ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ. 1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты
1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты.
Тест «Умеете ли вы излагать свои мысли?
Инструкция. На каждый из приведенных вопросов следует ответить «да» или «нет».
1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?
2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре собеседника?
3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?
4. Ваши распоряжения достаточно кратки?
5. Если собеседник не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?
6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?
7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?
8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказываниях, побуждаете ли задавать вопросы?
9. Задаете ли вы вопросы собеседникам, чтобы понять их мысли и настроение?
10. Отличаете ли вы факты от мнений?
11. Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?
12. Стараетесь ли вы, чтобы собеседники всегда соглашались с вами?
13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?
14. Говорите ли вы вежливо, дружелюбно?
15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами?
16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?
Обработка результатов.
По 1 баллу начислите за ответ «нет» на вопросы № 5, 11, 12, 13 и по 1 баллу за ответ «да» на все остальные.
Сумма баллов означает: 12-16 баллов — отличный результат; 10-12 баллов — средний результат; меньше 9 баллов — плохой результат.
Тест «Умеете ли вы выступать?»
Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к выступлению в зависимости от состава аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?
2. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение трудоспособности?
3. Всегда ли одинаково начинаете выступления?
4. Волнуетесь ли перед выходом на трибуну настолько, что должны преодолевать себя?
5. Приходите ли задолго до начала выступления?
6. Нужны ли вам 3 — 5 мин, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать?
7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?
8. Любите ли вы во время выступления двигаться?
9. Отвечаете ли на записки по ходу их поступления, не группируя их?
10. Успеваете ли вы во время выступления пошутить?
Обработка результатов.
При положительном ответе засчитайте себе 2 очка.
Сумма баллов означает:
более 12 очков — вы умеете подчинить себе аудиторию, не допуская вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независимость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей;
менее 12 очков — вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируетесь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может привести к потере авторитета и снижению эффекта сказанного.
Тест «Умеете ли вы правильно слушать»
Инструкция. На вопросы теста следует отвечать одним из следующих слов: «всегда», «почти всегда», «редко», «никогда».
1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
2. Слушаю ли я «между строк», особенно беседуя с людьми, в словах которых часто содержится скрытый смысл?
3. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
4. Записываю ли я наиболее важные детали сообщения?
5. Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
6. Резюмирую ли я говорящему существенные детали его сообщения до того, как разговор окончен, чтобы убедиться в правильном понимании?
7. Удерживаюсь ли я оттого, чтобы оставить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, монотонным, неясным или в силу того, что лично не знаю или не люблю собеседника?
8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда взгляды говорящего отличаются от моих собственных.
9. Игнорирую ли я отвлекающегося во время совещания слушателя?
10. Выражаю ли я подлинный и искренний интерес к тому, что говорит другой, или к беседе других людей?
Обработка результатов.
Поставьте за ответ «всегда» — 4 балла, за ответ «почти всегда» — 3 балла, «редко» — 2 балла, «никогда» —1 балл.
Сумма баллов означает:
32 и более баллов — вы идеальный слушатель;
27—31 балл — вы слушатель выше среднего уровня;
22—-26 баллов — вы нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в слушании. Это сигнал, что есть серьезные недостатки, которые можно и нужно ликвидировать;
21 и менее баллов — многие из сообщений, которые вы получаете, вами воспринимаются в искаженном виде, не полно, не адекватно. Нужна серьезная работа над собой.
Целенаправленно работая над искоренением ответов «никогда» и «редко», вы сможете значительно улучшить каждодневные взаимоотношения с коллегами, подчиненными и руководителями.
Тест «Наблюдательны ли вы?»
Инструкция. Проверьте, насколько вы наблюдательны, что вы можете сказать о людях по внешним признакам. Отметьте в каждой ситуации то, что наиболее характерно для вас.
1. Когда вы заходите в какую-то организацию, то:
а) обращаете внимание на расположение столов и стульев;
б) обращаете внимание на точное расположение предметов;
в) разглядываете, что висит на стенах.
2. Встречаясь с человеком, вы:
а) смотрите ему в лицо;
б) незаметно оглядываете его с ног до головы;
в) обращаете внимание лишь на отдельные черты лица.
3. Что вам запоминается из увиденного пейзажа:
а) цветы;
б) небо;
в) чувство, охватившее вас?
4. Когда вы утром просыпаетесь:
а) сразу же вспоминаете, что вам предстоит делать;
б) вспоминаете, что вам снилось;
в) анализируете то, что произошло вчера.
5. Когда вы садитесь в общественный транспорт, то:
а) проходите вперед, ни на кого не глядя;
б) разглядываете тех, кто стоит рядом;
в) обмениваетесь словом-другим с теми, кто стоит к вам ближе всего.
6. На улице вы:
а) наблюдаете за транспортом;
б) смотрите на фасады домов;
в) наблюдаете за прохожими.
7. Когда вы смотрите на витрину, то:
а) интересуетесь лишь тем, что вам пригодится;
б) смотрите и на то, что вам в данный момент не нужно;
в) внимательно рассматриваете каждый предмет.
8. Если дома вам нужно что-то найти, то вы:
а) сосредоточиваетесь на том месте, где, как вы предполагаете, могли оставить этот предмет;
б) ищете везде;
в) просите других помочь вам.
9. Рассматривая старый групповой снимок ваших близких, друзей:
а) вы волнуетесь;
б) вам становится смешно;
в) вы пытаетесь узнать тех, кто снят.
10. Вам предложили сыграть в азартную игру, которую вы знаете, и вы:
а) пытаетесь научиться в нее играть;
б) отказываетесь от этой затеи через какое-то время;
в) вообще не играете.
11. Вы кого-то ждете в парке и:
а) внимательно наблюдаете за теми, кто рядом с вами;
б) читаете газету;
в) о чем-то думаете.
12. В звездную ночь вы:
а) пытаетесь разглядеть созвездия;
б) просто смотрите на небо;
в) вообще не смотрите.
13. Читая книгу, вы:
а) помечаете карандашом то место, до которого дошли;
б) оставляете закладку;
в) доверяете своей памяти.
14. О своих соседях вы помните:
а) их имя и отчество;
б) их внешность;
в) не помните ни то ни другое.
Обработка результатов.
Сопоставьте отмеченные вами пункты с ключом и суммируйте набранные баллы.
Ключ
Число баллов | Номер вопроса | |||||||||||||
А | ||||||||||||||
Б | ||||||||||||||
В |
Сумма баллов означает:
100-150 баллов — бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны. Вместе с тем вы способны анализировать самого себя, свои поступки;
75-99 баллов — у вас достаточно развита наблюдательность, но все же вас иногда подводит предубежденность;
45-74 баллов — вас не слишком интересует то, что скрывается за внешностью, манерой поведения людей, хотя в общении у вас не возникает сколько-нибудь серьезных проблем;
менее 45 баллов — вас абсолютно не интересуют сокровенные мысли тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать эгоистом.
2. Составьте сводную таблицу своих положительных и негативных характеристик.
Мои позитивные характеристики | Трудности и проблемы, требующие самокоррекции и развития |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации.
2. Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения?
3. Какие «вредные привычки», внешние и внутренние помехи допускаются во время слушания?
4. Какие виды слушания вы знаете? Что представляет собой «умение слушать»?
5. Какие существуют приемы эффективного слушания?
6. Какие виды «языка тела» относятся к невербальным средствам коммуникации?
7. Каково влияние невербальных средств на эффективность коммуникации?
8. Какие сигналы относятся к паралингвистическим и экстралингвистическим и в чем их роль в процессе взаимодействия?
9. Раскройте основные этапы проведения деловой беседы.
10. Какие требования следует соблюдать во время обсуждения деловой информации для поддержания контакта с собеседником?
11. Назовите основные психологические факторы, обеспечивающие успешность публичного выступления.
12. Что подразумевается под позитивным тоном делового письма?
13. Почему деловые письма следует писать с позиции «вы»?
14. Какими средствами обеспечиваются целостность, ясность, связность и краткость делового письма?