Гармонизация коммуникативного сотрудничества

Составляющие коммуникативной стратегии

Коммуникативная стратегия- совокупность заплани­рованных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, на­правленных на достижение коммуникативной цели. Представление о способе объединения этих теорети­ческих ходов в единое целое (коммуникативную стра­тегию) называется коммуникативной интенцией,которая и есть движущая сила коммуникативной стратегии. Интенция принадлежит индивиду и в этом смысле отличается от внеличных конвенций— правил поведения в регламентированных обществом речевых ситуациях.

Коммуникативная цель— стратегический резуль­тат, на который направлен коммуникативный акт: результат этот может обсуждаться как на вербальном, словесном, уровне (например, взять на себя обещание, отказаться, обидеться и т. п.), так и на уровне физических действий (например, уйти на войну, присту­пить к работе, подать на развод и т. п.). Если в ходе коммуникации действительно могут быть созданы ус­ловия для достижения соответствующих результатов во внеязыковой действительности (т. е. я возьму (беру) на себя обещание, я откажусь (отказываюсь), я оби­жусь (обижаюсь); я уйду (ухожу) на войну, я приступ­лю (приступаю) к работе, я подам (подаю) на развод и так трагически далее), будем считать, что коммуника­тивный акт имеет не только коммуникативную цель, но и коммуникативную перспективу,рассматривае­мую как возможность вызвать желаемые последствия в реальности.

Коммуникативная компетенция есть рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов.

Составляющие коммуникативной тактики

Коммуникативная тактикарассматривается в каче­стве совокупности практических ходов в реальном про­цессе речевого взаимодействия, т. е. коммуникативная тактика, в отличие от коммуникативной стратегии, прежде всего, соотнесена не с коммуникативной целью, а снабором коммуникативных намерений.

Коммуникативное намерение- тактический ход, яв­ляющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вся сово­купность таких практических средств в реальном про­цессе речевого взаимодействия создает коммуникативную тактику.

Коммуникативный опытпонимается как совокуп­ность представлений об успешных и неуспешных ком­муникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Стратегии общения:

Голландский ученый Т.А. ван Дейк, один из основателей лингвистики текста, рассматривая стратегии общения, выделяет следующие ходы:

- ход "обобщение" используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация не является случайной (типовые выражения этого хода: "И так всегда", "С этим сталкиваешься на каждом шагу", "Это без конца повторяется");

- "приведение примера" - ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (типовые выражения: "Вот пример", "Например, на прошлой неделе");

- "усиление" направлено на лучший и более эффективный контроль за вниманием слушающего, на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации (типовые выражения: "Это ужасно, что…", "Это позор, что…");

- "уступка" дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие ("Среди них попадаются и хорошие люди", "Не стоит обобщать, но…");

- "сдвиг" - ход стратегии положительной самопрезентации ("Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются");

- "контраст" - ход, привлекающий внимание к логической или качественной противоположности ("Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают").

И.Н. Кузнецов выделяет следующие типы стратегий общения:

-открытое - закрытое общение;

-монологическое - диалогическое;

-ролевое (исходя из социальной роли) - личностное.

Открытое общение - желание и умение выразить полностью свою точку зрения и готовность учесть позиции других.
Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Гармонизация коммуникативного сотрудничества

Ди́скурс - речь, процесс языковой деятельности.

Гармонизация общения начинается с удачного установления контакта между партнерами по общению. Для установления контакта существуют различные методики, одна из которых предлагается И.Н. Кузнецовым.

Эта методика предполагает последовательное прохождение пяти этапов:

1. Снятие психологических барьеров.

2. Нахождение совпадающих интересов.

3. Определение принципов общения.

4. Выявление качеств, опасных для общения.

5. Адаптация к партнеру и установление контакта.

Первый этап. Трудностью 1-го этапа (этапа снятия психологических барьеров) является настороженность и напряженность собеседников, а положительными факторами являются:

    • частота согласий по темам беседы;
    • их взаимность и совпадение;
    • чередование согласий с той и другой стороны.

Признаки 1-го этапа:

    • паузы после вопросов становятся короче;
    • начинают преобладать собственные сообщения собеседника, его объяснения и дополнения к уже сказанному;
    • уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).

Результаты 1-го этапа:

    • напряженность начальных отношений сменяется расслабленностью;
    • сверхконтроль (как результат ожидания воздействий) сменяется наблюдением за развитием отношений.

Второй этап (поиск совпадающих интересов) начинается с выявления "точек соприкосновения", исходных элементов для установления контакта с партнером: совпадений тем, мнений, оценок, переживаний.
Признаки 2-го этапа:

    • нахождение одной темы, приемлемой для обеих сторон;
    • периодический возврат к одной теме;
    • появление общего фонда слов и выражений;
    • сокращение фраз и выражений в зоне общего интереса (в силу понятности по началу фразы);
    • поток сообщений приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.

Результаты 2-го этапа:

    • установление взаимопонимания вызывает желание продолжать общение;
    • образуются предпосылки для расширения области возможного взаимодействия.

Третий этап (определение принципов общения) заключается в проявлении качеств, информирующих собеседника об индивидуальных принципах общения.
Положительными факторами на этом этапе являются:

    • предложение наиболее общих принципов, приемлемых для всех;
    • проявление качеств, которые совпадают с ожидаемым от человека;
    • быстрая и положительная реакция на предложенное.

К отрицательным факторам относятся:

    • изображение тех качеств, исполнение которых не может быть гарантировано;
    • демонстрация авторитарных качеств;
    • попытки анализа предлагаемых качеств;
    • высказывание сомнений в отношении принципов, изложенных партнером.

Признаки 3-го этапа:

    • первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в отношениях с людьми и в общении;
    • подчеркивание собственных качеств и свойств;
    • появление повторяющихся штампов поведения;
    • оповещение о типичных привычках и предпочтениях.

Результатом 3-го этапа становится некоторое общее представление о качествах, которые предлагаются партнерами для общения, достижением этого этапа должно стать первое "ощущение взаимопонимания".

Четвертый этап (выявление качеств, опасных для общения) заключается в поиске качеств, которые не выявились на предыдущих этапах, но присущи человеку, а также в определении силы этих качеств относительно всех остальных, степени вероятности их проявления и круга обстоятельств, где они могут проявиться.
Положительные факторы 4-го этапа:

    • освобождение внимания от установленных качеств партнера;
    • отсутствие тенденции к осуждению с вашей стороны отрицательных качеств и эмоций собеседника при их обнаружении;
    • понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных отношений;
    • готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные качества также будут раскрыты.

Отрицательные факторы:

    • ваше поведение может быть расценено как выведывание качеств;
    • маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы).

Признаки 4-го этапа:

    • первое выражение партнером сомнений в устойчивости и достоверности в ваших глазах определенных им ранее своих качеств;
    • явные расспросы;
    • стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях;
    • попытки "опережающих возражений";
    • попытки навязать спор.

Результаты 4-го этапа:

    • обнаружение новых качеств партнера;
    • выяснение привычек, которые являются помехами в общении.

Пятый этап. К началу 5-го этапа уже выявлены главные достоинства и недостатки собеседника, созданы предпосылки для построения доверительных отношений. В ходе 5-го этапа (адаптации к партнеру и установления контакта) наиболее важным становится поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне.
Признаки 5-го этапа:

    • стремление подчеркнуть общность целей, единство направления;
    • стремление оповещать о предполагаемых действиях, ставить вопросы на обсуждение;
    • совпадение позиций по ранее спорным вопросам.

Результаты 5-го этапа:

    • понимание не только качеств партнера, но и мотивов и причин его действий;
    • комфортность общения;
    • уверенность в правильности совместных решений.

(Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000. С. 196-212).

К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие:

    • признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения;
    • предоставление возможности высказать собственную точку зрения;
    • предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;
    • понимание необходимости конструктивного диалога;
    • определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества;
    • умение слушать собеседника.

Наши рекомендации