Страхование ответственности
Второй тип страхования, играющий важную роль в экспедиторской практике, это страхование ответственности. ПАТА дала указание национальным ассоциациям, входящим в ее состав, требовать от экспедиторов страховать их ответственность и предоставлять доказательства заключения страхового договора каждый год. Обычно таким доказательством является сертификат страховщика или брокера, через которого данное соглашение заключено. Виды страхования ответственности, предлагаемые экспедитору, могут быть различными, поэтому для экспедитора особенно важно иметь общее представление о правовой природе такого страхования.
Страхование на случай ошибок и упущений
Одним из наиболее распространенных видов страхования является страхование экспедитора на случай ошибок и упущений, которые он может допустить, выполняя поручение как агент своего клиента. В подобных ситуациях суд может постановить, что экспедитор должен нести ответственность за нарушение своего обязательства выполнять поручение с разумной заботливостью.
В число ошибок могут входить следующие: неверное описание груза (в результате чего грузы не перевозились охлажденными до определенной температуры), неверная или неполная информация о предполагаемом месте назначения (например, "Галифакс" - в Великобритании или в Канаде?), ошибочный выбор маршрута для данного груза (в результате чего он стал субъектом применения эмбарго) или выбор перевозчика находящегося в сложном финансовом положении.
Упущения могут включать такие случаи, например, когда экспедитор забывает предупредить перевозчика об опасных особенностях груза или забывает застраховать груз в соответствии с полученными инструкциями.
Разумеется, страхование на случай ошибок и упущений (английская аббревиатура - Е&О - "Еггогs and Omissions") является наиболее приемлемым для экспедитора, действующего исключительно как агент своего клиента, который выступает в роли принципала при заключении договора перевозки его груза. Сложности могут возникнуть в том случае, если экспедитор - что нередко в коммерческой практике - является принципалом. Страховщик Е&О может не согласиться обеспечить страховую защиту ответственности принципала, если экспедитор заранее добровольно предполагает, что будет действовать самостоятельно.
Принципал должен нести ответственность не только в случае несоблюдения обязательства действовать с разумной заботливостью, но и в тех случаях, когда его ответственность предусмотрена обязательствами, добровольно возлагаемыми на себя в рамках договора. Экспедитор может действовать с достаточной заботливостью, однако обстоятельства, находящиеся вне его контроля, не позволят ему выполнить договор. По этой причине экспедитор, имеющий только страховку Е&О и желающий выступить как перевозчик NVОС (не распоряжающийся судном перевозчик на общих основаниях), должен специально оговорить со страховщиком дополнительную страховую защиту ответственности экспедитора, вытекающей из его деятельности в качестве перевозчика NVОС.
Чаще всего страховщик Е&О соглашается на дополнительную страховую защиту в случаях, не предусмотренных базовым полисом. Дополнения к полису оформляются индоссаментом (специальной надписью на полисе) или дополнительным страховым сертификатом. Индоссамент может включать страховую защиту ответственности оператора склада, ответственность укладчика и упаковщика и защиту ответственности, являющейся следствием выдачи определенных транспортных документов.
Экспедитору следует также проверить, что его страховка, если ему это необходимо, распространяется на телесные повреждения и причинение ущерба собственности, а также на риск загрязнения окружающей среды.
Страхование экспедитора
Наиболее явным примером случая, когда экспедитор считается принципалом, является выдача экспедитором FВL. Выдавая этот документ, экспедитор принимает на себя ответственность за доставку груза к месту назначения. Претензию к экспедитору может предъявить любая сторона, получившая этот документ. Случаи, ведущие к возрастанию ответственности, могут включать ошибки и упущения третьих сторон, деятельностью которых экспедитор может руководить только опосредованно.
Некоторые страховщики делают ответственность подобного характера центральным пунктом страховых услуг, которые они предлагают своим клиентам. Одной из первых компаний в данной сфере деятельности была компания "Тhrough Тгаnsport Сlub", ассоциация взаимного страхования, имеющая резиденцию в Лондоне. Хотя данная компания была основана с целью обеспечить страхование на случай потери контейнеров, ее деятельность является привлекательной для многих экспедиторов, желающих стать ее членами, поскольку условия страховой защиты этой компании сформулированы такими терминами, которые очень хорошо соответствуют смешанным перевозкам. Естественно, в настоящее время существует множество иных страховых компаний, осуществляющих страхование экспедитора и имеющих отличное финансовое обеспечение - особенно в Лондоне и на европейском рынке страховых услуг.
Расчетная сумма
Экспедитор должен сделать официальное заявление на страхование, обычно - через брокера. Потенциальный страховщик пожелает получить достоверную информацию, касающуюся экспедитора, например, объем его деятельности в долларовом выражении, в каких странах и в какой юрисдикции экспедитор осуществляет свою деятельность, тип грузов, принимаемых к обслуживанию, услуги, предлагаемые клиентам, например, группировка или консолидация, география обслуживаемых клиентов, тип используемых документов. Каждый страховщик может обращать основное внимание на различные аспекты бизнеса, например, на величину дохода за исключением издержек на выплату таможенных пошлин и сборов, в сравнении с общими счетами на оказание экспедиторских услуг.
Подавая заявление на страхование, экспедитор должен определить, какой должна быть, в североамериканской терминологии, так называемая "расчетная сумма". В других странах страховщик несет ответственность только в размере, превышающем определенную сумму. В случае, если
предъявляемая претензия меньше расчетной суммы, страховщик не будет выплачивать компенсацию. В некоторых странах это соглашение носит название "франшиза". В соответствии с другими соглашениям, экспедитор самостоятельно несет ответственность за претензии до тех пор, пока сумма выплат не достигнет ранее согласованной величины, называемой "совокупной расчетной суммой". Лишь когда общая сумма убытков достигает совокупной расчетной суммы, страховщик выплачивает компенсацию.
Выбор экспедитором величины расчетной суммы - это способ регулирования выплаты страховых премий. Многие экспедиторы готовы самостоятельно нести ответственность по мелким претензиям, за которые они могут рассчитаться без затруднений для себя, вместо того чтобы каждый раз обременять себя мелкими хлопотами, направляя дело страховщику на рассмотрение. Поскольку окончательное разрешение претензии требует участия обеих сторон, как экспедитора, так и страховщика, расходы на официальные процедуры являются важным фактором для них обоих. Фактически, назначая высокую расчетную сумму, экспедитор покупает себе страховку, защищающую его от издержек на разрешение мелких дел.
Обязательство предельной честности
Морские страховые полисы являются двусторонним договором, в основе которого лежит принцип предельной честности. Согласно этому принципу факты, имеющие значение при определении возможного риска для страховщика, должны быть изложены страховщику до того, как страховщик примет решение о заключении страхового договора.
Несмотря на то, что страховщики, занимающиеся морскими перевозками, вероятнее всего, знают об экспедиторском деле очень многое, именно экспедитор имеет достоверную картину всех видов риска, возникающего в процессе ведения дел. Со стороны экспедитора нечестно будет получить страховую защиту, утаив известные ему факты от страховщика. У экспедитора нет выбора: ему придется сообщать всю информацию, имеющую отношение к его риску.
Страховщик может пожелать получить всю информацию, имеющую отношение к предъявленным ранее претензиям, независимо от того, превышали они величину расчетной суммы или нет, поскольку такая информация даст определенное представление о том, какие именно основные виды риска возникали в процессе деятельности данного экспедитора. Еще одним вопросом, потенциально представляющим интерес для страховщика, являются отношения экспедитора с его предыдущим страховщиком. Если предшествующий договор страхования был расторгнут по причинам, непосредственно связанным с действиями экспедитора, то последующий страховщик может не пожелать принять на себя страховые обязательства или сделать это только при условии увеличения страховой премии.
Наряду с информацией, которую экспедитор должен внести в письменное заявление о страховании, он должен добровольно предоставить любую дополнительную информацию, которая может оказать влияние на решение, принимаемое благоразумным страховщиком. Для экспедитора, который желает заключить страховое соглашение, порой оказывается сложным решить, какая именно существенная информация от него требуется. Закон говорит четко: существенной является вся та информация, которая может заставить осторожного (благоразумного) страховщика отказаться от заключения соглашения или тем или иным способом изменить условия страхового соглашения, или изменить размер премии.
Нежелание экспедитора раскрывать всю необходимую информацию может в дальнейшем привести к возникновению еще одной серьезной проблемы: если при наступлении страхового случая выяснится, что необходимая информация не была предоставлена, то даже в это время страховщику еще не поздно прервать или аннулировать страховой полис на том основании, что экспедитор при заключении страхового договора не соблюдал принцип предельной честности. В результате страховщик не будет нести ответственности по претензиям экспедитора. Страховщики неохотно оказывают страховую защиту по полису, который могут признать недействительным по причине неполного раскрытия информации. Если страховщику станет известно о том, что экспедитор не предоставил всю необходимую информацию, страховщик может не делать из этого проблемы. Однако, если страховщик добровольно решит не придавать значения неполному раскрытию информации, впоследствии он уже не имеет права основывать свои претензии к экспедитору на факте неполного раскрытия.
Претензии по страховому полису экспедитораи порядок рассмотрения претензии
Извещение страховому брокеру или страховой компании
Немедленное извещение в письменной форме должно быть направлено страховщику в случае, если экспедитору предъявлен иск, или в любом ином случае, в результате которого экспедитору может быть предъявлен иск. В страховом полисе обычно имеется пункт, в котором указано, кому именно следует направить извещение. Если такого пункта нет, тоброкер долженлибо передать это извещение встраховую компанию,либо дать экспедитору точный адрес компании.В большинстве страховыхполисов указан достаточно краткий период, втечение которого подобное извещение должнобыть предоставлено(например, "немедленно"или "в течение 60 дней").
Претензии к субагенту и третьим сторонам
Субагенты или третьи стороны, проводящие обработку груза, часто осуществляют свою деятельность на том договорном условии, что извещение об обнаруженном ущербе груза должно быть предоставлено им в письменном виде в течение очень короткого срока. Поэтому экспедитору следует как можно скорее известить эти стороны обо всех потенциальных претензиях, которые он может им предъявить и от ответственности, за которые он может быть освобожден согласно своему страховому полису. Мера ответственности страховщика часто зависит от соблюдения экспедитором условия делать подобные извещения в предельно короткие сроки.
Время, в течение которого возможно начало судебного преследования третьей стороны, обычно тоже непродолжительно. Как правило, это определенный заранее период времени, начинающийся с даты причинения ущерба. В большинстве договоров перевозки этот период указывается. Для обычных случаев без особых полномочий этот период составляет шесть месяцев. В случае океанской перевозки этот период должен составлять двенадцать месяцев.
Если в течение указанного периода экспедитор не начнет предпринимать необходимые действия, то может потерять свою право на освобождение от ответственности у страховщика так, как это случилось бы, если бы экспедитор не сделал необходимого извещения в установленный срок. При приближении окончания указанного периода экспедитор должен подать третьей стороне просьбу о продлении срока. Если третья сторона не дает своего согласия, экспедитор должен немедленно известить об этом страховщика.
Сбор информации о претензиях
Как только экспедитор получает извещение о предъявленной претензии или произошедшей аварии, результатом чего может быть претензия страховщику на возмещение ущерба, он должен собрать всю документацию, имеющую отношение к случившемуся, сделать четкие копии всех документов и выслать их страховщику как можно быстрее.
Некоторыестраховщики предпочитают нанимать экспертов для проведения детального расследования.Если страховщик получитлюбую
информация, имеющую отношение к предъявленной претензии или случившейся аварии, иным путем, нежели от экспедитора, то экспедитор должен быть особенно внимательным, если он хочет защитить любые юридические привилегии, которые может получить эта собранная информация. В большинстве стран привилегию получает любая информация, которую сторона намеревается предоставить адвокату для консультации, как оправдание любых действий, которые могут быть предприняты для возмещения ущерба.
Отчеты
Как правило, страховщики занимаются составлением отчетов о происшествии, хотя они могут заранее дать экспедитору санкцию на составление таких отчетов от их имени и по поручению. Чтобы подобные отчеты были более действенными, их следует составлять как можно раньше, непосредственно после предъявленной претензии или случившейся аварии. В составлении отчета может оказаться полезной следующая информация:
(а) описание предмета претензии и приблизительная величина претензии;
(б) приблизительный размер и причина повреждения (ущерба);
(в) место нахождения поврежденного предмета и связанные с этим подробности.
Поскольку страховщик обязан выполнять определенные указания полиса, он, как правило, оплачивает расходы по составлению отчета.
Адвокаты
Как и составление отчетов, найм адвокатов обычно также относится к обязанностям страховщика. Страховщик будет прибегать к услугам адвоката каждый раз, когда на основании полиса предъявляется какая бы то ни было претензия, и будет обсуждать выбор адвоката с экспедитором. Иногда претензия всплывает на поверхность только тогда, когда экспедитор начинает судебное процесс против клиента, который отказался от уплаты фрахта. Даже в этом случае экспедитор обязан проинформировать страховщика. Страховщик, обладая правом выбора того или иного адвоката, получает определенное преимущество, потому что может нанять адвоката, специализирующегося на делах подобного рода.
Обращение за советом к страховщику
Обычно считается, что экспедитор выполнил все свои обязательства по страховому полису, если он исполнил все указанные выше требования. Часто страховые компании позволяют экспедитору разбираться с претензиями небольшого размера самостоятельно. Однако иногда может наступить и такой случай, когда будет лучше, чтобы страховщик сам занялся разбирательством дела.
Урегулирование претензий
Страхование распространяется только на юридическую ответственность экспедитора, но не учитывает некоторые коммерческие реалии. Экспедитор нередко может оказаться под нажимом сугубо коммерческих факторов, заставляющих его выплатить финансовую компенсацию давнему хорошему клиенту даже в том случае, когда юридически доказано, что экспедитор не нарушал своих обязательств. По этой причине страховщики, как правило, неохотно позволяют экспедитору вести переговоры напрямую с истцом при необходимости урегулировать претензии крупных размеров.
Как только претензия предъявляется, экспедитор должен прекратить обсуждать подробности этой претензии с истцом, своим клиентом. Часто клиент попытается оказать на экспедитора давление, чтобы тот добровольно признал правомерность претензии. Подобному давлению следует противостоять. Такое давление подвергает риску последующий разбор претензии страховщиком. Если страховщик обнаружит, что предварительные переговоры экспедитора с истцом нанесли ущерб его интересам, то будет иметь право отказаться от выплаты компенсации по претензии. Поэтому экспедитору никогда не следует принимать на себя ответственность за ущерб или соглашаться на урегулирование претензии без санкции страховщика.
Даже деловая переписка, которая кажется обычным будничным делом, может быть использована против экспедитора. Утверждения, сделанные в такой переписке, могут:
(а) оказать влияние на решение страховщика о предоставлении страховой защиты;
(б) затруднить защиту интересов экспедитора;
(в) потребовать вызова в суд свидетеля, который может не находиться в данном месте на момент судебного заседания;
(г) позволить истцу возбудить судебное преследование даже по истечении установленного периода.
По этим причинам лучшим порядком действий для экспедитора будет следующий: подтвердить получение претензии, сообщить истцу, что дело будет направлено третьей стороне, например, юрисконсульту, и воздержаться от дальнейших комментариев! Экспедитору следует предъявить копию письма с текстом, подтверждающим получение претензии, своему страховщику, содействовать ему и наблюдать за ходом улаживания претензии.
Выплата компенсации по претензии
Некоторые страховые полисы содержат условие о том, что экспедитор сначала должен выплатить истцу сумму, на которую тот претендует, а затем требовать возмещения у своего страховщика. Такой вид страхования известен под названием компенсационного. Иногда оказывается возможным заключить со страховщиком соглашение другого рода, если первый вид страхования может привести к затруднительным ситуациям. В страховых полисах иного вида, например, при страховании грузов, страховщик обязуется осуществлять платежи истцу напрямую.
Обычно существует некоторый отрезок времени (например, один год), в течение которого страховщику может быть предъявлена претензия. Если экспедитор не сделает этого, он может потерять право на страховую защиту. Нередко расчетная сумма, установленная в полисе, применяется к каждой претензии, и если сумма претензии оказывается ниже расчетной суммы, то ее нельзя будет взыскать со страховщика. Мораль сей басни такова: проверьте свои полисы!
Некоторые полисы предоставляют страховую защиту на все происшествия, случающиеся в течение срока действия полиса, вне зависимости от времени предъявления претензии. Другие полисы предоставляют защиту не на момент происшествия, а на момент предъявления претензии. Экспедитор может не получить страховой защиты по "претензионному" полису, который имел силу в то время, когда произошел случай, вызвавший предъявление претензии. Если последующая страховка будет распространяться только на случаи, произошедшие в течение действия полиса ("событийный" полис), то экспедитор не получит защиты от ответственности по претензии, потому что событие, результатом которого стала претензия, имело место в прошлом, когда "событийный" полис еще не действовал. Таким образом, если экспедитор заключает договор с новым страховщиком, он должен быть особенно внимательным, чтобы не упустить из виду возможные претензии в период между действием одного и другого полиса. Если экспедитор меняет страховщика или способ страхования, ему следует обратиться за советом к страховому брокеру.
Дополнительные меры
Даже если страховщик уже выплатил истцу сумму, на которую тот предъявлял претензию, у экспедитора все равно сохраняется право возбудить судебный иск против третьих сторон. На этом пути экспедитору следует предпринять все, что будет в его силах, чтобы реализовать это право, и держать страховщика в курсе событий. Экспедитор может иметь обязательство отчитаться перед страховщиком за все выплаты, полученные в качестве возмещения от третьих сторон.
Гарантии на случай общих аварий
При страховании общих аварий, как правило, страховщик дает гарантии уплаты. Обычно страховщик просит экспедитора предоставить ему встречные гарантии в виде размера расчетной суммы.
Страховая защита
Страховая защита распространяется не на все претензии, и при наличии сомнений экспедитор должен спросить у страховщика, получит ли он согласно своему полису защиту от определенной претензии.
Как могут понять экспедиторы, разбирательство претензий представляет собой широкое поле деятельности. В некоторых случаях экспедитору необходимо будет обратиться за советом к независимому эксперту, чтобы разбирательство претензии не ущемило интересы экспедитора. Цель изложенных выше комментариев, касавшихся разбирательства претензий, - дать экспедитору некоторое представление о том, когда и какая помощь ему понадобится. В действительности, есть масса случаев, когда экспедитору потребуется посторонняя помощь: одна из наиболее важных услуг, которые страховые брокеры могут оказать своим клиентам, - это советы и консультации, касающиеся претензий.