Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это совокупность языковых средств, которые обслуживают сферы дипломатических, правовых и административных отношений, то есть отношений, возникающих между государствами, внутри государства, между организациями, внутри организации, между частными лицами и государством и т.д.

Основные функции ОДС:

1) информативная: реализуется в жанрах сообщения, справки, резюме, заявления, служебной записки и др.;

2) регулятивно-волюнтативная (повелительная): наиболее отчётливо представлена в жанрах закона, постановления, приказа и др.

Уже из перечисления жанров очевидно, что ОДС реализуется в основном в форме документа. Документ – это деловая бумага, текст, регулирующий и управляющий действиями людей. Чтобы успешно выполнять свои функции (регулирования и управления), документ должен 1) обладать юридической силой, 2) быть точным, ясным, лаконичным и не допускать вариантов толкования (инотолкований).

Функции документа как основной формы реализации позволяют выделить следующие признаки делового стиля:

1) преимущественно письменная форма реализации;

2) окраска долженствования (указательный, предписательный тон изложения);

3) конкретность изложения, точность, однозначность формулировок,;

4) логичность и аргументированность;

5) объективность, безличность;

6) низкая эмоциональность текста, своеобразная “холодность”;

7) высокая степень стандартизации, шаблонность, клишированность языкового выражения.

Публицистический стиль

Публицистический стиль – это функциональный стиль, который обслуживает сферу общественно-политических отношений. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) – журналах, газетах, на радио и телевидении, а также в публичной ораторской и парламентской речи.

Основная функция текстов публицистического стиля – сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

1) все они носят воздействующий (суггестивный) характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;

2) пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;

3) отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

4) обладают ярко выраженным субъективным, оценочным началом;

Отбор событий в публицистическом произведении определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами). Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему экспрессивно-оценочных средств. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах – жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на

- информационные (заметка, репортаж, интервью, отчёт),

- аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор),

- художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

Разговорный стиль

Разговорный стиль свойственен повседневно-бытовой устной речи, он чаще всего употребляется в непринужденной беседе с хорошо знакомыми людьми. Стиль служит для обмена мыслями, чувствами, переживаниями, для организации совместной деятельности – эти целевые установки и определяют его основную функцию.

Черты разговорного стиля:

1) преимущественно устная форма реализации (кроме частной переписки бытового характера);

2) важная роль паралингвистических и экстралингвистических средств передачи информации – интонации, мимики, жестов, поз, выражения глаз;

3) спонтанность (неподготовленность) речи: моменты создания и произнесения речи не разделены во времени;

4) непосредственность речевого контакта;

5) непринужденность, неофициальность общения;

6) эмоциональность и экспрессивность языкового выражения;

7) конкретность речи.

Функциональные стили иногда называют «стилями речи» и противопоставляют их «стилям языка». При этом к «стилям языка» относят разговорный (сниженный), нейтральный, книжный (высокий) стили..

Язык художественной литературы не входит в систему функциональных стилей современного русского литературного языка и представляет собой, по определению профессора Л.Ю. Максимова, проекцию национального языка под эстетическим углом зрения на особую плоскость художественной литературы.

В языке художественной литературы обрабатываются, проходят "переплавку" все средства общенародного языка, многие из которых впоследствии получают права "литературного гражданства".

1.9 Некодифицированные разновидности национального языка

Некодифицированные разновидности национального языка – это такие формы существования национального языка, которые противопоставлены кодифицированному литературному языку по своим нормативно-стилистическим качествам. В эту сферу входят следующие языковые варианты:

– городское просторечие,

– территориальные диалекты (областные говоры),

– социальные диалекты (арго и жаргоны).

Городское просторечие

Городское просторечие занимает промежуточное положение в системе национального языка – между литературным стандартом и диалектами (территориальными и социальными) и характеризуется сложными, противоречивыми, исторически изменчивыми взаимоотношениями как с литературным языком, так и с диалектами (территориальными и социальными). Просторечие формируется в в больших городах на основе слияния областных говоров и является средством повседневно-бытового общения социально низких слоев городского населения, не владеющих литературным языком.. Как и диалекты, городское просторечие является нелитературным, некодифицированным языковым вариантом и имеет отличия от нормы на всех уровнях: 1) в фонетике: шофер, положить, приговор, ридикулит, резетка, друшлаг; 2) в морфологии: мой мозоль, хлеб с повидлой, много делов, на пляжу, шофера, без пальта, бежат, ляж, ложи; 3) в лексике: бацнуть, гаркнуть, жрать, позариться, кляуза, куролесить, осерчать, пройдоха, пырять, рехнуться и др.). В настоящее время на развитие городского просторечия сильнейшее воздействие оказывают социальные диалекты – арго и жаргоны, формируя сленг:барыга, блатной, верняк, доходяга, калымить, капнуть, кернуть, кранты, марафет, настучать, повязать, понт, рвать когти, туфта, лох, клёвый, штука ‘тысяча’, бабки, баксы, кинуть, наезжать и т.д.

Наши рекомендации