Уровни анализа в социологии организации
Определение организации. Эволюция во взглядах на определение организации
Организация – этообщность людей, объединенная достижением общих целей, которые могут изменяться под влиянием внешней среды, с формальной структурой и менеджментом, в рамках которых члены организации выполняют отведенные им функциональные роли за соответствующие вознаграждения.
Здесь мы видим комплекс обязательных признаков организации. Это:
1) социальная общность;
2) четко выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;
3) активная внешняя среда;
4) структура организации как система устойчиво воспроизводимых статусов с постоянным формальным руководством;
5) система ролей на основе разделения труда между своими членами;
6) наличие вознаграждений и наказаний с учетом деятельности в делах организации.
В 1920 годы, по М. Веберу, на раннем этапе развития социологии и организационной теории, “организацией называется совокупность социальных отношений — закрытых, либо с ограниченным доступом извне, — в которой регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими обычно представительской властью”.
В середине 1960 годов в соответствии с определением, принадлежащим теоретику социологии организаций А. Стинчкомбу, организация выступает как “система устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной и непрерывной устремленностью к достижению некоторых специфических целей и задач”.
Если М. Вебер подчеркивает закрытость и иерархичность организационного устройства, то А. Стинчкомб указывает на то, что организация — искусственное образование, создаваемое под определенные цели. Это было очень важное дополнение к пониманию сущности организации. Весьменеджмент во второй половине ХХ века выстраивался на основе целевого подхода.
Уровни анализа в социологии организации. Объект и предмет исследования социологии организации
Объект и предмет исследования социологии организации
Следует подчеркнуть, социология организации— это прикладная отрасль социологии, в качестве объекта изучающая все аспекты деятельности организации как единого целого и поведения групп и людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития членов организации.
Предметомисследования являются разнообразные организации, составляющие их социологические феномены и поведение людей в организациях
К ним, прежде всего, относятся трудовая деятельность, личностно-ценностная сфера работников и их профессиональные качества, групповые процессы, мотивация, лидерство, организационная структура и культура, разнообразные организационные переменные.
Уровни анализа в социологии организации
одной из главных прикладных задач социологии организации является повышение эффективности организационной деятельности. Исследуя проблемы эффективности и производительности, выделяют деятельность на четырех уровнях: 1) межорганизационном, 2) организационном, 3) групповом и 4) индивидуальном.
Объединение организаций или сообщество. Объединение организаций – это самостоятельная структура, с которой взаимодействует каждая отдельная организация. Другие организации, входящие в сообщество, составляют важную часть внешней окружающей среды.
Организация.Все организации, независимо от размера, формы и профессиональной специфики, состоят из индивидов и групп. В то же время сама организация как единое целое характеризуется уникальными особенностями. В настоящее время исследователями выделен целый ряд характеристик, который позволяет сравнивать организации между собой. К ним относятся: размер и структура, степень формализации, иерархические уровни, степень централизации, охват контролем и др. Важное влияние на организацию оказывает среда ее деятельности. Все эти характеристики требуют исследования и глубокого понимания.
Группа или подразделения. Исследования показывают, что группы обладают характеристиками, которые невозможно вывести из личностных характеристик ее членов. Группа имеет собственное мышление, устанавливает свои цели, характеризуется специфическим поведением. Некоторые исследователи даже обосновывают существование групповой личности. Такие групповые характеристики, как структура группы, динамика развития, совместимость и т.п., выступают важными детерминантами организационной эффективности. Все это свидетельствует о том, что групповой уровень анализа является необходимым компонентом организационно-социологического анализа.
Индивид.Подход, согласно которому организация — это, прежде всего, совокупность индивидов, до сих пор является наиболее признанным. При таком подходе основное внимание уделяется взаимосвязям между психологическими факторами и трудовыми ролями. При этом перед социологом стоит задача выяснить, какие индивидуальные характеристики отличают каждого человека, вступающего в организацию, и какие организационные факторы влияют на восприятие и аттитюды индивида, его мотивацию и удовлетворенность трудом. Другой аспект индивидуального уровня анализа связан с изучением личности и использованием полученных данных применительно к поведению в организационной среде. Мы не можем прогнозировать поведение организаций, пока не изучены индивидуальные характеристики ее членов.