Что такое налоговый мониторинг и кому он доступен. В чем его отличия от налоговых проверок и преимущества
С 1 января 2015 г. налогоплательщикам, отвечающим установленным в законе критериям (величина стоимости активов, сумма доходов и размер подлежащих уплате налогов за год - критерии см. в таблице), предоставляется возможность перейти на особую форму налогового контроля - налоговый мониторинг. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ, в соответствии с которым часть первая Налогового кодекса РФ дополняется разд. V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".
Чтобы перейти на налоговый мониторинг, организация должна отвечать одновременно следующим условиям.
Критерий | Значение | Период, за который рассчитывается значение | Норма НК РФ |
Сумма налогов, подлежащих уплате | Не менее 300 млн руб. Учитывается совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ, за исключением налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза | Календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга | пп. 1 п. 3 ст. 105.26 |
Объем полученных доходов | Не менее 3 млрд руб. Во внимание принимается суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности | Календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга | пп. 2 п. 3 ст. 105.26 |
Стоимость активов | Не менее 3 млрд руб. Учитывается совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой отчетности) | По состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором подается заявление о проведении мониторинга | пп. 3 п. 3 ст. 105.26 |
Налоговый мониторинг - одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками. Ее предметом выступает проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.
Отличительной особенностью налогового мониторинга является то, что в период его проведения организация обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета (абз. 1, 2 п. 6 ст. 105.26 НК РФ). То есть инспекция в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.
Основные преимущества перехода к процедуре налогового мониторинга следующие.
1. По общему правилу за период проведения налогового мониторинга инспекция не вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Это позволит сократить количество мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщика.
Однако в некоторых случаях проводить камеральные и выездные налоговые проверки инспекция все же сможет. В частности, она будет вправе провести камеральную проверку:
- декларации по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению (пп. 2 п. 1.1 ст. 88 НК РФ);
- уточненной декларации за налоговый период, приходящийся на время проведения мониторинга, если в ней уменьшена сумма налога к уплате (пп. 3 п. 1.1 ст. 88 НК РФ).
Выездные проверки за период проведения мониторинга налоговые органы вправе проводить в случаях, указанных в п. 5.1 ст. 89 НК РФ. В частности, к ним относится представление уточненной декларации за период проведения мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
2. Налогоплательщику предоставляется возможность устранить выявленные налоговым органом противоречия и несоответствия между представленными документами, а также сведениями, имеющимися у налогового органа, путем представления необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
3. В случае возникновения сомнений или неясности относительно правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организация сможет обратиться в инспекцию и запросить мотивированное мнение, в котором будет отражена позиция налогового органа по соответствующему вопросу (п. п. 1, 2, 4 ст. 105.30 НК РФ). Форма мотивированного мнения, а также Требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@ и содержатся соответственно в Приложениях N N 4 и 5 к данному Приказу (п. 1 ст. 105.30 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506), п. 1 Приказа ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@). В мотивированном мнении будет отражена соответствующая позиция налогового органа (абз. 1 п. 1, п. п. 2, 4 ст. 105.30 НК РФ).
Выполнение мотивированного мнения налогового органа в данном случае гарантирует налогоплательщику неначисление пеней и штрафов, даже если впоследствии у организации в результате его выполнения возникнет недоимка (абз. 1 п. 8 ст. 75, абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией (абз. 2 п. 8 ст. 75, абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
4. Налогоплательщику предоставляется право на проведение взаимосогласительной процедуры в случае несогласия с мотивированным мнением инспекции (п. 8 ст. 105.30, п. 1 ст. 105.31 НК РФ).
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация подала заявление о его проведении (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, а заканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть организации нужно будет ежегодно подавать заявление о применении налогового мониторинга на следующий год, если она решит прибегнуть к этой процедуре.