Гармонизация коммуникативного сотрудничества
Составляющие коммуникативной стратегии
Коммуникативная стратегия- совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели. Представление о способе объединения этих теоретических ходов в единое целое (коммуникативную стратегию) называется коммуникативной интенцией,которая и есть движущая сила коммуникативной стратегии. Интенция принадлежит индивиду и в этом смысле отличается от внеличных конвенций— правил поведения в регламентированных обществом речевых ситуациях.
Коммуникативная цель— стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт: результат этот может обсуждаться как на вербальном, словесном, уровне (например, взять на себя обещание, отказаться, обидеться и т. п.), так и на уровне физических действий (например, уйти на войну, приступить к работе, подать на развод и т. п.). Если в ходе коммуникации действительно могут быть созданы условия для достижения соответствующих результатов во внеязыковой действительности (т. е. я возьму (беру) на себя обещание, я откажусь (отказываюсь), я обижусь (обижаюсь); я уйду (ухожу) на войну, я приступлю (приступаю) к работе, я подам (подаю) на развод и так трагически далее), будем считать, что коммуникативный акт имеет не только коммуникативную цель, но и коммуникативную перспективу,рассматриваемую как возможность вызвать желаемые последствия в реальности.
Коммуникативная компетенция есть рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов.
Составляющие коммуникативной тактики
Коммуникативная тактикарассматривается в качестве совокупности практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия, т. е. коммуникативная тактика, в отличие от коммуникативной стратегии, прежде всего, соотнесена не с коммуникативной целью, а снабором коммуникативных намерений.
Коммуникативное намерение- тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вся совокупность таких практических средств в реальном процессе речевого взаимодействия создает коммуникативную тактику.
Коммуникативный опытпонимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.
Стратегии общения:
Голландский ученый Т.А. ван Дейк, один из основателей лингвистики текста, рассматривая стратегии общения, выделяет следующие ходы:
- ход "обобщение" используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация не является случайной (типовые выражения этого хода: "И так всегда", "С этим сталкиваешься на каждом шагу", "Это без конца повторяется");
- "приведение примера" - ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (типовые выражения: "Вот пример", "Например, на прошлой неделе");
- "усиление" направлено на лучший и более эффективный контроль за вниманием слушающего, на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации (типовые выражения: "Это ужасно, что…", "Это позор, что…");
- "уступка" дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие ("Среди них попадаются и хорошие люди", "Не стоит обобщать, но…");
- "сдвиг" - ход стратегии положительной самопрезентации ("Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются");
- "контраст" - ход, привлекающий внимание к логической или качественной противоположности ("Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают").
И.Н. Кузнецов выделяет следующие типы стратегий общения:
-открытое - закрытое общение;
-монологическое - диалогическое;
-ролевое (исходя из социальной роли) - личностное.
Открытое общение - желание и умение выразить полностью свою точку зрения и готовность учесть позиции других.
Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.
Гармонизация коммуникативного сотрудничества
Ди́скурс - речь, процесс языковой деятельности.
Гармонизация общения начинается с удачного установления контакта между партнерами по общению. Для установления контакта существуют различные методики, одна из которых предлагается И.Н. Кузнецовым.
Эта методика предполагает последовательное прохождение пяти этапов:
1. Снятие психологических барьеров.
2. Нахождение совпадающих интересов.
3. Определение принципов общения.
4. Выявление качеств, опасных для общения.
5. Адаптация к партнеру и установление контакта.
Первый этап. Трудностью 1-го этапа (этапа снятия психологических барьеров) является настороженность и напряженность собеседников, а положительными факторами являются:
- частота согласий по темам беседы;
- их взаимность и совпадение;
- чередование согласий с той и другой стороны.
Признаки 1-го этапа:
- паузы после вопросов становятся короче;
- начинают преобладать собственные сообщения собеседника, его объяснения и дополнения к уже сказанному;
- уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).
Результаты 1-го этапа:
- напряженность начальных отношений сменяется расслабленностью;
- сверхконтроль (как результат ожидания воздействий) сменяется наблюдением за развитием отношений.
Второй этап (поиск совпадающих интересов) начинается с выявления "точек соприкосновения", исходных элементов для установления контакта с партнером: совпадений тем, мнений, оценок, переживаний.
Признаки 2-го этапа:
- нахождение одной темы, приемлемой для обеих сторон;
- периодический возврат к одной теме;
- появление общего фонда слов и выражений;
- сокращение фраз и выражений в зоне общего интереса (в силу понятности по началу фразы);
- поток сообщений приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.
Результаты 2-го этапа:
- установление взаимопонимания вызывает желание продолжать общение;
- образуются предпосылки для расширения области возможного взаимодействия.
Третий этап (определение принципов общения) заключается в проявлении качеств, информирующих собеседника об индивидуальных принципах общения.
Положительными факторами на этом этапе являются:
- предложение наиболее общих принципов, приемлемых для всех;
- проявление качеств, которые совпадают с ожидаемым от человека;
- быстрая и положительная реакция на предложенное.
К отрицательным факторам относятся:
- изображение тех качеств, исполнение которых не может быть гарантировано;
- демонстрация авторитарных качеств;
- попытки анализа предлагаемых качеств;
- высказывание сомнений в отношении принципов, изложенных партнером.
Признаки 3-го этапа:
- первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в отношениях с людьми и в общении;
- подчеркивание собственных качеств и свойств;
- появление повторяющихся штампов поведения;
- оповещение о типичных привычках и предпочтениях.
Результатом 3-го этапа становится некоторое общее представление о качествах, которые предлагаются партнерами для общения, достижением этого этапа должно стать первое "ощущение взаимопонимания".
Четвертый этап (выявление качеств, опасных для общения) заключается в поиске качеств, которые не выявились на предыдущих этапах, но присущи человеку, а также в определении силы этих качеств относительно всех остальных, степени вероятности их проявления и круга обстоятельств, где они могут проявиться.
Положительные факторы 4-го этапа:
- освобождение внимания от установленных качеств партнера;
- отсутствие тенденции к осуждению с вашей стороны отрицательных качеств и эмоций собеседника при их обнаружении;
- понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных отношений;
- готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные качества также будут раскрыты.
Отрицательные факторы:
- ваше поведение может быть расценено как выведывание качеств;
- маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы).
Признаки 4-го этапа:
- первое выражение партнером сомнений в устойчивости и достоверности в ваших глазах определенных им ранее своих качеств;
- явные расспросы;
- стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях;
- попытки "опережающих возражений";
- попытки навязать спор.
Результаты 4-го этапа:
- обнаружение новых качеств партнера;
- выяснение привычек, которые являются помехами в общении.
Пятый этап. К началу 5-го этапа уже выявлены главные достоинства и недостатки собеседника, созданы предпосылки для построения доверительных отношений. В ходе 5-го этапа (адаптации к партнеру и установления контакта) наиболее важным становится поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне.
Признаки 5-го этапа:
- стремление подчеркнуть общность целей, единство направления;
- стремление оповещать о предполагаемых действиях, ставить вопросы на обсуждение;
- совпадение позиций по ранее спорным вопросам.
Результаты 5-го этапа:
- понимание не только качеств партнера, но и мотивов и причин его действий;
- комфортность общения;
- уверенность в правильности совместных решений.
(Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000. С. 196-212).
К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие:
- признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения;
- предоставление возможности высказать собственную точку зрения;
- предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;
- понимание необходимости конструктивного диалога;
- определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества;
- умение слушать собеседника.