Тема 3. эволюция концепции логистики
Эволюция подходов к созданию логистических систем. Понятие и методические основы калькуляции логистических затрат.
3.1. Эволюция подходов к созданию логистических систем
Экономистами, разрабатывающими теоретические аспекты логистического менеджмента, предложено несколько подходов к периодизации развития концепции логистики. Остановимся на наиболее общем подходе, в рамках которого выделяются 3 периода в развитии систем управления товародвижением: дологистический (до 1950-х годов включительно); классической логистики (60-70-е годы ХХ века); неологистики (с 1980-х годов до настоящего времени) [1, с.31].
До 1950 годов функциональные области логистики на предприятиях разобщены; комплексное управление товародвижением как таковое отсутствует; соответственно, отсутствует и синергический эффект от логистического подхода к товародвижению.
Происходившее в дологистический период быстрое развитие нерельсового транспорта, повышение его роли в товародвижении обусловило необходимость более четкой организации транспортных операций и сопутствующей деятельности (экспедирования грузов, проверки грузовых счетов и т. д.)
Критерием оптимальности транспортных операций являлись минимальные затраты на перевозку (то есть минимальные затраты на отдельные логистические операции).
Результаты, полученные рядом фирм от оптимизации перевозок, а также имевшийся опыт организации материально-технического обеспечения в годы второй мировой войны и ряд других факторов привели к осознанию того, что в оптимизации функций товародвижения имеется огромный потенциал снижения издержек, и, следовательно, – повышения конкурентоспособности фирм.
С этого осознания начинается период классической логистики. Создаются первые логистические системы: как правило, это интеграция складского хозяйства с транспортом и координация их использования (тара выбирается в зависимости от транспортного средства; вид транспорта – в зависимости от характеристик товара и т.д.). Изначально, логистические системы возникают в сфере хранения и доставки потребителям готовой продукции, затем – в сфере материально-технического обеспечения предприятия. Постепенно эти системы интегрируются и начинают функционировать как единое целое, не охватывая лишь сферу производства.
Для данного периода характерны три последовательно сменявшие друг друга подхода к созданию логистических систем.
В рамках первого подхода объектом управления (логистической оптимизации) являются затраты на логистические операции отдельной организации (предприятия); критерием оптимальности функционирования логистической системы – минимальные издержки во всех функциональных областях, входящих в систему (минимум общих затрат на материальное распределение).
Второй подход исходит из того, что затратный критерий ограничивает маркетинговые возможности предприятия. Если дополнительные затраты на логистику (например, затраты на доставку товаров потребителям) оправданы платежеспособным спросом, то, снижая затраты, предприятие теряет рынки. Критерием оптимальности управления товародвижением становится получение организацией максимальной прибыли после логистических операций.
В конце периода классической логистики (1970-е годы) критерий оптимальности системы переходит на качественно новый уровень: от максимизации прибыли одного предприятия к максимизации прибыли всех участников процесса товародвижения. Такая схема способствует созданию устойчивых деловых отношений между партнерами, а значит, позволяет каждой из организаций снижать свои затраты на логистику, и в какой-то мере гарантировать себе сбыт.
В начале 1980-х годов происходит осознание того, что ни одна группа функций предприятия не обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для самостоятельной эффективной работы. В результате логистическая система охватывает все предприятие, получает распространение «комплексный подход» к управлению товародвижением, предусматривающий гармонизацию (согласование) интересов всех функциональных подразделений (служб). Критерий эффективности – оптимальное соотношение результатов деятельности и общих затрат системы.
В настоящее время концепция логистики выходит за пределы экономической среды и начинает учитывать экологические, социальные, политические факторы. Таким образом, если характеристикой предъявляемого спроса являются повышенные требования к экологичности самого продукта и операций товародвижения, то для обеспечения сбыта этим требованиям придется соответствовать, даже при необходимости повышения затрат.
Еще одной особенностью современного этапа развития логистического менеджмента является повышение роли международной логистики. Облегчив компаниям стран-участников экономических союзов (страны Европейского Союза; США и Канада) взаимное проникновение на внутренние рынки, глобализация бизнеса, с одной стороны, обострила конкуренцию, с другой стороны – усложнила организацию товародвижения.На международной арене логистическая деятельность стала более комплексной, а такие проблемы, как размещение производства и центров дистрибьюции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем, потребовали новых навыков логистического управления. С начала 1990-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводится важная роль (в Европе это TEDIM, UNCTAD, TACIS) [1, c. 342-349], [6, с. 19].