Диаграмма последовательности
Постановка задачи.
Магазин проката видеопродукции нуждается в компьютеризованной системе учета, так как имеет большой ассортимент видео и аудиодисков. Все диски снабжены штрих-кодом, так что сканер, интегрированный в систему, может поддерживать операции выдачи напрокат и возврата видеофильмов. Членские карточки клиентов также снабжены штрих-кодом.
Клиенты имеют возможность резервировать видео и музыку таким образом, чтобы комплект дисков был собран к определенной дате. Система должна обладать поисковым механизмом для ответов на запросы клиентов, включая вопросы, касающиеся фильмов, которых нет в ассортименте магазина (но которые он может заказать по просьбе клиента).
Для каждого диска установлен конкретный период проката (исчисляемый в днях) с соответствующей платой за прокат за этот период.
Магазин должен быть в состоянии немедленно дать ответ на любой запрос по наличию фильмов в запасе, а также количеству дисков.
Работники видеомагазина стремятся запомнить коды наиболее популярных дисков. Зачастую при идентификации фильма они используют именно код диска, а не его название (поскольку, например, фильм с одним названием мог выпускаться разными режиссерами).
Дополнительные требования:
1. За диски, возвращенные позже указанного срока, взимается дополнительная плата за период, превышающий срок проката. Каждый диск обладает уникальным идентификационным номером.
2. Фильмы и музыка заказываются у поставщиков, которые могут поставить диски в течение недели.
3. Забронировать можно те диски, которые заказаны у поставщика и/или все копии которых находятся в прокате.
4. Клиент может также сделать несколько предварительных заказов, однако для каждого забронированного фильма нужно подготовить отдельный запрос на бронирование. Бронирование может быть отменено из-за того, что клиент не проявил никакой реакции в течение недели, прошедшей с момента, когда ему сообщили о возможности взять фильм напрокат. Если за фильм был уплачен задаток, он записывается на счет клиента.
5. База данных хранит традиционную информацию о поставщиках и клиентах, т.е. адреса, телефонные номера и т.д. В каждом заказе поставщику указываются заказываемые диски, их количество, дата ожидаемой поставки, отпускная цена, возможные скидки.
6. Когда диск возвращается клиентом или поступает от поставщика, работники магазина в первую очередь обслуживают клиентов, сделавших предварительный заказ.
7. Клиент может взять несколько дисков, однако каждому взятому носителю ставится в соответствие отдельная запись. Для каждого выдаваемого напрокат диска фиксируются дата и время выдачи, установленный и фактический срок возврата. Позже запись о прокате обновляется, чтобы отразить факт возврата диска и факт окончательного платежа (или возврата денег). Кроме того, запись хранит информацию о продавце, отвечающем за прокат диска. Детальная информация о клиенте и по прокату хранится в течение года, чтобы можно было легко определить уровень доверия к клиенту. Старая информация по прокату сохраняется в течение года в целях проведения аудита.
8. Все операции выполняются с использованием наличности, электронного перевода денег или кредитных карточек. От клиентов требуется внести плату за прокат при выдаче дисков.
9. Если диски задержаны более, чем на 2 дня, клиенту отправляется уведомление о задержке. После отправки двух уведомлений о задержке одного и того же диска клиент получает предупреждение о том, что он является «нарушителем» и при следующем обращении его в магазин руководство будет рассматривать вопрос о взимании штрафа и снятии с него статуса «нарушителя».
Разработка требований.
Глоссарий.
2.2. Диаграмма вариантов использования.
- Добавить актера с именем Информационная система, для которого выбрать стереотип Actor .
- Добавить актера с именем Работник магазина, для которого выбрать стереотип Actor
- Добавить актера с именем Клиент, для которого выбрать стереотип Business Actor.
- Добавить вариант использования Оплата заказа, для которого выбрать стереотип Business Use Case (Бизнес-вариант использования).
- Добавить вариант использования Проверка платежеспособности.
- Добавить направленную ассоциацию от бизнес-актера Клиент к варианту использования Оплата заказа.
- Добавить отношение зависимости со стереотипом <<extend>>, направленное от варианта использования Оплата заказа к варианту использования Проверка платежеспособности клиента.
- Добавить вариант использования Формирование заказа, для которого выбрать стереотип Business Use Case (Бизнес-вариант использования).
- Добавить направленную ассоциацию от бизнес-актера Клиент к варианту использования Формирование заказа
- Добавить вариант использования Резервирование дисков.
- Добавить направленную ассоциацию от бизнес-актера Клиент к варианту использования Резервирование дисков.
- Добавить вариант использования Просмотр каталога.
- Добавить направленную ассоциацию от бизнес-актера Клиент к варианту использования просмотр каталога .
- Добавить направленную ассоциацию от варианта использования Формирование заказа к сервису Информационная система
- Добавить направленную ассоциацию от варианта использования Оплата заказа к сервису Информационная система
- Добавить вариант использования Проверка периода проката.
- Добавить вариант использования Блокирование заказа.
- Добавить вариант использования Начисление штрафа за прострочку.
- Добавить отношение зависимости со стереотипом <<extend>>, направленное от варианта использования Проверка периода заказа к вариантам использования Блокирование заказа и начисление штрафа за просрочку.
- Добавить вариант использования Заказ дисков у поставщиков.
- Добавить вариант использования Выдача отчетов.
- Добавить направленную ассоциацию от актера Информационная система к вариантам использования выдача отчетов и заказ дисков у поставщиков.
- Добавить направленную ассоциацию от актера Информационная система к актеру Работник магазина.
- Добавить вариант использования Выдача заказа.
- Добавить направленную ассоциацию от актера Клиент к варианту использования Выдача заказов.
Матрица требований.
Анализ системы.
Диаграмма последовательности.