Задание 3. Лексическое значение слова
Задание 1. Информационная обработка письменных текстов
Справочная информация
Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится. Это задание проверяет, умеете ли вы работать с информацией.
Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть как явно выраженная, так и скрытая информация. Понять текст — это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.
Обратите внимание: предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут
· противоречить содержанию текста,
· включать информацию, которой в тексте нет,
· передавать лишь часть информации,
· подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,
· дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.
Такие предложения для ответа не подходят.
Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые
· в кратком виде передают все основные компоненты содержания,
· чётко формулируют доминирующую мысль.
Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы:
· О чём этот текст или фрагмент текста?
· Что в нём сообщается?
· Какова главная информация?
Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что является причиной, а что — следствием. Если информация касается цели, условий и других возможных компонентов содержания, то важно понять, являются ли данные компоненты в тексте доминирующими.
Задание 2. Средства связи предложений в тексте
Справочная информация
В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.
Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых. Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых... Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.
Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.
Совет
Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.
Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова исочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте. Вспомним, что это такое.
Союзы
Вспомним, функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте. Вот основные виды смысловых отношений, которые выражаются при этом в тексте.
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
5. Пояснительные: то есть, а именно
6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
3. Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
5. Следствия: так что
6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
8. Изъяснительные: что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы
Совет
Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: варианты ответов будут представлены в задании. Это лишь справочный материал, демонстрирующий множество значений, которые помогают выразить союзы.
Задание 3. Лексическое значение слова
Справочная информация
Для подготовки к заданию 3необходимо осознать несколько моментов.
1. Словарный состав русского языка насчитывает около полумиллиона слов, поэтому, готовясь к данному заданию, выучить что-либо списком принципиально невозможно. И не нужно. Вся информация будет вам предоставлена.
2. Слова различны: одни выражают только единственное лексическое значение, другие — несколько лексических значений.
Если слово выражает одно лексическое значение, оно называется однозначным: ласково, междуречье, какаду, огромный, овод и другие.
Если слово выражает несколько лексических значений, оно называется многозначным: корень, голова, золотой, оправдать, колено, литься и другие. Не удивляйтесь, многозначных слов существенно больше, чем однозначных. Взадании 3используются только многозначные слова.
Рассмотрим пример. У слова корень выделяют значения:
1. Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Основание, место соединения органа с телом: корень языка.
3. Перен. Начало, источник, основа чего-либо: корень зла.
4. Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на составные части.
5. Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определённую степень. Извлечь квадратный корень.
( Словарь русского языка в 4 т. АН СССР. М.: Русский язык. 1986. Т. 2, с. 103)
На этом примере видно, что первое значение — главное (основное, исходное, первичное), остальные — производные от него, то есть произведены от него. Значит, главное значение лежит в основе производных наименований. Значения многозначного слова связаны между собой. В нашем примере значение 3 – переносное, 4 и 5 – термины.
Понять, в каком значении употребляется слово, можно толькоиз контекста.
Задание 3 даёт контекст, это самое главное.