Структура СМИ по характеру аудитории
Система СМИ и ее основные подсистемы.
Основные подсистемы СМИ: техническая, экономическая, редакционная,
информационная, аудиторная.
Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:
сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;
располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;
иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;
структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телерадио, которые могут способствовать выполнению этих функций;
СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.
Целостность системы СМИ. Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:
удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;
обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;
объективно и полно отражают условия жизни общества;
собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;
привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;
используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;
обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.
В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т. п.
Инфраструктура СМИ.
Для нормального функционирования печати, радио, ТВ необходимо существование обширной инфраструктуры. Это система жизнеобеспечения журналистики. Составляющие части инфраструктуры.
Информационные службы:
информационные агентства
пресс-центры;
PR-службы;
рекламные агентства.
Техническая часть инфраструктуры:
предприятия полиграфии;
технические центры ТВ и радио;
предприятия связи;
организации, занимающиеся торговлей и распространением прессы
производители теле- и радиотехники, бумаги, оргтехники, технических средств для СМИ.
Система работы с кадрами:
факультеты и отделения журналистики;
различные семинары и курсы повышения квалификации;
творческие союзы журналистов.
Организационно-управленческая структура, которую возглавляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации
Типология средств массовой информации. Типоформирующие факторы СМИ.
Типоформирующие факторы СМИ: характер аудитории, характер
передаваемой информации, целевое назначение издания, телерадиопрограммы,
технологические, экономические, организационные и другие факторы.
Характеристика СМИ:
1. По способу передачи информации (ТВ, радио, электронные, печатные).
2. По области распространения:
— транснациональные (мировые (Metro, Vogue)),
— федеральные/государственные (канал НТВ, ОРТ, Культура, Спорт и другие, российская газета),
— региональные (СТО, газета Деловой Петербург, ЛОТ),
— городские (Ведомости, Вечерний Петербург),
— районные (моего района),
— корпоративные (газета Стиль, школьная пресса).
3. По аудитории (пол, возраст, социально-профессиональные качества, социально-культурные качества, политико-идеалогические, потребительские, психологические )
4. По концепции
5. По учредителю
6. По периодичности
7. По тиражу
8. По направленности (качественная, желтая)
Структура СМИ по характеру аудитории.
По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:
общероссийские, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России;
межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);
международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.);
этнических общностей (наций, народностей);
территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);
для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);
для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);
для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);
для женщин и мужчин;
для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);
для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);
для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);
для групп населения, выделяемых по другим признакам.