И попытки ее совершенствования
Уже к концу XVI - началу XVII века как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей.
Сначала в опыте братских школ Белоруссии и Украины, затем в Чехии и др. странах зародилась коллективная классно-урочная система обучения.
Теоретически концепция и характеристики системы были обоснованы в 17 в. «отцом педагогики» - великим чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским.
Во 2-й половине XVIII века система широко распространилась в школах России.
Классно-урочная система обучения — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.
Достоинства классно-урочной системы
· организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею,
· систематический и последовательный характер овладения содержанием образования;
· своеобразное соревнование между учащимися при коллективном характере обучения на уроке;
· изучение материала осуществляется планомерно, со сменой видов деятельности;
· более трудные уроки чередуются с более лёгкими в соответствии с требованиями школьной гигиены;
· с классно-урочной системой связана система предметного обучения, предоставляющая учителям возможность специализации.
Основными недостатками классно-урочной системы следует признать невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, затрудненность его творческого саморазвития, невозможность системы поспевать за темпами изменений в обществе и другие.
Истории дидактики известны многочисленные реформы классно-урочной системы: белл-ланкастерская, мангеймская, дальтоновская, метод проектов, метод комплексов, система Френэ, школа Дьюи, модульная система и другие. Эти системы пытались преодолеть основной недостаток классно-урочной системы - неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы.
Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) — форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали священник А. Белл и педагог Дж. Ланкастер.
Сначала учитель занимался со старшими учащимися, которые, получив определённые знания, обучали им под руководством учителя более младших учащихся.
Основные преимущества системы:
ü объяснение материала младшим школьникам давалось на доступном им уровне, так как разница в возрасте и интеллектуальном развитии была не столь велика;
ü система стимулировала старших учащихся к самообразованию.
Основные недостатки системы:
ü отсутствие у учащихся необходимых педагогических знаний и умений.
ü надлежащего обучения детей Белл-Ланкастерская система не обеспечивала.
Широкого распространения Белл-Ланкастерская система как основная форма учебной работы не получила, хотя интенсивно применялась в ряде стран (США, Великобритания, Франция и др.) для обучения грамоте. В России в некоторых учебных заведениях использовалась с 1818 года, сохранилась в отдельных школах до 1860-х годов.
Мангеймская система (от названия города Мангейм, Германия) предложена в начале ХХ в. Представляла собой систему дифференцированной организации обучения. Учеников распределяли по классам, исходя из уровня их учебных способностей и интеллектуального развития.
Было предложено в соответствии со способностями учащихся создать 4 специальных класса:
-основные (нормальные) классы — для детей со средними способностями;
-классы для малоспособных учащихся;
-вспомогательные классы — для умственно отсталых;
- классы для наиболее способных, желающих продолжить учебу в средних учебных заведениях.
Критика системы связана
Ø с изолированностью учащихся каждой группы классов,
Ø ограниченностью социальных перспектив выпускников групп мало- и среднеспособных,
Ø возможностью сдерживания развития детей, не попавших в «элитную» группу.
Однако сам принцип поклассной дифференциации оказался вполне приемлемым. Сейчас он присутствует в виде коррекционных классов, специализированных классов и школ по углубленному изучению предметов разных научных направлений, в подготовке художников, музыкантов.
В 1905 г. в США появляется система индивидуализированного обучения, примененная в школьной практике г. Дальтон (штат Массачусетс) учительницей Еленой Паркхерст. Система получила впоследствии название Дальтон-плана.
Были и другие названия — лабораторная система, система мастерских, так как занятия с учащимися проводились индивидуально в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, библиотеках. Ставилась цель - создать каждому ученику возможности индивидуальной учебной работы, исходя из его способностей, умственных возможностей, темпа работы.
Коллективная работа проводилась один час в день — остальное время отводилось на индивидуальную, т.е. уроки заменялись индивидуальной работой по разработанным учителем заданиям. Деятельность учителя по объяснению нового материала отменялась. Учитель выполнял общие организационные функции, оказывал учащимся при необходимости помощь. Общего плана занятий не было. Программы разбивались на годовые и ряд заданий по месяцам, устанавливались сроки их выполнения учащимися.
Такая форма организации обучения не обеспечивала учащимся без помощи учителя прочного усвоения учебного материала. Снижался уровень подготовки, появлялась нервозность и спешка в работе, ответственность за результаты работы снижалась. Снижение роли учителя в учебном процессе повлекло за собой снижение уровня подготовки учащихся.
Получив широкое распространение в ряде государств, в конечном итоге Дальтон-план не прижился ни в одной стране мира.
Разновидность Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторного метода была применена в СССР в 20-е годы ХХ в. Особенность заключалась в сочетании коллективной работы всего класса с бригадной (частью класса в 5-6 человек) и индивидуальной работой.
На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания и т.д., определялись задания бригадам, намечались сроки выполнения, обязательный минимум работы, которая, как правило, выполнялось группой активистов; и за нее перед учителем отчитывался только бригадир.
Эта форма организации работы фактически разрушала урок и в итоге привела к снижению роли учителя в объяснении нового материала и, естественно, к снижению ответственности учащихся и успеваемости, роли индивидуальной учебной работы, несформированности ряда важнейших общенаучных умений.
Как не оправдавшая себя, в 1932 г. форма работы сузила свое существование в СССР.
В США в первой четверти XX в. возникает проектная система обучения, второе название которой - “метод проектов”. Предполагалось, что она обеспечит большую самостоятельность учащихся в учебном процессе.
Учебная работа заменялась организацией практической деятельности учащихся. Учащимся предлагалась разработка проектов промышленного или бытового назначения, вокруг которых и строилась их учебно-познавательная деятельность. Авторы “метода проектов” исходили из того, что работая над схемами, чертежами, производя соответствующие расчеты, учащиеся освоят большие объемы знаний из разных наук школьного цикла. Естественно, осуществлялись их интеграция и систематизация.
Как самостоятельная форма учебной работы такая система, конечно, не могла обеспечить системного, поступательного накопления знаний; их содержательности, глубины и научности; развивающей и воспитывающей функций обучения.
К другим попыткам совершенствования классно-урочной системы относятся
· план Трампа – сочетание лекционной системы с индивидуализированным обучением;
· метод «учебных единиц», при котором вводится гибкое расписание в зависимости от заявки учителя на время, необходимое для изучения определенной темы;
· проект «градуированные классы», когда ученик мог выходить за рамки учебного плана года обучения (по одному предмету обучаться по программе 6-го класса, а по другому – по программе – 7-го) и др.
Все указанные подходы успешно решали одни проблемы и оставляли нерешенными другие, что и не позволяло им занять место основной формы обучения – урока.