Организация корковых связей

при мышлении определяется конвергенцией их к определенным центрам — фокусам взаи­модействия. Эти связи формируются на разных частотах. Каждая часть связана с передачей определенной информации в фокус. В самом фокусе информация комбинируется и сопос­тавляется. При этом вместо сенсорной новая информация сопоставляется с информацией из оперативной памяти. Субъективно это переживается как процесс размышления и поиск от­вета. Гипотетическая структура фокуса взаимодействия состоит из групп нейронов с различ­ными частотными характеристиками, настроенными на одинаковые с ними по частоте груп­пы на периферии. Эти связи должны быть двусторонними, создавая, таким образом, систе­му кольцевых взаимодействий между группами.

Для того чтобы стимул был осознан, необходим некоторый временной интервал (несколько сот миллисекунд), в течение которого активируются корковые нейроны. Если активация ней­ронов будет длиться меньшее время, осознание невозможно.

Осознание —

процесс формирования сознания, связанный с активностью, прежде всего, новой коры.

Представление

охватывает множество нейронов, расположенных в различных областях мозга. Один и тот же объект может быть представлен в мозге различным способом — в виде зрительного образа, набора слов, соответствующих звуков, прикосновения или запаха. Они тесно взаимодейству­ют, активируя друг друга. Представление может иметь сложную иерархическую и простран­ственную организацию. Разные характеристики одного и того же объекта и представления об отношениях между объектом и рассматривающим его человеком могут быть связаны с ак­тивностью нервных клеток в разных отделах мозга.

Принцип нейронной активности

состоит в том, что сознание в любой момент соответствует популяциям активированных ней­ронов. Не все нейроны новой коры, активность которых в данный момент превосходит фо­новую, участвуют в процессе осознания, поскольку среди них часть связана с анализом вос­принятой информации и только некоторые отражают результаты этих вычислений, т. е. со­здают то, что человек осознает.




Слепое пятно

в каждом глазе связано с отсутствием фоторецепторов в той области сетчатки, где выходт зрительный нерв, идущий в мозг Отстоит приблизительно на 15 градусов от центральной ямки сетчатки (зрительный центр глаза) Тем не менее, зажмурив один глаз, никто не видит отверстия в поле зрения Происходит заполнение слепого пятна Возможно, феномен запол­нения — основной интерполирующий процесс, который может протекать на самых разных уровнях новой коры

Сознание —

в разных дисциплинах имеет различное определение С одной стороны, и бодрствование, и сон рассматриваются как два различных состояния сознания С другой стороны, сознание противопоставляется сну и связано только с состоянием бодрствования И, наконец, созна­ние понимается как особая форма отражения мира, проявляющаяся, прежде всего, в опре­делении человеком своего места в нем Таким образом, сознанием называется и ощущение, и самосознание Пространство сознания является ограниченным полем моментального вос­приятия, оставляющего в тени все аспекты действительности, не входящие в зону внимания Это отличает сознание от бессознательного, поле восприятия которого значительно шире

Теория информационного синтеза

описывает механизм психологического ощущения Возбуждение сначала поступает из про­екционной коры к ассоциативной Затем нервные импульсы приходят к структурам лимби-ко-гиппокампального комплекса и подкорковым центрам эмоций и мотиваций Потом по системе диффузных проекций возбуждение вновь поступает в проекционные зоны коры В этом случае нервные импульсы от мотивационных центров накладываются на следы сенсор­ного возбуждения В этот процесс включается лобная кора На корковых нейронах происхо­дит синтез двух видов информации наличной информации о физических характеристиках стимула и извлекаемых из памяти сведений о его значимости Таков механизм, лежащий в основе психологического ощущения Феномен бинокулярного соперничества возникает тог­да, когда глаза человека имеют разные входы по отношению к одной и той же части поля зре­ния Зрительная система левой половины мозга получает сигналы от обоих глаз, но видит только часть зрительного поля справа Аналогичным образом складывается ситуация для пра­вой половины мозга Если эти два конфликтующих входа начинают соперничать, человек видит не результат наложения их друг на друга, а то один, то другой из них

Контрольные вопросы

1. Что такое сознание?

2. Опишите зрительное осознание.

3. Активное представление и его мозговые механизмы.

4. Принцип нейронной активности.

5. Бинокулярное соперничество.

6. Время, необходимое для осознания.

7. Слепое зрение. ,

8. Роль речи в осознании.

9. Сознание и функциональная асимметрия.

10.Сознание как информационный синтез

11. Роль гиппокампа в процессе осознания.

Глава 13

Наши рекомендации