Съемка предметов - вещественных доказательств

Производится с миллиметровым масштабом.

Обычно предметы фотографируются дважды: на месте их обнаруже­ния, фоне окружающей обстановки и отдельно крупным планом. В по­следнем случае применяется так называемая бестеневая съемка. Предмет укладывается на чистое стекло, под которым на определенном расстоянии помещают лист бумаги, картона или ткани, служащий фоном. Для светлого предмета фон подбирают темный, для темного - светлый.

На снимке следует показать все характерные признаки предмета (метки, товарные знаки, этикетки, номера и т. п.). Освещение должно обеспечивать хорошую проработку фактуры поверхности предметов. От­дельные участки, имеющие важные особенности, фотографируются в бо­лее крупном масштабе, нежели весь предмет. При съемке блестящих пред­метов требуется рассеянное освещение (матовые лампы или же рассеива-тели из марли, папиросной бумаги и т. п.).

4. Применение видеозаписи

Фиксация обстановки при осуществлении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с использованием видеозаписи созда­ет возможность запечатления процессов в динамике, что позволяет более глубоко и всесторонне раскрыть содержание фиксируемого события.

Одним из важнейших приемов видеозаписи является композицион­ное построение кадра. Композиция в данном случае включает выбор точки съемки, при которой в кадре не было бы ничего лишнего и подчеркивалось только главное. Композиция не допускает построения кадра путем специ­альной, предварительной расстановки объектов и действующих лиц. Вме­сте стем кадр строится так, чтобы участники следственного действия ли­цом были обращены к объективу камеры, не заслоняли друг друга и вы­полняемых действий.

Другим важным моментом является выбор плана съемки. По анало­гии с фотографией, где статичная фиксация объектов предполагает приме­нение ориентирующего, обзорного, узлового и детального видов съемки, при видеозаписи применяют соответственно общий, средний, узловой и детальный планы.

Общим планом фиксируют объекты, окружающую их обстановку с дальней точки съемки. При среднем плане каждый объект фиксируют изо­лированно от окружающей обстановки, представляя их последовательным рядом картин общего плана. Крупный план используется для запечатления отдельных узлов, существенных элементов обстановки, а детальный рас­крывает динамические и статические признаки объектов, которые разли­чимы только с близкого расстояния.

Современные видеокамеры снабжены объективом-трансфокатором, позволяющим без изменения точки съемки быстро переходить от одного плана к другому и таким образом обеспечивать полную и всестороннюю фиксацию снимаемого следственного действия.

Видеозапись осуществляется различными методами, среди которых следует назвать панорамирование, наезд и отъезд, ускоренную и замедлен­ную съемки.

По цели метод панорамирования при видеозаписи совпадает с методом панорамирования при фотосъемке. Панорамирование применяют в тех случаях, когда необходимо показать обширные пространства перед

197камерой и при осуществлении съемки в тесных (малых) помещениях. Съемку можно производить по горизонтали и вертикали.

Снимать панорамным методом лучше всего, применяя штатив с па­норамной головкой. Определение времени панорамирования, то есть вре­мени поворота аппарата на определенный угол, зависит от избранной час­тоты съемки и фокусного расстояния объектива. С учетом особенностей человеческого восприятия оптимальное время поворота камеры на 90° бу­дет составлять 15 секунд.

Панорамирование может быть обзорным и для сопровождения. Об­зорное панорамирование применяется в тех случаях, когда необходимо за­фиксировать какой-либо участок местности, комплекс и т. д. Панорамиро­вание для сопровождения движущегося объекта съемки (автомобиля, чело­века), на котором сосредоточивается внимание, осуществляется поворотом съемочной камеры в сторону движения объекта съемки. При этом можно наблюдать, что перемещение изображения в кадре оказывается незначи­тельным, но фон получается сильно смазанным.

Панорамирование следует применять тогда, когда требуется просле­дить движущийся объект (объекты) или же когда невозможно описать (об­рисовать) объект, используя статичные сцены. В ходе съемки необходимо избегать быстрого панорамирования. Очень важно также предусмотреть хорошую композицию кадра в начале и в конце панорамирования.

При панорамировании движущегося объекта его следует держать в центре видоискателя, исключая начало и конец съемки. В сценах, где объект перекрывает поле видоискателя, выбирают ту часть объекта, которая наи­более характерна, и держат ее в центре поля видоискателя в течение всего панорамирования.

При панорамировании неподвижного объекта камеру перемещают особенно медленно. Если необходимо панорамировать с рук, то занимают положение лицом в сторону снимаемого объекта, поворачиваются корпу­сом к объекту и, постепенно возвращая корпус к исходно занятому поло­жению, производят съемку.

Наезд - это способ перехода от общего плана съемки к более круп­ному, и осуществляют его соответственно движением камеры к объекту, не выпуская его из поля видоискателя. При демонстрации видеофильма на экране создается эффект наезда: объект постепенно увеличивается, что по­зволяет рассмотреть его отдельные детали. Если же со съемочной камерой

отходить от объекта, то на экране предмет будет постепенно уменьшаться, и возникает эффект удаления (отъезда). Этот прием применяют для пе­рехода от крупного плана к среднему, либо, наоборот, к общему плану. При неизменной точке съемки наезд либо отъезд может быть осуществлен путем плавного поворота ручки трансфокатора, то есть изменения фокус­ного расстояния панкратического объектива.

Практика применения видеозаписи свидетельствует о том, что она чаще всего используется для фиксации следственных действий, содержа­ние которых связано с движением, а именно: проверка показаний на месте, воспроизведение обстановки и обстоятельств события, предъявление для опознания, опознание, обыск, осмотр места происшествия, допросы неус­тойчивых, неуравновешенных обвиняемых, часто меняющих свои показа­ния, задержание лиц, совершивших преступления, проведение различных оперативно-розыскных мероприятий.

Видеофиксация следственных действий представляет собой сложное тактико-техническое мероприятие, требующее тщательной предваритель­ной подготовки. Осуществление видеозаписи желательно поручать спе­циалисту, деятельность которого протекает под общим руководством сле­дователя.

Подготовка к видеосъемке следственных действий включает: а) со­ставление плана съемки; б) выбор и подготовку аппаратуры, вспомога­тельных средств; в) подбор участников, определение и приглашение спе­циалистов; г) предварительное ознакомление следователя и специалиста с местом съемки.

Видеозапись в отличие от фотосъемки необходимо проводить по предварительно разработанному съемочному плану, предусмотрев воз­можность следующего монтажа записи в фильм. Съемочный план фикса­ции следственных действий, естественно, отличается от киносценария, по­скольку планировать покадрово, в мельчайших деталях, нельзя. Съемоч­ный план должен отражать отдельные эпизоды, которые вытекали бы из плана проведения операции в целом. Он должен включать поэпизодное описание (содержание кадра) следственного действия с указанием вида, способа, времени (продолжительности) и условий съемки.

Следователю целесообразно обсудить со специалистом содержание и цели следственного действия, побывать на месте его проведения и кон­кретно ознакомиться с условиями съемки. При ознакомлении с местом

199проведения следственного действия определяются и выбираются точки съемки, ориентиры, которые будут фиксироваться при проведении плани­руемого мероприятия.

Подготовка включает также и решение различных технических мо­ментов: выбор средств, освещения и источников питания, обеспечение проводимого мероприятия транспортными средствами и т. п. Если по ходу проведения следственного действия может возникнуть необходимость в использовании различных табличек-указателей, определенных титров, то об этом следует позаботиться заранее, предусмотрев эти позиции в съе­мочном плане.

При осуществлении видеозаписи для достоверной передачи действи­тельности в фильме очень важно правильно в композиционном отношении построить изображение, избирая такие точки съемки, которые не были бы произвольными, а предопределялись содержанием проводимого следст­венного действия, оперативно-розыскного либо профилактического меро­приятия.

Чтобы каждый эпизод видеозаписи получился понятным, легко вос­принимаемым и выразительным, нужно не только правильно зафиксиро­вать события, но и предусмотреть их монтажно-логическую сочетаемость между собой.

Движение различных объектов в кадре с неизбежностью вызывает определенные композиционные изменения, которые также необходимо учитывать, и соответственно необходимо вносить в процесс видеозаписи различные коррективы - менять точку съемки либо масштаб изображения, добиваясь, чтобы нужные объекты не оказались заслоненными друг дру­гом либо не оказались за пределами кадра.

На небольшом экране телеприемника вполне четко передаются лишь наиболее общие признаки фиксируемых объектов - форма, относительные размеры, взаимное расположение, хуже - пространство, объем. Перегру­женные объектами сюжеты кино- и видеозаписи плохо воспринимаются, поэтому кадр не следует загромождать лишними предметами. Все внима­ние следует акцентировать на главном объекте съемки, для чего более при­емлемой оказывается видеозапись крупным планом.

Возможности, связанные с перспективным построением кадра (пере­дачей в кадре пространственной глубины фиксируемого события), в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий реализу-

ются далеко не всегда. Эта задача, однако, может быть успешно решена, если следователь и лицо, производящее съемку, смогут сами компоновать кадр, что удается лишь в отношении некоторых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, а также при фиксации различных вещественных доказательств, когда важно показать форму предметов, под­черкнуть их объемность. При фиксировании различающихся по цвету ве­щественных доказательств очень важно учитывать соотношение тонов фо­на и фиксируемого объекта, поскольку в целом ряде случаев объект может сливаться с фоном, терять контрастность.

Для передачи глубины снимаемого пространства и объемности фик­сируемых объектов очень большое значение имеет использование освеще­ния, которое может как подчеркивать, так и скрадывать эти предметы, и по­зволяет, при умелом использовании, не только передать форму, относитель­ные размеры и взаимное расположение фиксируемых объектов, но и вы­явить их специфические признаки, фактуру и т. п. Наиболее благоприятст­вует видеозаписи естественное освещение в солнечную погоду, особенно когда солнце находится несколько сбоку, позади кино- или видеокамеры. При использовании искусственного освещения в большинстве случаев ог­раничиваются двумя-тремя дополнительными источниками света, размеще­ние которых требует определенных практических навыков. Обычно при этом применяются малогабаритные осветители («Свет-500», «Свет-1000» и др.).

Применяя при видеозаписи панорамирование, акцентировать внима­ние на главных объектах следует с помощью остановок и укрупнения. Па­норама, как правило, должна иметь начальные и конечные кадры, решен­ные в статике. В противном случае панорама не будет воспринята (она может соединяться с предыдущими или последующими эпизодами). Ис­пользуя наезд видеокамеры (при необходимости можно выделить тот или иной объект из окружающей его обстановки) либо ее отъезд (при необхо­димости ввести в кадр окружающую объект обстановку либо другие объ­екты), осуществляемый, как уже отмечалось, с помощью трансфокатора, не следует резко изменять масштаб изображения (что всегда производит на зрителя неприятное впечатление): переход от одного плана к другому надо осуществлять постепенно, плавно изменяя фокусное расстояние объектива.

Звуковое сопровождение при записи в благоприятных акустических условиях фиксируется с помощью встроенного микрофона видеокамеры.

201При записи вне помещения можно использовать также выносной микро­фон, подключаемый к соответствующему входному гнезду видеомагнито­фона.

В ситуации, когда высококачественное звуковое сопровождение обеспечить невозможно (уличные шумы, значительное удаление фикси­руемых объектов от видеокамеры и т. п.), осуществляют последующее оз­вучивание, то есть наложение фонограммы (комментария к зафиксирован­ным на видеоленте событиям, действиям и фактам) на ранее записанное изображение.

Как уже указывалось, целесообразно использовать кино- и видеоза­пись при осмотре места происшествия, особенно когда осмотр может про­изводиться в ограниченное время из-за необходимости как можно скорее устранить последствия (например, при аварии) либо когда существует ре­альная угроза уничтожения следов (например, из-за погодных условий); при проверке показаний на месте (например, видеозапись позволяет за­фиксировать жесты, выражение лица человека, дающего показания, и син­хронно записать его речь); при воспроизведении обстановки и обстоя­тельств события в ходе предъявления для опознания (в этой связи могут быть зафиксированы объекты, которые в дальнейшем можно предъявлять для опознания по видеозаписи), а также для фиксации сложных допросов (при явке с повинной, например). Видеозапись целесообразно использо­вать и при допросе обвиняемого, для фиксации показаний лица, находяще­гося в опасном для жизни состоянии, и т. д.

Видеозапись конкретного следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия не представляет особой сложности, если предва­рительно проведена тщательная подготовка к ней. Используя рассмотрен­ные выше методы и приемы судебной кино- и видеозаписи, выполняя план-сценарий, следователь всегда может технически грамотно и процес­суально правильно зафиксировать на видеоленту ход любого следственно­го действия. При этом следует лишь соблюдать правила, выполнение кото­рых будет способствовать достижению поставленных задач при осуществ­лении запланированной акции:

1. Видеозапись фиксирует весь ход следственного действия, которое осуществляется с соблюдением норм уголовно-процессуального закона. Следовательно, в видеофильме не должно быть ничего лишнего, не отно­сящегося к фиксируемому действию (например, не следует включать в

фильм видовые кадры пейзажей природы и города, если они не относятся к исследуемому событию).

2. При фиксации следственных действий, длящихся часами, кино- и видеосъемка ведется эпизодически. Например, фиксируя вскрытие тайника в ходе обыска, достаточно заснять начало вскрытия, момент извлечения содержимого и показать, что обнаружено. Полностью следует снимать только те действия лица, динамика которых представляет доказательст­венную информацию (например, показ обвиняемым, в какие места тела жертвы он наносил удары, каким орудием, в каком положении и т. п.).

3. Для фиксации времени выполнения конкретных действий, напри­мер в ходе воспроизведения обстановки и обстоятельств события, прово­димого с целью определения возможности преодолеть заданное расстояние за конкретное время, необходимо включить в фильм изображение цифер­блата часов, показывающих начало и окончание действия лица, или ис­пользовать так называемую крышку-дату, которая имеет устройство, авто­матически фиксирующее на пленке время и дату съемки. Если осуществ­ляемое действие короткое, то оно фиксируется полностью, от начала до конца.

Отснятая видеолента может содержать некоторое количество не от­носящихся к делу или неудовлетворительного качества кадров, повторы, длинноты, поэтому она нуждается в монтажной обработке. При монтаже отдельные эпизоды видеозаписи соединяются в такой последовательности, чтобы при просмотре фильма создавалось правильное представление о том, как проходило следственное действие. Продолжительность эпизодов определяют исходя из значения для целей расследования. В видеофильм при монтаже целесообразно ввести специально отснятые пояснительные надписи - титры. Титры связывают содержание фильма с протоколом про­цессуального действия, помогают уяснению содержания видеозаписи.

Видеофильмы по своей информационной сущности являются видео­документами и так же, как и прочие документы, приобщаются к протоко­лам следственных или судебных действий. Однако помимо записей, вно­симых в эти протоколы, видеофильм демонстрируется всем участникам следственного (судебного) действия, и об этом составляется отдельный протокол. В нем указывается, насколько видеофильм соответствует тому, что подвергалось съемке, продолжительность демонстрации, кто произвел монтаж и титровку видеозаписи.

203г

В соответствии с общими требованиями уголовно-процессуального закона видеофильмы хранятся в материалах уголовного дела. Для обеспе­чения сохранности видеокассеты последнюю целесообразно упаковать в полиэтиленовый пакет с последующей запайкой открытого края.

Нетрудно понять, что криминалистическая фотография и видеоза­пись имеют общее значение для всей системы криминалистической техни­ки, находят применение в работе с материальными следами преступления любой природы и как средство фиксации и исследования доказательств входят в содержание отдельных отраслей криминалистической техники.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы изучаются отраслью техники, называемой «криминалисти­ческая техника и видеозапись»?

2. Основные методы криминалистической фотографии.

3. Методика фотографирования на месте происшествия.

4. Детальная фотосъемка как средство фиксации отдельных следов и предметов.

5. Опознавательная съемка живых лиц и трупов.

6. Особенности применения видеозаписи.

Наши рекомендации