О феномене леворукости
За множеством серьезных трудностей, стоящих перед образовательной системой нашей страны в настоящее время, о проблеме левшей забыли; видимо, не считая ее первостепенной в сравнении с такими серьезными проблемами, как подростковая преступность, наркомания, беспризорность. Но еще в XIX в. итальянский психиатр Чезаре Ломброзо писал о том, что в тюрьме среди заключенных особенно много левшей, и делал вывод, что именно левши более склонны к правонарушениям; чем люди, использующие правую руку в качестве ведущей. Многие современные авторы соглашаются с этим мнением. Отечественный исследователь феномена детской леворукости нейрофизиолог А.В. Семенович отмечает, что 70% детей с трудностями школьного обучения составляют левши. Чтобы лучше понять, что такое левшество, приведем два научных толкования этого феномена:
1. Под левшеством понимается левая асимметрия — преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости, оно возможно в функциях всех парных органов. Виды ассимметрий: моторные (рук и ног), сенсорные (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). В 1981 г. выделена психическая асимметрия. Присущее каждому данному человеку сочетание моторных и сенсорных асимметрий индивидуальный профиль функциональных асимметрий. 2. Леворукость — преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий; предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов.
Сюда не относится вынужденная леворукость вследствие перенесенных различных заболеваний. Леворукость и праворукость обусловлены генотипически.
По данным разных авторов, леворукие дети составляют 2,4%, если папа и мама правши, 17,2% — если один из родителей левша, и 42% — если оба родителя левши. Есть случаи конкордантности — согласованности по леворукости у однояйцевых близнецов, и врожденная способность использовать правую и левую руки относительно одинаково — амбидекстрия.
Феномен леворукости встречается чаще среди детей, чем среди взрослых. Многие из тех, кто считает себя правшами, на самом деле скрытые левши со стертыми признаками.
Морфологические особенности леворуких:
· левая рука несколько больше правой;
· более развиты вены на тыльной стороне левой кисти:
· более подвижна мимика левой половины лица.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) у лиц с леворукостью выявляет следующие особенности в работе головного мозга: уменьшенный процент "альфа" воли и увеличение процента «медленных» волн; повышенная чувствительность к гипервентиляции.
Физиологически леворукость обусловлена особенностями функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга. У леворуких людей доминантная специализация в работе больших полушарий менее четко выражена, чем у праворуких. И если у правши доминирует левое полушарие, то соподчинение и взаимокоординация работы полушарий у левши, осуществляется по более сложному механизму
Психологи убеждены, что леворукость — не патология и не недостаток развития, а важнейшая индивидуальная особенность, которую должны учитывать родители и педагоги.
Психофизические особенности леворуких людей:
• плохая зрительно-двигательная координация. Это может выражаться в плохом почерке, в трудностях при срисовывании различных графических изображений:
• различные речевые нарушения. Наиболее часто проявляются в ошибках при звуковом анализе. И. Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;
• особенности пространственного восприятия. Это искажение форм и пропорций фигур, зеркальность движений (письма). Плохая зрительная память (как правило);
•сложности концентрации и переключения внимания на фоне его общей слабости. Эмоционально-психологические особенности леворуких:
• повышенная эмоциональная чувствительность;
• ранимость;
• быстрая утомляемость, как следствие этого — ограниченная работоспособность;
• высокий уровень креативности;
•ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
• раздражительность и обидчивость;
• подверженность различным страхам (боязливость);
• низкий уровень самоконтроля;
• пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения);
• конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
• совестливость;
• робость;
• повышенный уровень тревожности:
• эстетическая впечатлительность.
Все эмоционально-психологические особенности леворуких людей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. Чего стоит хотя бы сочетание таких качеств, как раздражительность, несдержанность и вместе с тем робость. Например, леворукий римский император Тиберий, по свидетельству современников, сочетал в себе следующие личностные качества: «Новый правитель был умным и способным администратором и вместе с тем человеком жестоким и подозрительным, что усугублялась его неуверенностью в себе». Левша имеет потенциал положительной и отрицательной энергии. Катализатором для выхода этой энергии являются условия среды, в которых существует конкретная личность. Некомфортные или даже враждебные условия социума провоцируют у левши всплеск отрицательной энергии. Он может стать неконтролируемым, а при частом повторении стрессогенного воздействия либо при большой его продолжительности во времени перерасти в устойчивые отрицательные качества личности или предрасположенность к различным патологиям. Таким неблагоприятным воздействием на формирующуюся личность леворукого ребенка служит пресловутое насильственное переучивание, о недопустимости которого сейчас хорошо известно, но к которому долгое время относились по-разному у нас и за рубежом.
В развитых капиталистических странах, таких как США и Великобритания, отказ от переучивания леворуких детей и повсеместное разрешение и поощрение леворукого письма в школах существует с начала XX в. Выросло уже несколько поколений, активно использующих левую руку, создана так называемая левая субкультура: орудия труда, спортивные снаряды, компьютерные принадлежности, конструированные под использование левой рукой. Все это можно приобрести в специальных магазинах для леворуких. И на производстве существуют специальные станки и машины, работой которых оператор может управлять левой рукой. Что же касается отношения в этих странах к левшам, то его можно охарактеризовать как бережное. Например, если при деловом знакомстве выясняется, что один из партнеров леворукий, то к нему уже заранее относятся как к неординарной личности, наделенной большим творческим потенциалом. Такое отношение к левшам за рубежом сформировалось в значительной степени стихийно. В основном за счет активности отдельных общественных деятелей и педагогов, страстно призывающих оставить левшей в покое, а не калечить их психику переучиванием.
Однако даже за рубежом леворукому человеку, так или иначе, приходится приспосабливаться к жизни в зеркальном я него праворуком социуме. И это вынужденное приспосабливание не всегда - бывает безболезненным. В России в силу различных причин проблемами адаптации леворуких детей к жизни не занимались вплоть до конца XX в. Невнимательное, а порой и пренебрежительное отношение к особенностям леворуких к сожалению, встречаете и сейчас. Это происходит отчасти потому, что педагоги и психологи не помогают левше с раннего детства раскрыть свой потенциал и легче адаптироваться к социуму. Если же не отворачиваться и тем более не пытаться переделать на правый «нормальный» лад личность леворукого ребенка, а помочь ему развить присущие ему способности для более полной интеграции в общество в качестве его равноценного члена, можно достичь замечательных результатов.
Рассматривая особенности леворуких, необходимо знание особенностей полушарий мозга человека и сфер психической деятельности, за которые они ответственны:
Левое полушарие | Правоеполушарие |
конкретное мышление | абстрактное мышление |
математические вычисления | образная память |
сознательное | бессознательное |
правая рука | левая рука |
речь | ритм (музыка, интонация) |
правый глаз | левый глаз |
чтение и письмо | ориентировка в пространстве |
двигательная сфера | чувственная сфера |
Доминирование того или иного полушария определяет преимущественное развитие определенных функций у ”левшей” и “правшей”, знание которых помогает учитывать индивидуальные особенности детей в процессе обучения.