СИТУАИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Дифференциация и интеграция

Ситуационные факторы проектирования организации

Дж. Гелбрейт определил проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, как показали многочисленные исследования, носят ситуационный характер. Выделяется четыре группы ситуационных факторов:

21) внешняя среда, т.е. все то, что окружает организацию;

22) технология работы в организации;

23) стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;

24) поведение работников.

Изображенные на рис. факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них.

СИТУАИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Дифференциация и интеграция - student2.ru

Дифференциация и интеграция

При проектировании организации важную роль играет проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации. На межподразделенческие отношения так же влияют:

- степень различия между подразделениями (дифференциация)

- степень требуемого сотрудничества подразделений (интеграция).

Дифференциацияозначает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения.

Дифференциация — это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой и, в частности, ее институтами, находящимися в непосредственном соприкосновении с организацией.

Рисунок ниже иллюстрирует идею того, как отдельные части или подразделения организации имеют дело с различными аспектами общего внеорганизационного окружения.

СИТУАИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Дифференциация и интеграция - student2.ru

Концептуализация модели Лоуренса и Лорша

Для определения степени дифференциации в организации Лоуренс и Лорш предложили использовать следующие четыре параметра.

1)Определенность в целях или задачах.

2)Структура.

3)Уровень взаимодействия

4)Временные границы обратной связи.

Размерность указанных четырех переменных дифференциации раскрывает степень различия между подразделениями (табл. 7.4).

СИТУАИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Дифференциация и интеграция - student2.ru

Таблица 7.4. Дифференциация между подразделениями по четырем переменным

Чем больше подразделений внутри организации отличаются друг от друга по этим четырем переменным, тем более дифференцированной является организация. В высокодифференцированных организациях очень трудно координировать. Если организация децентрализована и возникает необходимость ввода людей (подразделений), которые будут интегрировать деятельность организации.

Интеграцияозначает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.

Различные комбинации рассматриваемых двух факторов влияют на отношения между подразделениями организации и должны учитываться между подразделениями организации. (рис. 7.21). Так, например, комбинация двух факторов, размещенная в квадранте 1, является для организации наиболее простой и легкой. В том случае, когда требуемые уровни Дифференциации и интеграции достаточно низкие, части или подразделения организации практически не зависят друг от друга. Ремонтный цех и транспортный отдел машиностроительного завода могут служить примером такой комбинации.

СИТУАИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Дифференциация и интеграция - student2.ru

В квадранте 2 отражена ситуация, при которой спроектированный уровень интеграции явно превышает потребности, создаваемые раз личием подразделений. Этим недостатком обычно страдает так называемый институт заместителей в организации. Так, если заместитель директора машиностроительного завода по производству координирует работу нескольких производственных цехов, то объяснить со здание такой позиции в организации можно только по причине мае штаба управляемости, но никак не по причине необходимости интеграции малодифференцированных между собой подразделений Опыт развитых стран свидетельствует о том, что такую роскошь, как институт заместителей, могут себе позволить либо малоэффективные государственные предприятия, либо неопытные коммерческие структуры.

В квадранте 3 представлена ситуация, являющаяся, с точки зрения комбинации факторов, наиболее сложной и трудной для организационного проектирования. В рассматриваемой ситуации требуется вовлечение значительного количества ресурсов и использование широкого круга интеграционных механизмов и образцов поведения для эффективного управления организацией. Так, на верхних уровнях организации это может проявляться в создании стратегических хозяйственных центров, использовании продуктовой или матричной департаментизации, а на нижних — в формировании целевых групповых комплексных бригад.

В квадранте 4 в противоположность квадранту 2 отражена ситуация, при которой уровень координации явно не соответствует высокой степени различий между подразделениями. Так, в условиях бартерных связей между предприятиями подчинение начальников отдела снабжения и отдела сбыта разным заместителям или включение этих отделов в различные интеграционнные схемы не способствует, как правило, стабильной и ритмичной работе предприятий. Естественно, такая ситуация обычно носит временный характер, и по мере изменения внешней среды (стабилизации финансовой системы) необходим, в зависимости от ситуации, переход в квадрант 1 или квадрант 3.

Изучение степени дифференциации частей организации помогает определить уровень потенциального конфликта между ними, а нахождение соответствующего интеграционного механизма создает условия для снижения уровня возможной конфликтности. Все вместе способствует повышению эффективности организации в ее взаимодействии с внешней средой.

Наши рекомендации