Методическое обеспечение электронных средств обучения
Одной из составляющих педагогической системы являются средства обучения. Вопросы о том, какими они должны быть, как их эффективно выбирать и как использовать, постоянно волнуют педагогов-практиков на различных уровнях образования. Ответы на эти вопросы зависят от тенденций развития общества и существующих образовательных систем: формальных (установленных, поддерживаемых и признанных государством) и неформальных (например, самообучение приготовлению баклажанов на основании ролика из социальной сети).
Педагоги старшего поколения иногда говорят: «Хорошему преподавателю достаточно школьной доски и мела для эффективного проведения занятия». Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, необходимо рассмотреть сущность понятий и влияние на них современных условий и тенденций развития общества и образования.
Средства обучения – объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и инструментами для освоения содержания учебного материала обучающимся, его воспитания и развития [1]. Цель их использования в учебном процессе – минимизировать умственные затраты обучающегося на процесс познания. Средства обучения выступают посредниками между субъектами процесса обучения: педагогом и обучающимся.
Многие средства обучения искусственно создаются для учебных целей (тренажеры, учебники и т. п.), однако они не всегда являются специально подготовленными объектами для процесса обучения. В качестве средств обучения могут быть использованы существующие объекты, которые не обязательно относятся к будущей профессиональной среде выпускника.
Средства обучения многообразны и классифицируются по различным основаниям: свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, развитие различных способностей, эффективности в учебном процессе, характеру представления окружающей действительности и т. п. В учебном процессе используются печатные и электронные средства обучения (ЭСО).
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные [2]. К материальным относятся: учебные издания, таблицы, модели, макеты, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.Идеальные средства обучения – речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства. Материальные и идеальные средства обучения, как и средства обучения в других классификациях, взаимодополняют друг друга.
Классификация средств обучения по характеру представления окружающей действительности представлена в таблице.
Классификация средств обучения по характеру представления
окружающей действительности
Средства обучения | |||
Натуральные объекты | Изображения и отображения материальных объектов | Описание предметов и явлений объективной действительности условными средствами | Технические средства обучения (ТСО) |
Предметы объективной действительности для непосредственного изучения – образцы, коллекция материалов и т. п. | Модели, макеты, таблицы, иллюстрированные материалы, экранно-звуковые средства | Слова, знаки, графики – текстовые таблицы, схемы, учебные издания, инструкционные карты, дидактические материалы и т. п. | Оборудование, позволяющее воспроизводить иные средства (персональный компьютер, проектор, графопроектор, видеомагнитофон, их комплексы и т. п.) |
По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания (используемые педагогом: средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения, средства контроля) и средства учения (используемые обучающимся в процессе учения).
Наиболее простой и соответствующей современному развитию техники и технологий, на наш взгляд, является классификация средств обучения по видам, приведенная в Википедии [2]:
§ печатные (учебные издания);
§ электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т. п.);
§ аудиовизуальные (учебные видеофильмы, кинофильмы и т. п.);
§ наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
§ демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели);
§ учебные приборы (компас, барометр, колба и т. д.);
§ тренажеры и спортивное оборудование;
§ учебная техника (паяльная станция, плита, автомобиль и т. п.).
Средства обучения многообразны. Для осуществления их правильного выбора, в том числе описанного в плане занятия или в его технологической карте, преподаватель должен ориентироваться как в их многообразии, так и в нормативно установленной терминологии, а также в совокупности существующих (разработанных, изданных, изготовленных) средств обучения содержательно или методически связанных с преподаваемой дисциплиной. Например, преподаватель должен не только знать перечень имеющихся учебников и учебных пособий по дисциплине и смежным с ней аналогичным дисциплинам других уровней образования и наличие грифа у данных изданий, но и владеть содержанием учебных изданий, официально зарегистрированных ЭСО. В противном случае его выбор будет ограничен: он выберет то пособие, то средство, с содержанием которого знаком, имеющееся у него или в учреждении образования, и не позаботится о том, чтобы обучающимся были доступны современные, наилучшим образом сочетающиеся с запланированным содержанием, методами обучения, результатами усвоения средства. И проще всего тогда сказать, что кроме мела и доски для этого занятия ничего не нужно. А что выбрали бы обучающиеся из арсенала предоставленных средств? Ведь суть педагогической деятельности заключается в гарантированной передаче учебного материала на необходимом уровне усвоения за минимально затраченное время, а цель использования средств – минимальные усилия обучающихся. Но и они будут использовать ряд критериев при выборе, в которые включат удобство использования, эстетику, доступность и др. А если мы говорим о выборе взрослых, то выбор они делают в соответствии со своими статусом и степенью ответственности (могу ли я присутствовать на занятии, так как в это время не смогу находиться на работе, ухаживать за маленьким ребенком, больным родственником и т. п. – удобство времени для изучения курса; могу ли я себе позволить оплачивать индивидуального преподавателя, курс в престижном зарубежном учреждении образования – стоимость обучения, проезда, проживания; имеется ли необходимая техника для воспроизведения средства обучения – не только персональный компьютер, но и необходимое программное обеспечение и т. п.).
Рассмотрим характеристики отдельных средств обучения.
Учебные задания– разнообразные по содержанию и объему виды самостоятельной учебной работы учащихся, выполняемые по указанию или под руководством педагога. Обучение без заданий не возможно, так как не будет обратной связи, не будет задана обучающемуся необходимая учебная деятельность с контролируемым, пошаговым результатом. Задания используются:
§ для ознакомления с учебным материалом (наблюдение за изучаемым объектом, работа с книгой, составление таблиц и графиков и т. п.);
§ усвоения новых знаний в форме правил, законов, понятий (составление конспекта прочитанного материала, подготовка ответов на поставленные вопросы и т. п.);
§ формирования умений и навыков (упражнения, измерения и вычисления, решение задач, сочинения и т. п.);
§ закрепления усвоенных знаний, умений и навыков (повторение, заучивание, упражнения и т. п.);
§ применения полученных знаний на практике (выполнение практических работ и т. п.);
§ проверки знаний, умений и навыков (письменные и графические контрольные работы, лабораторные и практические занятия контрольного характера и т. п.) [2].
Существуют различные формы заданий: задания для самостоятельных, контрольных работ, карточки-задания, тесты. Разновидностью заданий являются: вопрос, упражнение, задача.
Вопрос – обращение, требующее ответа. Вопрос – необходимый структурный элемент задачи, с помощью которого фиксируется требуемое искомое.
Упражнение – многократное повторение определенных действий в целях их сознательного совершенствования. В результате выполнения упражнений у учащихся формируются профессиональные навыки и умения, углубляются и совершенствуются знания.
Задача – учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в учении связей, отношений, доказательств.
Педагогом составляются задания для всех видов контроля. Они являются неотъемлемой частью методической разработки, частной методики, технологии, учебно-методического пособия. Задания являются основой обобщенных печатных изданий – сборников задач, упражнений, заданий для учащихся. Задания для поурочного контроля, тренинга подбираются или разрабатываются педагогом самостоятельно. Рекомендации для этого приводятся в соответствующих учебно-методических изданиях, методических разработках.