ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ. 1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты

1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты.

Тест «Умеете ли вы излагать свои мысли?

Инструкция. На каждый из приведенных вопросов следует отве­тить «да» или «нет».

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образова­нию, интеллекту и общей культуре собеседника?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем выска­заться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если собеседник не задает вам вопросов после того, как вы вы­сказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?

8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказываниях, по­буждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли вы вопросы собеседникам, чтобы понять их мысли и настроение?

10. Отличаете ли вы факты от мнений?

11. Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?

12. Стараетесь ли вы, чтобы собеседники всегда соглашались с вами?

13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?

14. Говорите ли вы вежливо, дружелюбно?

15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами?

16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?

Обработка результатов.

По 1 баллу начислите за ответ «нет» на вопросы № 5, 11, 12, 13 и по 1 баллу за ответ «да» на все остальные.

Сумма баллов означает: 12-16 баллов — отличный результат; 10-12 баллов — средний результат; меньше 9 баллов — плохой результат.

Тест «Умеете ли вы выступать?»

Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к выступлению в зави­симости от состава аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение трудоспособности?

3. Всегда ли одинаково начинаете выступления?

4. Волнуетесь ли перед выходом на трибуну настолько, что должны преодолевать себя?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужны ли вам 3 — 5 мин, чтобы установить первоначальный кон­такт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать?

7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

9. Отвечаете ли на записки по ходу их поступления, не группируя их?

10. Успеваете ли вы во время выступления пошутить?

Обработка результатов.

При положительном ответе засчитайте себе 2 очка.

Сумма баллов означает:

более 12 очков — вы умеете подчинить себе аудиторию, не допуская вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независи­мость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей;

менее 12 очков — вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируетесь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может приве­сти к потере авторитета и снижению эффекта сказанного.

Тест «Умеете ли вы правильно слушать»

Инструкция. На вопросы теста следует отвечать одним из следу­ющих слов: «всегда», «почти всегда», «редко», «никогда».

1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полно­стью, не перебивая?

2. Слушаю ли я «между строк», особенно беседуя с людьми, в сло­вах которых часто содержится скрытый смысл?

3. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию ус­лышанной информации?

4. Записываю ли я наиболее важные детали сообщения?

5. Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

6. Резюмирую ли я говорящему существенные детали его сообще­ния до того, как разговор окончен, чтобы убедиться в правильном пони­мании?

7. Удерживаюсь ли я оттого, чтобы оставить говорящего, когда нахо­жу его сообщение скучным, монотонным, неясным или в силу того, что лично не знаю или не люблю собеседника?

8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального воз­буждения, когда взгляды говорящего отличаются от моих собственных.

9. Игнорирую ли я отвлекающегося во время совещания слушателя?

10. Выражаю ли я подлинный и искренний интерес к тому, что гово­рит другой, или к беседе других людей?

Обработка результатов.

Поставьте за ответ «всегда» — 4 балла, за ответ «почти всегда» — 3 балла, «редко» — 2 балла, «никогда» —1 балл.

Сумма баллов означает:

32 и более баллов — вы идеальный слушатель;

27—31 балл — вы слушатель выше среднего уровня;

22—-26 баллов — вы нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в слушании. Это сигнал, что есть серьезные недостатки, которые можно и нужно ликвидировать;

21 и менее баллов — многие из сообщений, которые вы получаете, вами воспринимаются в искаженном виде, не полно, не адекватно. Нуж­на серьезная работа над собой.

Целенаправленно работая над искоренением ответов «никогда» и «редко», вы сможете значительно улучшить каждодневные взаимоотно­шения с коллегами, подчиненными и руководителями.

Тест «Наблюдательны ли вы?»

Инструкция. Проверьте, насколько вы наблюдательны, что вы мо­жете сказать о людях по внешним признакам. Отметьте в каждой ситу­ации то, что наиболее характерно для вас.

1. Когда вы заходите в какую-то организацию, то:

а) обращаете внимание на расположение столов и стульев;

б) обращаете внимание на точное расположение предметов;

в) разглядываете, что висит на стенах.

2. Встречаясь с человеком, вы:

а) смотрите ему в лицо;

б) незаметно оглядываете его с ног до головы;

в) обращаете внимание лишь на отдельные черты лица.

3. Что вам запоминается из увиденного пейзажа:

а) цветы;

б) небо;

в) чувство, охватившее вас?

4. Когда вы утром просыпаетесь:

а) сразу же вспоминаете, что вам предстоит делать;

б) вспоминаете, что вам снилось;

в) анализируете то, что произошло вчера.

5. Когда вы садитесь в общественный транспорт, то:

а) проходите вперед, ни на кого не глядя;

б) разглядываете тех, кто стоит рядом;

в) обмениваетесь словом-другим с теми, кто стоит к вам ближе всего.

6. На улице вы:

а) наблюдаете за транспортом;

б) смотрите на фасады домов;

в) наблюдаете за прохожими.

7. Когда вы смотрите на витрину, то:

а) интересуетесь лишь тем, что вам пригодится;

б) смотрите и на то, что вам в данный момент не нужно;

в) внимательно рассматриваете каждый предмет.

8. Если дома вам нужно что-то найти, то вы:

а) сосредоточиваетесь на том месте, где, как вы предполагаете, могли оставить этот предмет;

б) ищете везде;

в) просите других помочь вам.

9. Рассматривая старый групповой снимок ваших близких, друзей:

а) вы волнуетесь;

б) вам становится смешно;

в) вы пытаетесь узнать тех, кто снят.

10. Вам предложили сыграть в азартную игру, которую вы знаете, и вы:

а) пытаетесь научиться в нее играть;

б) отказываетесь от этой затеи через какое-то время;

в) вообще не играете.

11. Вы кого-то ждете в парке и:

а) внимательно наблюдаете за теми, кто рядом с вами;

б) читаете газету;

в) о чем-то думаете.

12. В звездную ночь вы:

а) пытаетесь разглядеть созвездия;

б) просто смотрите на небо;

в) вообще не смотрите.

13. Читая книгу, вы:

а) помечаете карандашом то место, до которого дошли;

б) оставляете закладку;

в) доверяете своей памяти.

14. О своих соседях вы помните:

а) их имя и отчество;

б) их внешность;

в) не помните ни то ни другое.

Обработка результатов.

Сопоставьте отмеченные вами пункты с ключом и суммируйте на­бранные баллы.

Ключ

Число баллов   Номер вопроса  
                           
А                              
Б                              
В                              

Сумма баллов означает:

100-150 баллов — бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны. Вместе с тем вы способны анализировать самого себя, свои поступки;

75-99 баллов — у вас достаточно развита наблюдательность, но все же вас иногда подводит предубежденность;

45-74 баллов — вас не слишком интересует то, что скрывается за внешностью, манерой поведения людей, хотя в общении у вас не воз­никает сколько-нибудь серьезных проблем;

менее 45 баллов — вас абсолютно не интересуют сокровенные мыс­ли тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализиро­вать даже собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать эгоистом.

2. Составьте сводную таблицу своих положительных и негатив­ных характеристик.

Мои позитивные характеристики   Трудности и проблемы, требующие самокоррекции и развития
1. 2. 3.   1. 2. 3.  

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные структурные компоненты речевой комму­никации.

2. Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения?

3. Какие «вредные привычки», внешние и внутренние помехи допус­каются во время слушания?

4. Какие виды слушания вы знаете? Что представляет собой «умение слушать»?

5. Какие существуют приемы эффективного слушания?

6. Какие виды «языка тела» относятся к невербальным средствам ком­муникации?

7. Каково влияние невербальных средств на эффективность коммуни­кации?

8. Какие сигналы относятся к паралингвистическим и экстралингвис­тическим и в чем их роль в процессе взаимодействия?

9. Раскройте основные этапы проведения деловой беседы.

10. Какие требования следует соблюдать во время обсуждения дело­вой информации для поддержания контакта с собеседником?

11. Назовите основные психологические факторы, обеспечивающие успешность публичного выступления.

12. Что подразумевается под позитивным тоном делового письма?

13. Почему деловые письма следует писать с позиции «вы»?

14. Какими средствами обеспечиваются целостность, ясность, связ­ность и краткость делового письма?

Наши рекомендации