Миссия - это краткое выражение функции, которую организация или проект пытаются выполнить в обществе

Формулировка миссии описывает причину существования корпора­ции. Причиной может быть предоставление каких-либо услуг, создание объектов, борьба с болезнью, охрана окружающей среды, осуществление социальной программы и т.д.

Руководители организаций и проектов по-разному выражают свою миссию, и ее текст варьирует от короткой фразы, используемой как девиз, до целой страницы текста, подробно описывающей продукты и услуги.

В любом случае удачная формулировка миссии должна отвечать на следующие вопросы:

• Чем занимается организация или каков профиль проекта?

• Для кого сотрудники организации или участники проекта осущест­вляют свою деятельность?

• В каком рыночном сегменте они работают? И т.д.

Чем более уникальна миссия, тем более она работоспособна, и наобо­рот.

Заметим, что миссия не только способ выделения среди конкурентов, но и стержень, понятный персоналу и сплачивающий корпорацию из­нутри.

Миссия вместе с описанием текущего состояния корпорации помога­ет лучше понять ее НАСТОЯЩЕЕ - то, чем и для чего корпорация распо­лагает.

Что же касается будущего, то оно определяется с помощью формули­ровки видения. Видение (наиболее распространенный синоним - страте­гическая цель) - это описание корпорации в перспективе, причем в лучшем положении, чем она находится в настоящее время.Видение выражает кар­тину правдоподобного и желаемого состояния корпорации в будущем. Устанавливая некоторое видение, к которому необходимо стремиться, руководители и сотрудники обозначают свои надежды и берут на себя ответственность за определенный вариант будущего. Видение помогает осмыслить, каким может быть успех.

Видение образно называют Полярной звездой стратегического плана развития корпорации. При его формулировке целесообразно использо­вать такие ориентиры:

• четкое, конкретное и реалистичное изложение;

• определение обобщенных итогов или результатов,

• реальный и стимулирующий уровень достижений.

Коллективу, работающему с хорошо понимаемым и хорошо переда­ваемым видением, не потребуется множества правил и инструкций. Ус­танавливая общую картину будущего, видение способствует тому, что решения принимаются легче и естественнее.

Разрабатывая видение, не следует привязываться к «коротким сро­кам» типа недели, месяца или даже года. В противном случае будущее может стать всего лишь улучшенной интерпретацией настоящего за вы­четом некоторых лежащих на поверхности проблем. Требуется другое: перешагнуть через образ настоящего и использовать свое воображение и творческие способности для качественного прорыва.

Самой распространенной ошибкой при разработке видения является желание описать вероятное будущее, в то время как требуется создать и проанализировать ряд правдоподобных альтернатив будущего. Видение создается не для прогнозирования будущего, а для того, чтобы влиять на будущее и изменять его так, как этого хотели бы организация или участ­ники проекта.

Видение не является планом и не дает точных инструкций: оно в об­щем описывает то, к чему стремится корпорация. Вместе с описанием норм и принципов видение помогает установить ориентиры, способные привести к качественно иному БУДУЩЕМУ.

Краткое или длинное звучание, разделение или слияние миссии и ви­дения не подлежат какой-то строгой формализации. Главное заключает­ся в другом: определяя смысл, направления и приоритеты деятельности корпорации, миссия и видение (либо отдельные составляющие одного понятия) являются своего рода «пограничными столбами», показываю­щими, откуда (от каких функций, целей, задач) и куда (к каким резуль­татам) нужно идти.

Но «подземный фундамент» имиджевой корпоративной конструкции не исчерпывается миссией и видением. Существует еще один важный ас­пект: а какие ориентирынужны для того, чтобы продвинуться от одного «столба» к другому, чтобы реализовать миссию и достичь видения?

Группа таких ориентиров, связывающая миссию и видение, опреде­ляется как корпоративная философия - полное, развернутое, подробное изложение морально-этических и деловых норм, принципов, кредо, кото­рыми руководствуются сотрудники фирмы или участники проекта.Корпо­ративная философия не преследует рекламных целей, а выполняет функцию внутреннего организующего начала, своего рода общественно­го договора, добровольно заключенного причастными к нему людьми. Она также играет роль камертона, позволяющего проверить точность звучания всех посланий фирмы.

Корпоративная философия устанавливает нравственные и этические приоритеты, которые сотрудники корпорации должны исповедовать и которые определяют и регулируют их повседневную деятельность.

Корпоративная философия, как правило, запрашивает больше, чем обычно ожидается от работников, и за счет этого требует от них выхода на другой качественный уровень.

При формулировании норм, принципов, кредо - слагаемых корпо­ративной философии - часто используются такие слова, как «качество», «совершенство», «доверие», «компетенция», «гордость», «забота», «вни­мательность».

Но - как и в случае с миссией и видением - нельзя ограничиваться простым декларированием «библейских» терминов: каждому из них должна сопутствовать уникальная, учитывающая все особенности кор­порации трактовка.

Понятие качества выходит за рамки производимой продукции и технологических процессов и распространяется на людей и их действия. В некоторых ситуациях повы­шение качества может означать совершенствование квалификации сотрудников. В других случаях качество будет соответствовать уверенности в том, что выбранная стратегия, система или поведение по отношению к другим будут способствовать улуч­шению качества. Начиная с добычи сырья и кончая розничной торговлей, наши парт­неры на каждом этапе участвуют в общей работе по повышению качества.

Принцип взаимовыгодности является одной из наиболее ярких черт делового сти­ля фирмы «МАРС». Взаимовыгодность может быть неправильно истолкована. Взаимовыгодность означает не просто финансовый аспект дела, не дает она и никаких гарантий. На фирме «МАРС» взаимовыгодность подразумевает, что каждый партнер обязан помогать всем нашим заинтересованным сторонам в достижении успеха - потребителю или клиенту, сотрудникам, предприятию, торговым организациям, поставщикам, общественности и самой фирме «МАРС».

«Надземный фундамент»: история-легенда

Наши рекомендации