководствуются многие бизнесмены, затевая свой бизнес.
В организационной культуре может использоваться не один, в несколько девизов, отражающих разные стороны жизнедеятельности организации. Девиз является кратким выражением миссии, ее сущности. Все девизы могут быть условно разделены на две большие группы: девизы внутренней культуры организации и внешние девизы, несущие в значительной степени имиджмей-керскую направленность рекламного слога.
107
Примеры внешних девизов:
• компания Samsung Electronics: «Будем работать вместе с клиентами. Изменим мир. Создадим прекрасное будущее!»;
• компания Du Pont: «Лучшие продукты для лучшей жизни с помощью химии»;
• Торговый дом «Опус»: «Гармония желаний и возможностей»;
• компания Cutterpilar Tractor. «Круглосуточное техническое обслуживание в любой части света»;
• консалтинговая компания BLM-Consort: «Лучшие люди для лучших компаний»;
• «Электролюкс» (Швеция): «Сделано с умом»;
• ООО «Рубеж-92»: «Обстоятельства переменчивы — принципы никогда»;
• Continental bank: «Мы сможем найти выход»;
• АТТ: «Универсальное обслуживание»;
• компания «Тефаль»: «Ты всегда думаешь о нас»;
• компания Nokia: «Инновации, дизайн, опыт, простота исполнения, надежные решения, удовлетворение потребителей»;
• ОСАО Ингосстрах: «Ингосстрах платит. Всегда».
Назначение таких девизов — осуществление связующей роли между
организацией и ее клиентами, апеллирование к первоочередному и преимущественному удовлетворению интересов заказчика по принципу, хорошо известному всем: «Клиент всегда прав». Девиз должен утвердить именно такую основу для взаимоотношений, способствуя взаимному уважению, доверию, сотрудничеству и взаимопониманию между предприятием и клиентами. Цель девиза — заверить в первоклассности товаров и услуг компании, приемлемой цене, адекватной качеству и усилиям, приоритете интересов потребителя. Здесь уместны и девизы типа: «Обещаем только то, что всостоянии выполнить, учимся выполнять даже то, что другим не под силу».
Девиз компании Nike inc. — «Just do it» («Просто сделай это»).
Изначально это был девиз только работников компании. В дальнейшем часть этого высказывания стала неотъемлемой чертой образа деятельности компании. Суть в том, что неважно, какой ценой дается то, что нужно достичь, главное — добиться этого. В коммерческом смысле это значит, что Nike не боится делать рискованные шаги, т.е. разрабатывать, создавать и продвигать вещи, которые раньше никто не делал, и в результате от этого выигрывает.
В дальнейшем девиз «Just do it» стал отражением миссии компании и девизом ее потребителей. Люди, носящие одежду с логотипом компании Nike, глядя на легенд мирового спорта в той же одежде, которые побеждают на кортах, бейсбольных и футбольных полях, чувствуют уверенность в том, что могут также добиться своих целей, «просто сделать это».
108
"Just do it» — довольно агрессивный девиз, но именно он оказыва-| i необходимое влияние на людей, заставляя их задуматься как о сво-I и спортивной форме, так и об отношении к себе и к миру в целом, и и конце концов подталкивает их к активным действиям.
Очень важно при выборе девиза правильно оценить свои силы И масштабы. Разумеется, более уместным девизом недавно открывшейся в небольшом городе мастерской по пошиву одежды был бы НС «Одежда от кутюр — каждому жителю страны», а «Сошьем хорошую одежду быстро и недорого». Если же со временем это ате-ПЬе превратится действительно в законодателя моды и обрастет интернациональной сетью филиалов, то более уместным станет первоначальный девиз.
Девиз может относиться к одному из элементов культуры.
Например, в корпорации Electronic Data Systems решили, что принимать на работу следует только лучших людей, найти которых очень непросто, и предложили девиз: «Орлы стаями не летают. Их надо выпиливать поодиночке». Похожий лозунг— «Мы выбираем орлов и учим пч летать в стае» — использует компания PepsiCo. Президент группы Компаний IBS, считает, что успешный менеджер должен следовать и'низу: «Сказано— сделано. И тем доказано»1.
Удачным приемом при разработке девиза является использование метафор и красочных сравнений.
Например, девиз Башкирского республиканского инвестиционно-ГО кредитного банка — «Деньги — это башкирское национальное украшение» — поражает воображение, напоминая о принятых на Восто-i е ожерельях с каскадом монет. /
Интересен в этом плане и рекламный слоган Аэрофлота — «Легок На подъем».
При создании девизов следует воздерживаться от использования слов «всегда», «никогда», «к юбилею», «к сроку», поскольку наличие временной компоненты только вредит девизу, превращая его в лозунг-однодневку. Психологи рекомендуют также избегать не-i ативных выражений типа «мы вас не надуем и не уроним», как это сделала одна из фирм, организовавшая катание на воздушных шарах. Подсознательное восприятие опускает частицу «не» и создает В представлении людей ужасную картину надувательства и падения.
Не следует забывать и тот факт, что девиз по существу является кратким выражением миссии, поэтому и его, так же как и миссию, целает успешным наличие национальной идеи, учитывающей настроения и чаяния современников.
Например: «Вкусно и полезно. Danon». Или другой пример: «Сильный банк для сильной страны» — объявил когда-то банк «Менатеп», и это при-
I www.textart.ru/baza/slogan/list.html
109
влекло значительное число вкладчиков банка. А когда случился кризис, банковское руководство не в чем было упрекнуть; какова страна, таков и банк.
Девиз кондитерского концерна ОАО «Бабаевский» «Два века качества!». Такой девиз компании как нельзя лучше отражает маркетинговую деятельность «Бабаевского»: два века — верность традициям, устойчивость, надежность; концерн проводит позиционирование по качеству.
«Качество продукции, как я его себе представляю, — это здоровье нации, — говорит президент ОАО СМ. Носенко. — Россияне смогут почувствовать себя здоровее как физически, так и духовно, если их ежедневный рацион буду составлять высококачественные продукты питания.
Наш фирменный шоколад не просто соответствует всем отечественным мировым стандартам, но и по ряду параметров их превосходит.
Во-первых, он производится исключительно из натуральных, экологически чистых продуктов. Во-вторых, при производстве шоколада мы вообще не используем заменители, а также вредные для организма консерванты. Все исходные продукты — какао-бобы, фруктовое пюре, молоко, крахмал, сахар, орехи подвергаются тщательной проверке на соответствие ГОСТу». Так концерн подчеркивает свою социальную ответственность перед потребителем, приоритетность интересов здоровья и безопасности покупателей, любящих кондитерские изделия.
Выходя на международный рынок, компания должна позаботиться о благозвучном и достоверном переводе своей миссии и девиза на язык другой страны. В международном бизнесе известны конфузные случаи, связанные с плохим переводом:
• на Тайване при переводе девиза «Пепси» — «Стань снова молодыми вместе с поколением "Пепси!"» получилось — «Пепси поднимает твоих предков из могилы»;
• американский рекламный девиз сигарет «Салем — почувствуй себя свободным!» при переводе на японский язык звучал так: «Когда куришь "Салем", то почувствуешь себя таким освеженным, что голова становится пустой»;
• по-китайски «жареные цыплята по-кентуккийски», которые позиционировались словами «так вкусно, что пальчики оближешь», превратилось в «напрочь откусишь себе пальцы»;
• когда компания авторучек «Паркер» стала продавать свои изделия в Мексике, то девиз был: «Не подтекает в кармане и не поставит вас в неловкое положение». Однако при переводе получилось: «Не подтекает в кармане и сделает вас беременной»;
• Ф. Пюрдью составил девиз: «Только настоящий мужчина может приготовить цыпленка с нежным вкусом». После перевода на испанский этот девиз звучал так: «Только настоящий мужчина может разогреть цыпочку».