Субъективная валидность
Фундаментальной теоретической концепцией, описывающей субъективный аспект приверженности социальной норме, является Концепция «субъективной валидности» (Festinger, 1950). О человеке, который участвует в каком-либо деле с уверенностью в его приемлемости, правильности и социальной желательности, т. е. о человеке, следующем строго установленной норме, говорят, что у него есть субъективная валидность. Субъективная валидность - это убежденность индивидуума в том, что некая идея, суждение или действие - правильны (корректны, справедливы и т. д.). Если социальная норма есть разделенная вера в то, что некие действия приемлемы в данной ситуации, то индивидуумы, действующие в соответствии с этой нормой, ощущают свое собственное поведение как субъективно валидное. Легко заметить тесную связь между концепцией субъективной валидности и проблемой убеждения. Убеждение - это искусство заставить людей увидеть, что идеи, в которые они верят - ошибочны (субъективно невалидны), а верны (субъективно валидны) новые идеи. Во многом центральной теоретической проблемой социального влияния является выявление основ субъективной валидности и невалидности. В языке, на котором мы разговариваем в повседневной жизни, вместо термина «субъективная валидность» обычно используются другие термины, такие как уверенность, компетентность, правильность или просто «ощущение правоты» [11].
Личное принятие и публичная уступчивость.
Время от времени каждому из нас приходится, нравится это нам или нет, совершать какие-то действия, которые мы не считаем правильными, т.е. нам приходится проявлять конформизм по отношению к определенным нормам других людей, которые мы можем и не разделять. Различие между конформностью по отношению к своим собственным нормам и конформностью по отношению к нормам других людей, которых человек лично не принимает, делает необходимым проведение границы между личным принятием влияния и публичной уступчивостью желаниям других. Влияние, которое приводит к изменению личной установки называется личным принятием. Влияние, которое изменяет наблюдаемое поведение в нужном направлении (но которое не обязательно приводит к изменению личной установки), называется публичной уступчивостью. Группы, в которые человек входит, делятся на референтные и группы членства. Референтная группа выполняет две функции – функцию сравнения (чтобы оценить свое собственное положение и свои установки человек сравнивает себя с группой) и нормативную функцию (человек черпает из таких групп свои нормы и ценности). Группа членства - т.е. группа, к которой принадлежит данный человек, это группа, членом которой он является(по определенным критериям), но с которой он может психологически не сравнивать себя в плане самооценки или социальных ценностей. Референтные группы делятся в свою очередь на позитивные и негативные. Позитивной референтной группой называется группа, привлекательная для индивидуума, которую он внутренне принимает или принадлежности к которой добивается, с ней он ощущает психологическую совместимость и отождествляет себя. Негативная референтная группа - это группа, внутренне отвергаемая индивидуумом, который не только не отождествляет себя с ней, но и использует ее для того, чтобы определить, кем он не является и кем не хочет быть. [11] Если обобщить, позитивные референтные группы оказывают влияние и на людей, которые в них уже входят и на тех, кто только стремится в них войти - что обычно и приводит к личному принятию норм данной группы. Что же касается уступчивости, то в негативных референтных группах проявляется тенденция к ее навязыванию, и эта тенденция проистекает из их власти над людьми, которой они обладают, поскольку эти люди - их члены. Отсюда следует вопрос – есть ли отличия между понятиями власть и понятием влияние.
Влияние и власть.
Разграничение власти и влияния в психологии социального влияния появилось относительно недавно. Различие между понятиями было введено в научный оборот Московичи в 1976 году. Он первый заявил, что влияние - это то, что вызывает субъективное принятие, а власть это лишь источник принуждения и вынужденного подчинения ему. Начиная с 1940-х годов и вплоть до появления в 1970-х годах работ Московичи, было принято трактовать власть как основу влияния и влияние - как проявление власти. В соответствии с традициями, заложенными еще Куртом Левином и личное принятие, и публичное подчинение рассматривались как формы проявления влияния, различие между которыми определялось лишь типом власти, являющейся источником влияния. Противопоставлялась власть, основанная на информации, и власть, контролирующая вознаграждение и издержки. Более современный подход рассматривает влияние и власть как альтернативные процессы изменения поведения других людей, признавая принятие следствием влияния, а подчинение - следствием употребления власти. Коррелирующие различия между принятием и уступчивостью, референтной группой и группой, к которой принадлежит данный человек, влиянием и властью - все это основные вопросы, к которым социальная психология влияния постоянно обращается.