Происхождение леворукости
Немало концепций, обосновывающих происхождение леворукости, с современной точки зрения имеют лишь историческую ценность. Так, бытовало представление, что первичным фактором праворукости является связь левой руки с деятельностью сердца, выражающаяся в общности уровня спинномозговых центров для соматических нервов, входящих в состав плечевого сплетения, и для симпатических нервов, иннервирующих левый желудочек (Аствацатуров, 1923). Согласно другой надуманной концепции Ж. Хрбека (Hrbek, 1976), лево-
рукость закрепилась в четвертичный период, когда было иным расположение полюсов и континентов. В северном полушарии Земли с утра при добывании пищи самой выгодной, с его точки зрения, представляется ориентация на юг, так как при работе левой рукой место добывания затеняется, а правой — нет. Силы Кариолиса и гравитация преодолевают при этом смещение центра тяжести влево, что вызывает опору на левые конечности и освобождает правые
для других действий.
Наиболее устоявшейся точкой зрения на происхождение леворукости/ праворукости является представление о том, что рукость определяется в тот момент, когда происходит становление центра речи. Формирование центра речи в левом полушарии ведет к большей его активации и соответственно большей вовлеченности конечности, движения которой оно контролирует. Если центр речи формируется в правом полушарии, то более активной будет левая рука (Bradshaw, 1988; Corina e. a., 1992).
В настоящее время обнаружены гены, экспрессия которых во внутриутробном периоде является асимметричной, что ведет к неравномерной транскрипции матричной РНК и в дальнейшем — к асимметрии органа (Levin, 1997). Возможно, что асимметричная экспрессия генов, участвующих в формировании центра речи, способствует расположению его либо в левом, либо
в правом полушарии.
Подтверждением этой гипотезы могут быть следующие факты. В европейской культуре слепорожденные люди, читающие по Брайлю (письменность на основе осязания), предпочитают пользоваться левой рукой для распознавания знаков. Точно так же при использовании языка жестов глухие, начавшие изучать его до года, обнаруживают доминирование левого полушария над правым и при решении пространственных задач. Поскольку для этого надо различать тонкие движения пальцев, левое полушарие берет на себя функции правого. Таким образом, особенность доминирования определяется ранним опытом освоения словесного багажа.
Большинство исследователей рассматривают функциональную асимметрию и особенно полушарную специализацию как качественный скачок в эволюции, отличающий человека от животных (Филиппова, Бианки, 1981). Асимметрия мозга связана с необходимостью экономно расходовать нервную энергию, без дублирования высших функций, и появилась, когда человек стал использовать и совершенствовать систему звуковых сигналов, а не когда взял палку в руки (Bradshaw, 1988).
Леворукость может быть двух видов: наследственной и связанной с ранним повреждением левого полушария мозга вследствие травмы или какого-то заболевания. В этом случае правое полушарие берет на себя функцию левого (Bryden, 1982; Satz e. a., 1985). А. Сирлеман и С. Кореи (Searleman, Coren, 1987) ввели понятие алинормалъный синдром для обозначения мягких отклонений от нормы при леворукости. Эти отклонения могут быть обусловлены не только самой леворукостью, но и попытками переучивания ле-ворукого ребенка пользоваться правой рукой. Показано, что переучивание ведет к повышенной вероятности возникновения логоневроза (заикания), алалии (повторению сказанного другим), невротических явлений (Мосидзе
и др., 1977). Подтверждением этому являются многочисленные данные о связи левшества с болезненностью. Среди леворуких людей чаще встречаются аутизм (Hermie, Oepen, 1987), логоневроз (Суворова и др., 1988), речевые расстройства (Bishop, 1990), психические заболевания (Gruzelier, Venables, 1974; Lishman, McMeekan, 1976; Schrift e. a., 1986; Taylor, 1987).
Показатели предпочтения рук или ног в различных тестах не совпадают друг с другом. Факторный анализ, в зависимости от применяемых тестов, выявляет несколько факторов, связанных с участием разных групп мышц в движениях. Например, в одном исследовании на здоровых людях выделены факторы, объединяющие результаты тестов с участием проксимальных или дистальных групп мышц, а также факторы, в которых необходимо участие двух рук или только одной, фактор, зависящий от асимметрии мускулатуры, поднимающей руки (Healey е.а., 1986; Steenhuis, Bryden 1989).
Алан Лебеф из Главного госпиталя Калгари в Канаде (Lebouef, 1986) обследовал рукость у 45 мужчин и 128 женщин с диагнозом агорафобия (боязнь открытых пространств) и 101 здорового мужчину и 110 здоровых женщин. У больных мужчин значительно чаще отмечалась смешаннорукость или ле-ворукость по сравнению с больными женщинами и здоровыми мужчинами. Повышенная частота леворукости обнаружена среди 32 женщин-лесбиянок и 38 мужчин-гомосексуалистов. Частота аутоиммуных заболеваний кишечника и щитовидной железы среди леворуких почти в 3 раза выше по сравнению с праворукими (Geschwind, Behan, 1982).
Психофизиологический анализ близнецов показал, что у них леворукость встречается чаще, чем в среднем в популяции, и составляет 20 %. У них от- • мечена и более высокая частота неврологических расстройств. Возможно, это обусловлено тем, что более сильный плод еще в утробе матери способен повредить мозг более слабого.
При анализе леворукости крайне трудно отделить наследственные и приобретенные факторы, поскольку леворукие родители могут передать навыки леворукости своим детям посредством собственного жизненного опыта.
На большой выборке детей было показано, что неправорукость связана с порядком рождения. Больше всего неправоруких в семье среди рожденных четвертыми и позднее. Это свойство не зависит от возраста матери и, по-видимому, объясняется какими-то процессами в ее организме, обусловленными множественными родами. У детей, рожденных зимой, леворукость также встречается чаще. Однако эта зависимость обнаружена только у мальчиков, а у девочек отсутствует (Badian, 1983).