Что такое налоговый мониторинг и кому он доступен. В чем его отличия от налоговых проверок и преимущества

С 1 января 2015 г. налогоплательщикам, отвечающим установленным в законе критериям (величина стоимости активов, сумма доходов и размер подлежащих уплате налогов за год - критерии см. в таблице), предоставляется возможность перейти на особую форму налогового контроля - налоговый мониторинг. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ, в соответствии с которым часть первая Налогового кодекса РФ дополняется разд. V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".

Чтобы перейти на налоговый мониторинг, организация должна отвечать одновременно следующим условиям.


Критерий Значение Период, за который рассчитывается значение Норма НК РФ
Сумма налогов, подлежащих уплате Не менее 300 млн руб. Учитывается совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ, за исключением налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза Календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга пп. 1 п. 3 ст. 105.26
Объем полученных доходов Не менее 3 млрд руб. Во внимание принимается суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга пп. 2 п. 3 ст. 105.26
Стоимость активов Не менее 3 млрд руб. Учитывается совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой отчетности) По состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором подается заявление о проведении мониторинга пп. 3 п. 3 ст. 105.26

Налоговый мониторинг - одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками. Ее предметом выступает проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Отличительной особенностью налогового мониторинга является то, что в период его проведения организация обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета (абз. 1, 2 п. 6 ст. 105.26 НК РФ). То есть инспекция в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Основные преимущества перехода к процедуре налогового мониторинга следующие.

1. По общему правилу за период проведения налогового мониторинга инспекция не вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Это позволит сократить количество мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщика.

Однако в некоторых случаях проводить камеральные и выездные налоговые проверки инспекция все же сможет. В частности, она будет вправе провести камеральную проверку:

- декларации по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению (пп. 2 п. 1.1 ст. 88 НК РФ);

- уточненной декларации за налоговый период, приходящийся на время проведения мониторинга, если в ней уменьшена сумма налога к уплате (пп. 3 п. 1.1 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки за период проведения мониторинга налоговые органы вправе проводить в случаях, указанных в п. 5.1 ст. 89 НК РФ. В частности, к ним относится представление уточненной декларации за период проведения мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

2. Налогоплательщику предоставляется возможность устранить выявленные налоговым органом противоречия и несоответствия между представленными документами, а также сведениями, имеющимися у налогового органа, путем представления необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

3. В случае возникновения сомнений или неясности относительно правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организация сможет обратиться в инспекцию и запросить мотивированное мнение, в котором будет отражена позиция налогового органа по соответствующему вопросу (п. п. 1, 2, 4 ст. 105.30 НК РФ). Форма мотивированного мнения, а также Требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@ и содержатся соответственно в Приложениях N N 4 и 5 к данному Приказу (п. 1 ст. 105.30 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506), п. 1 Приказа ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@). В мотивированном мнении будет отражена соответствующая позиция налогового органа (абз. 1 п. 1, п. п. 2, 4 ст. 105.30 НК РФ).

Выполнение мотивированного мнения налогового органа в данном случае гарантирует налогоплательщику неначисление пеней и штрафов, даже если впоследствии у организации в результате его выполнения возникнет недоимка (абз. 1 п. 8 ст. 75, абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией (абз. 2 п. 8 ст. 75, абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

4. Налогоплательщику предоставляется право на проведение взаимосогласительной процедуры в случае несогласия с мотивированным мнением инспекции (п. 8 ст. 105.30, п. 1 ст. 105.31 НК РФ).

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация подала заявление о его проведении (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, а заканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть организации нужно будет ежегодно подавать заявление о применении налогового мониторинга на следующий год, если она решит прибегнуть к этой процедуре.

Наши рекомендации