Тема 5. Управление развитием персонала организации
Задание 1.
Описание ситуации
Будущий менеджер по персоналу заканчивает высшее учебное заведение по специальности «Менеджмент» со специализацией «Управление персоналом». Перед ним встает вопрос, как построить свой дальнейший жизненный путь.
Постановка задачи
Постройте карьерограмму возможного карьерного пути (путей) менеджера по персоналу после окончания высшего учебного заведения.
Методические указания
Карьерограмма – инструмент управления карьерой, представляющий собой графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры. Проводятся специальные научные исследования в заинтересованных организациях, по результатам которых строятся карьерограммы для различных специалистов и руководителей.
Карьерограмма состоит из двух частей. В первой части содержится перечень должностей, выстроенных в последовательную цепочку по восходящей линии, которые менеджер может занимать в течение всего своего карьерного жизненного пути с указанием сроков занятия должностей в годах. Во второй – характеристика видов обучения, повышения квалификации, переподготовки кадров с указанием видов учебных заведений, факультетов, курсов, которые необходимо пройти менеджеру на карьерном пути, включая защиту диссертаций и получение ученых степеней и званий, с указанием периодов (в годах) прохождения обучения. Самостоятельное обучение также входит во вторую часть карьерограммы. Следует отметить, что сроки нахождения на отдельных должностях должны увязываться со сроками постоянного обучения.
Рекомендуемая литература [11, 12, 17, 22, 27]
Задание 2. Ответьте на тест «Выбор карьерного пути». Закончите предложения, как Вы считаете целесообразным.
Вариант № 1.
Наилучший способ заставить людей что-либо делать…
1 – увеличить им зарплату;
2 – поручить им то, что они считают неосуществимым;
3 – покритиковать их немного;
4 – ставить им палки в колеса;
5 – похвалить за ранее достигнутые результаты.
Вариант № 2.
Настоящий руководитель…
1 – по настоящему рискует;
2 – рискует, но осторожно;
3 – делает вид, что рискует, а на самом деле совершает только хорошо продуманные шаги;
4 – не идет на риск.
Вариант № 3.
Лучшие руководители обычно…
1 – действуют решительно (тот, кто стремится к власти, должен пользоваться моментом;
2 – ведут себя подобно зеркалу, позволяя другим отражать свою энергию;
3 – считая подчиненных своими лучшими друзьями, более всего заботятся о демократичности правления.
Вариант № 4.
Чтобы научиться руководить, требуется целая жизнь: смешно вообразить, что кто-нибудь так сразу сможет разумно и самостоятельно распоряжаться…
1 – печально, но факт;
2 – в общем, верно;
3 – ерунда.
Вариант № 5.
Способ заставить подчиненных трепетать – это…
1 – твердая вера;
2 – холодный расчет;
3 – указание на нелицеприятные факты из их жизни.
Вариант № 6.
Опытный руководитель достигает успеха только потому, что полностью сосредоточен на конечном результате…
1 – правда;
2 – ложь;
3 – иной вариант.
Вариант № 7.
Обозначьте правильные утверждения буквой «П» и ложные – «Л».
1 – хороший руководитель не слушает советов и не подчиняется силе;
2 – руководитель не должен допускать критику своего стиля руководства;
3 – большинство руководителей не замечают характерных для себя ошибок;
4 – на собраниях шеф не должен мямлить или пытаться заставить людей молчать;
5 – обаяние руководителя не зависит от его внешнего облика.
Вариант № 8.
Худший руководитель – это…
1 – я;
2 – тихий, незаметный человек;
3 – тот, кто не внушает доверия;
4 – тот, кто использует моббинг или буллинг;
5 – иной вариант.
Вариант № 9.
У какого из руководителей низового звена больше шансов занять очередную ступень вертикальной карьеры:
1 – предпочитающего делать правильные дела;
2 – предпочитающего делать правильно дела.
Вариант № 0.
Горизонтальная карьера – это …
1 – синоним термину «ротация»;
2 – перемещение на внутреннем рынке труда с целью повышения квалификации;
3 – повышение в должности;
4 – понижение в должности.
Рекомендуемая литература [11, 15, 20, 23]
Тема 6. Управление поведением персонала в организации
Задание. Предложите выход из заданной ситуации, используя методы управления персоналом и конфликтами в организации
Ситуация 1
Исходные данные. Между двумя подчиненными (коллегами) возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к Вам с просьбой разобраться и поддержать его позицию.
Постановка задачи. Выберете и обоснуйте свой вариант поведения в данной ситуации:
а) пресечь конфликты на работе, а конфликтные взаимоотношения порекомендовать разрешить в неслужебное время;
б) попросить разобраться в конфликте специалистов лаборатории социологических исследований или другого подразделения службы управления персоналом, в чьи функции это входит;
в) лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон вариант примирения;
г) выяснить, кто из членов коллектива является авторитетом для конфликтующих сотрудников, и попытаться через него воздействовать на них.
Ситуация 2
Исходные данные. Подчиненный (коллега) игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.
Постановка задачи. Как вы поступите с этим подчиненным (коллегой) в дальнейшем?
а) разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, примените обычные административные меры наказания;
б) в интересах дела постараетесь вызвать его на откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт;
в) обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его неправильное поведение будет осуждено и к нему примут меры общественного воздействия
г) попытаетесь вначале разобраться в том, не совершаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с подчинненым (коллегой), а потом уже решите, как поступить.
Ситуация 3
Исходные данные. В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами по поводу внедрения нового стиля руководства, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.
Постановка задачи. Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?
а) установить тесный контакт со сторонниками нововведений и, не принимая всерьез доводы приверженцев старого стиля работы, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на несогласных силой своего примера и примера других;
б) попытаться разубедить и привлечь на свою сторону приверженцев прежнего стиля работы, противников новаций, воздействовать на них аргументами в процессе дискуссии;
в) выбрать наиболее авторитетных членов трудового коллектива, поручить им разобраться в сложившейся ситуации и предложить меры по ее нормализации, опираясь на поддержку администрации, профсоюза и т.д.;
г) изучить перспективы развития коллектива, поставить перед коллективом новые задачи совместной трудовой деятельности, опираясь на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.
Ситуация 4
Исходные данные. Вас недавно назначили руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.
Постановка задачи. Как вы начнете беседу при встрече?
а) независимо от своего опоздания сразу же потребуете его объяснений об опозданиях на работу;
б) извинитесь перед ним и начнете беседу;
в) поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и спросите его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?»;
г)отмените беседу и перенесете ее на другое время.
Ситуация 5
Исходные данные. Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?
Постановка задачи. Как вы ответите на звонок?
а) «Действуйте согласно инструкции. Прочитайте ее, она лежит у меня на столе и сделайте все, что требуется»;
б) «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберусь»;
в) «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь»;
г) «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо вызовите врача».
Ситуация 6
Исходные данные. Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего.
Постановка задачи. Какая и почему?
а) «чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности»;
б) «все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено»;
в) «успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его»;
г) «все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».
Ситуация 7
Исходные данные. Вы начальник цеха (отдела). После реорганизации вам срочно необходимо перекомплектовать несколько бригад (бюро) согласно своему штатному расписанию.
Постановка задачи. По какому пути вы пойдете и почему?
а) возьметесь за дело сами, изучите все списки и личные дела работников цеха (отдела), предложите свой проект на собрании коллектива;
б) предложите решать этот вопрос отделу кадров – ведь это их работа;
в) во избежание конфликтов предложите высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создадите комиссию по комплектованию новых бригад (бюро);
г) сначала определите, кто будет возглавлять новые бригады (бюро) и участки, затем поручите этим людям подать свои предложения по составу бригад (бюро).
Ситуация 8
Исходные данные. Вы недавно работаете начальником цеха (отдела) в крупной промышленной организации (на эту должность перешли из другой организации). Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва два часа. Идя по коридору, вы видите трех рабочих (работников) вашего цеха (отдела), которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимание. Возвращаясь через 20 минут, видите ту же картину.
Постановка задачи. Как вы себя поведете?
а) остановитесь, дадите понять рабочим (работникам), что вы новый начальник цеха (отдела). Вскользь заметите, что беседа их затянулась и пора браться за дело;
б) спросите, кто их непосредственный начальник, вызовите его к себе в кабинет;
в) сначала поинтересуетесь, о чем идет разговор, затем представитесь и спросите, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложите пройти в цех (отдел) на рабочее место;
г) прежде всего представитесь, поинтересуетесь, как обстоят дела в их бригаде (бюро), как загружены работой, что мешает работать. Возьмете этих рабочих (работников) на заметку.
Ситуация 9
Исходные данные. Один из вновь принятых сотрудников отдела после окончания испытательного срока каждый час устраивает себе чаепитие, которое занимает в среднем 25-30 минут. Производительность на рабочем месте у него не высокая. К началу рабочего процесса (утром) приступает с опозданием на 5-10 минут. В конце рабочего дня уходит во время. О его поведении Вам – руководителю подразделения – постоянно, устно сообщает сотрудник старший по возрасту и со стажем работы в вашей компании три года практически каждую неделю.
Постановка задачи. Как вы себя поведете?
а) пригласите на беседу «новичка»;
б) поручите куратору отдела вести фотографию рабочего времени «новичка»;
в) поручите куратору отдела вести фотографию рабочего времени и «новичка» и других сотрудников отдела;
г) запросите отчет о выполнении заданий сотрудниками отдела;
д) иной вариант.
Ситуация 0
Исходные данные. Один из молодых сотрудников вашего отдела, торговый представитель по реализации запасных частей к автомобилям, слишком неряшлив: имеет неопрятный внешний вид, на рабочем столе его постоянно хаос, на замечания коллег не реагирует. Однако является грамотным специалистом, производительность его высокая, часто находится в сети INTERNET по личным вопросам.
Постановка задачи. Каковы Ваши действия как начальника отдела?
а) пригласите на беседу этого сотрудника;
б) вынесете вопрос о поведении молодого сотрудника на оперативное совещание;
в) при желании очередной раз сделать замечание какую форму претензии изберете;
г) поставите вопрос об увольнении;
д) иной вариант.
Рекомендуемая литература [2, 4. 5, 10, 12, 28]