Организационно-экономические модели в системе электронной коммерции
В системе электронной коммерции встречаются четыре основные модели организации коммерческой деятельности:
1) бизнес-бизнес или компания-компания (Business-to-Business или В2В);
2) бизнес-потребитель или компания-потребитель (Business-to-Consumer или В2С);
3)бизнес-администрация (Business-to-Administration или В2А);
4)потребитель-администрация (Consumer-to-Administration или С2А).
В последнее время специалистами рекомендуется модель потребительпотребитель (Consumer-to-Consumer или С2С).
Модель Business-to-Business (В2В) представляет собой сектор, ориентированный на организацию практической работы между компаниями в процессе производства товаров или услуг. Этот сектор электронной коммерции, кроме продажи корпоративными клиентами другдругу сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий для производства продукции или оказания услуг, занимается еще и разработкой и эксплуатацией специальных систем электронного сбора и передачи информации, обеспечивающих необходимую интеграцию партнеров по коммерции.
В моделях типа бизнес-бизнесреализуется схема полностью автоматизированного взаимодействия бизнес-процессов двух фирм (компаний), которые используют Сеть для заказов поставщикам, получения счетов и оплаты. С помощью шлюзов обеспечивается автоматическая связь бизнес-процессов с системой Интернет (внешней средой).
Отличительными признаками моделей типа бизнес-бизнес являются следующие.
1. Наличие шлюза, обеспечивающего автоматический выход в Интернет из бизнес-системы.
2. Прямая интеграция ввода/вывода данных в бизнес-процесс и из бизнес-процесса фирмы (компании).
3. Использование единого стандарта передаваемых сообщений –ЕDI (Electronic Data InterExchange).
4. Равноправный характер участвующих в системе электронной коммерции фирм (нет иерархии типа дистрибъютор-дилер, производитель-поставщик).
Модель Business-to-Consumer (В2С) характеризует сектор, ориентированный на работу компаний с индивидуальными потребителями товаров или услуг. Отличие данной модели коммерции от традиционной торговли по каталогам с доставкой состоит в том, что клиент может совершать покупки или получать услуги, не выходя из дома или офиса, пользуясь лишь компьютером и электронной кредитной картой. Реализация этой модели открывает новые возможности для потенциальных покупателей.
Одной из таких возможностей является кастомайзинг (customizing). Это такая предоставляемая покупателю возможность, суть которой состоит в самостоятельном проектировании будущего предмета покупки. В частности, на территории онлайнового магазина NIKEiD www.nike.com покупатели в состоянии сами спроектировать устраивающий их вариант обуви: выбрать подошву из определенного материала, цвет отделки, поместить любую надпись длиной до 8 символов. При этом созданный покупателем вариант можно сразу увидеть на экране компьютера [49].
Особенностями второй модели организации электронной коммерции –
бизнес-потребитель – являются следующие.
1. Продавец (фирма 1) ведет торговлю не с помощью автоматической торговой системы, интегрированной с Интернет интерфейсом, а «вручную», через своих менеджеров.
2. Отсутствует полная интеграция между бизнес-процессом торговой фирмы и внешним интерфейсом Интернет-магазина.
Через Интернет можно успешно продавать любые товары или оказывать определенные виды услуг. Установлено, что рынок бизнес-бизнес не зависит от наименования и ассортимента продаваемых посредством Интернета товаров и услуг. Между тем для рынка бизнес-потребитель существуют такие виды товаров и услуг, которые не приносят достаточной экономической выгоды.
Третья разновидность модели электронной коммерции – бизнес-администрация – включает в себя все виды сделок, заключаемых между фирмами и правительственными организациями. Например, в США информация относительно планируемых правительством закупок публикуется в сети Интернет. Все компании могут посылать свои предложения электронным способом. В добавление к объявлениям о закупках административные органы могут также предлагать возможность электронного обмена при таких операциях, как, например, возврат налога на добавленную стоимость. Данная модель организации системы электронной коммерции находится на начальном этапе развития. 29
Четвертая модель организации функционирования системы электронной коммерции – потребитель-администрация – находится в настоящее время в разработке. Ее реализация позволит расширить электронное взаимодействие в таких областях, как, например, социальное обеспечение.
Дополнительная модель – Consumer-to-Consumer (С2С) – представляет собой сектор, в котором наблюдается общение потребителей друг с другом, объединенных посещением одного web-сайта. Считается, что любой электронный магазин можно отнести к этой сфере электронной коммерции. Вокруг определенного web-сайта образуется некоторое сообщество людей, объединенных одними и теми же интересами. В качестве примера более или менее стабильного сообщества могут служить электронные аукционы. Они становятся прекрасной рекламной площадкой, на которой заранее известны количественный и качественный состав аудитории. Более того, все посетители обычно делятся на достаточно четкие подгруппы «по интересам»: кто-то чаще посещает автомобильные аукционы, кто-то книжные. Согласно мнению специалистов в сфере электронной коммерции, эффективность рекламы на сайтах, которые объединили вокруг себя определенное и постоянное сообщество потенциальных покупателей, сравнительно более высокая [55].
.__
TEXT 7
SYSTEMS DEVELOPMENT
Systems developmentis the activity of creating or modifying information systems. Systems development projects can range from small to very large and are conducted in fields as diverse as stock analysis and video game development. Individuals from around the world are using the steps of systems development to create unique applications for the iPhone.46 Apple has special tools for iPhone application developers, including GPS capabilities and audio streaming, to make it easier for people to craft unique applications. Apple is also allowing these systems developers to charge users in a variety of ways, including fixed prices and subscription fees. Recall that individuals and companies are increasingly developing “cloud computing” applications that can be run from the Internet.47 These applications have additional systems development challenges, such as making sure that the data and programs on the Internet are safe and secure from hackers and corporate spies.
People inside a company can develop systems, or companies can use outsourcing, hiring an outside company to perform some or all of a systems development project. Outsourcing allows a company to focus on what it does best and delegate other functions to companies with expertise in systems development. The drug company Pfizer, for example, used outsourcing to allow about 4,000 of its busy employees to outsource some of their jobs functions to other individuals or companies around the globe, allowing them to concentrate on key tasks.48 Any outsourcing decision should depend on the company and the project being considered for outsourcing.
Some systems development efforts fail to meet their cost or schedule goals. Systems development failures can be a result of poor planning and scheduling, insufficient management of risk, poor requirements determination, and lack of user involvement. One strategy for improving the results of a systems development project is to divide it into several steps, each with a well-defined goal and set of tasks to accomplish (see Figure 1.14). These steps are summarized next.
An Overview of Systems Development (Figure 1.14)
SYSTEMS INVESTIGATION
Understand problem
SYSTEMS ANALYSIS
Understand solutions
SYSTEMS DESIGN
Select and plan best solution
SYSTEMS IMPLEMENTATION
Place solution into effect
SYSTEMS MAINTENANCE
AND REVIEW
Evaluate results of solution
Systems Investigation and Analysis
The first two steps of systems development are systems investigation and analysis. The goal of the systems investigation is to gain a clear understanding of the problem to be solved or opportunity to be addressed. After an organization understands the problem, the next question is, “Is the problem worth solving?” Given that organizations have limited resources— people and money—this question deserves careful consideration. If the decision is to continue with the solution, the next step, systems analysis, defines the problems and opportunities of the existing system. During systems investigation and analysis, as well as design maintenance and review, discussed next, the project must have the complete support of top-level managers and focus on developing systems that achieve business goals.
Systems Design, Implementation, and Maintenance and Review
Systems design determines how the new system should be developed to meet the business needs defined during systems analysis. For some companies, this involves environmental design that attempts to use systems development approaches that are kind to the environment and make a profit. Gazelle, for example, used systems design to develop the software and systems needed to recycle computer and electronic systems for a profit. According to the company founder, “What we’re doing here is buying dollars for 80 cents.”49 Systems implementation involves creating or acquiring the various system components (hardware, software, databases, etc.) defined in the design step, assembling them, and putting the new system into operation. For many organizations, this includes purchasing software, hardware, databases, and other IS components. The purpose of systems maintenance and review is to check and modify the system so that it continues to meet changing business needs. Increasingly, companies are hiring outside companies to do their design, implementation, maintenance, and review functions.
LEXERCISES TO TEXT 7.
1. Write out from the text the phrases that contain words systems, outsourcing, meets.
2. Write out the words from the GLOSSARY into 3 columns: