Что входит в наружное оформление?
Во-первых, это вывеска. Обязательным элементом является также информационная табличка, где указывается номер или название аптеки, режим работы, организационно-правовая форма предприятия, адреса ближайших дежурных аптек и т.д.
Кроме обязательных элементов в наружном оформлении также могут использоваться так называемые панели-кронштейны (специальные конструкции, которые прикрепляются к торцу здания). Дополнительными источниками информации для потребителя являются штендеры (выносные конструкции), которые указывают на расположение аптеки.
К наружному оформлению относится и сама витрина. Витрина может быть объемной и плоской. Наиболее эффективной является объемная витрина, в которой используется межстекольное пространство, где размещаются объемные элементы.
При оформлении витрины необходимо учитывать, на каком расстоянии по отношению к аптеке будут проходить потенциальные покупатели. Если это расстояние составляет хотя бы несколько метров, то в таком случае необходимо оформлять все пространство витрины. Если же поток потенциальных покупателей проходит в непосредственной близости от аптеки, то в таком случае рекомендуется использовать для оформления нижнюю треть витрины.
Виды товаров в аптеке
Для грамотного размещения товаров на витринах и привлечения покупателей необходимо знание того, что продается в аптеке, какие конкретно виды товаров пользуются спросом у населения.
Характеристика видов товара.
Принято выделять следующие виды товаров:
Товары повседневного спроса или первой необходимости – товары, которые посетители аптеки приобретают довольно часто, не раздумывая, с минимальными затратами сил и времени. К этой категории относится основная масса лекарственных средств и препаратов медицинского назначения, лечебная минеральная вода, базовый детский ассортимент (соски, пустышки, памперсы), презервативы, прокладки;
Товары периодического спроса – товары, которые приобретаются примерно раз в месяц или сезон. Например, лекарства от аллергии в весенний сезон, средства для похудения, средства гигиены полости рта и др.
Товары предварительного выбора – товары, которые приобретаются редко, после тщательного предварительного обдумывания, сравнивания цен в других аптеках, консультации со специалистами. Часто это товары длительного пользования и дорогостоящие, например медицинская техника (тонометры, глюкометры, весы, массажеры, молокоотсосы, электронные термометры), новые дорогостоящие препараты, БАДы, лечебная косметика;
Специализированные товары – товары и препараты (онкологические, специальные детские, диетическое и спортивное питание, диабетические товары), которых нет в широкой продаже. Они продаются в специализированных аптеках или аптеках со специально организованными отделами (витринами) и рассчитанные на определенных покупателей.
Товары импульсного спроса – товары, покупаемые под влиянием импульсов. Такие товары обычно характеризуются невысокими ценами, и поэтому их приобретение не связано с большими финансовыми потерями. Решение об их покупке принимается очень быстро: по принципу «увидел – захотел – купил». Очень часто это недорогостоящие товары «карманного формата», которые в большинстве случаев размещают около касс. Самые популярные товары импульсного спроса – гематоген, леденцы, жевательная резинка, презервативы, «Антиполицай», «Антипохмелин», лейкопластыри (в летний сезон), гигиеническая помада, салфетки, аскорбиновая кислота, одноразовые платочки. Товарами импульсного спроса могут быть и сезонные товары, например масло для загара или от загара в начале лета, средства от комаров в летний период, средства для снижения веса весной или минеральная вода.
Если в аптеке нет препарата или товара импульсного или периодического спроса – это потеря продажи, но если отсутствуют товары постоянного, предварительного или специализированного спроса – это уже потеря клиента.
Музыка.
Музыка тоже вносит вклад в атмосферу торгового зала, поскольку вызывает в сознании покупателя определенные образы, помогает ему сконцентрировать внимание и, к тому же, как было замечено, музыка влияет на скорость движения покупателей по торговому залу. Более медленная музыка задерживает покупателя на более длительное время у витрины, он дольше ее рассматривает, выбирает тот или иной препарат. Вероятность совершения дополнительных покупок при этом значительно возрастает.
Музыка в аптеке должна быть:
1. Негромкой, как бы обволакивающей покупателя, приводящей его в состояние умиротворенности и комфорта.
2. Медленной (60 тактов в минуту), ненавязчивой, неагрессивной. Она не должна отвлекать от покупок, раздражать покупателя и вызывать мысли типа: «Мне так плохо, а у вас тут веселье».
3. Не вызывающей негативные ассоциации у покупателей. Например, классическая музыка часто ассоциируется у рядового покупателя с похоронами. Поэтому рекомендуется использовать мелодичные аранжировки знакомых классических произведений.
4. Не отвлекающей от покупок.
5. Не рекомендуется использовать радио.
Запахи.
Ещё одним редко используемым компонентом атмосферы являются запахи. Запах – самый быстрый способ воздействия на эмоциональную сферу покупателя. Поэтому данный компонент очень активно используется в розничной торговле. Цель использования запаха – оказание определенного воздействия на подсознание покупателя, то есть покупатель может осознанно и не почувствовать наличия того или иного запаха, но начнет обращать внимание на какие-то моменты, на которые в противном случае внимания не обратил бы.
Атмосфера запахов в аптеке может создаваться по следующим направлениям:
1. чистый, свежий воздух, нагретый до комфортной температуры (самый традиционный способ);
2. использование различных освежителей воздуха и ароматизаторов (целесообразность ограничивается высокой аллергичностью и раздражающими эффектами, вызываемыми искусственными компонентами);
3. использование натуральных эфирных ароматических масел (очень интересный и рекомендуемый способ для определенного типа аптек).
Ароматические эфирные масла нормализуют, прежде всего, психическое состояние человека, действуя на головной мозг через обонятельные рецепторы.
Во многих восточных и западных странах в рабочей зоне офисов специально поддерживаются бодрящие запахи цитрусовых или мяты, "ароматы хорошего настроения".
Приятные запахи вызывают положительные эмоции, которые обеспечивают дальнейшее действие масел:
1. уравновешивают жизненные процессы в организме;
2. повышают иммунитет;
3. улучшают циркуляцию крови;
4. выводят продукты метаболизма.
При подборе ароматической композиции следует учитывать следующее:
1. запахи действуют не на сознание, а на подсознание;
2. запахи должны быть едва уловимы;
3. ароматические лампы должны быть скрыты от глаз посетителей;
4. запахи должны быть подобраны в соответствии с рекомендациями ароматической терапии.
Некоторые рекомендации ароматической терапии. Общие правила:
1. тонкие ароматы обволакивают, расслабляют, успокаивают: апельсин прибавляет оптимизма, герань лечит от комплекса неполноценности, грейпфрут снимает излишнее самодовольство, способствует самокритике;
2. холодные запахи вызывают чувство бодрости: цитрусовые, травяные, лесные, елово-сосновые;
3. теплые, уютные запахи расслабляют, позволяют забыть все дневные неприятности и даже заснуть: сандал, ладан, мирра (хорошее средство для снятия мотивированной и немотивированной агрессии у потребителей).
Неприятным для посетителей аптеки может быть сильный запах лекарств как напоминание о больнице, болезни.