Понятие «образовательные услуги»
Введение
Понятие об образовательной услуге
1.1. Понятие «услуга»
1.2. Понятие «образование»
1.3. Понятие «образовательные услуги»
Классификация образовательных услуг
Понятие рекламы
3.1. Особенности и требования современной рекламы
3.2. Виды рекламы
Особенности продвижения образовательных услуг
Специфика осуществления PR – деятельности в сфере платного образования
Заключение
Библиография
Понятие об образовательной услуге
Прежде чем рассмотреть понятие «образовательная услуга», рассмотрим понятия «услуга» и «образование».
Понятие «услуга»
По определению К. Маркса «услуга» - это «потребительная стоимость, воплощенная и в товаре, и в виде "чистых" услуг, не получающих в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя». Маркс отмечает, что потребитель покупает услуги для потребления, то есть как потребительные стоимости, предметы, тогда как для производителя этих услуг они товары, которые имеют и потребительную, и меновую стоимости. По Ф. Котлеру, услуга — это «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо».
Услуги имеют ряд отличительных характеристик:
-Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.
- Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.
- Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.
- Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.
Понятие «Образование»
В финансовом словаре дается такое определение «образования»: «Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества».
Понятие «образовательные услуги»
Что касается понятия «образовательная услуга», то оно не имеет четкого определения, но под этим термином принято понимать «деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества».
«Образовательная услуга — это:
1) учебно-педагогическая деятельность;
2) предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда;
3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства;
4) в частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации-потребителя»- такое определение дает словарь современной рыночной терминологии.
Проблема образовательных услуг заключается в том, что в самом понятии услуга закладывается смысл «платный», «возмездная основа» и поэтому ведется немало дискуссий разумно ли употреблять этот термин по отношению к образовательной сфере (преимущественно бесплатному образованию).
Рассмотрим специфику образовательных услуг, которая раскрывается в традиционных характеристиках услуг.
Т.к. услуги не материальны, а представить их нужно как можно более наглядно, для этого используют различные учебные планы, образовательные стандарты, грамоты, лицензии, сертификаты, дипломы и др. «вещественные доказательства» компетентности в предоставлении услуг.
Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой товар, но покупатель такого права не приобретает. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления, происходит одновременно с началом их оказания.
Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину – «изменчивость «исходного материала»».
Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляется с двух сторон: с одной, невозможно накопить образовательные услуги впрок, а с другой, забывание полученной информации является естественным для человека процессом.
Анализ отличительных черт образовательных услуг, присущих только им.
1. По мнению многих людей образовательные услуги относятся к категории «общественных благ» и оплачивать их должно государство, другие же считают, что они входят в категорию «квазиобщественное благо», т.е. изначально не бесплатны, но приносят столько капитала, что правительство поощряет их производство.
2. Услуги образования невозможно непосредственно денежно измерить, а результаты могут проявиться только через длительное время.
3. Следующий признак- многозначность целей, которые ставят для себя производители этих услуг.
4. Т.к. образовательные услуги, как правило, параллельно создают духовные ценности, участвуют в интеллектуальном и духовном развитии, развивают разнообразные способности и т.д., можно сказать, что они непосредственно участвуют в создании человеческого капитала.
5. Еще одна немаловажная черта- сотворчество преподавателя и слушателя.
6. В заключение, образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находятся под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением.
Кроме того, отметим еще ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:
- сезонность;
- высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них);
- относительная длительность оказания (так, например, в нашей стране получение первого высшего профессионального образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);
- отсроченность выявления результативности;
- зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося;
- необходимость дальнейшего сопровождения услуг;
- зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;
- невозможность перепродажи;
- необходимость лицензирования;
- конкурсный характер (этот признак в основном проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);
- относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.