Тема 2. Информационное обеспечение АСУ (3 часа)
Конспект лекций
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, цель изучения курса. Автоматизированные системы управления, и ее роль в организации транс портного обслуживания (2 часа)
План лекции
1. Введение
2. АСУ и ее роль в организации транспортного обслуживания
3. Структура АСУ
Для организации работы железных дорог в оптимальном режиме необходимо прежде всего составить план перевозок грузов, отражающий потребности всех отраслей народного хозяйства. Нужно эффективно распределить грузопотоки между видами транспорта, разместить рационально парки вагонов и локомотивов по полигонам сети, с учетом структуры грузооборота и сезонной неравномерности перевозок непрерывны осуществлять сложное маневрирование грузопотоками и порожними вагонопотоками, рационально распределить перевозочную работу между сортировочными станциями и т.п. Эти сложные, многовариантные задачи могут быть успешно решены только с применением ЭВМ.
Применение ЭВМ позволяет автоматизировать накопление и анализ огромных объемов оперативной и статической информации о местонахождении, состоянии и работе подвижного состава. Создаются условия для совершенствования документооборота, учета, планирования и управления. Появляется возможность значительно сократить объем ручных операций и резко поднять производительность труда.
Поэтапно развиваемая АСУЖТ способствует выполнению важнейшей экономической задачи по повышению производительности труда и качества перевозочного процесса, исключительно потерь времени, трудовых и материальных ресурсов, в частности простоев поездов, вагонов и локомотивов.
Автоматизированные система управления - человеко-машинная система, обеспечивающая эффективное функционирование объекта, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники.
Главные цели АСУЖТ:
- совершенствование качества управления работой отрасли и, прежде всего, ее эксплуатационной деятельностью;
- оптимизация всех видов планирования и оперативного руководства работой производственных звеньев;
- наилучшее использование основных фондов, материальных и трудовых ресурсов;
- освоение возрастающего объема перевозок;
- улучшение технико-экономических показателей работы отрасли.
Рекомендуемая литература
1. Тулупов Л.П., Жуковский Е.М., Гусятин ер А.М. Автоматизированная система управления перевозочными процессами на железных дорогах:
Учеб. пособие для вузов.- М.: Транспорт, 1991.- 208с
2. Ульяницкий Е.М., Филоненков А.И., Ломаш Д.А. Информационные системы взаимодействия видов транспорта: Учебное пособие для вузов ж.д.транспорта.- М.: Маршрут, 2005. - 264 с.
Контрольные задания для СРС (тема 1) [1-5]
1. Предназначение ЭВМ
2. Структура и основы функционирования АСУ и подсистемы, входящих в его состав
Тема 2. Информационное обеспечение АСУ (3 часа)
План лекции
1. Информационное обеспечение транспортного процесса
2. Назначение и виды систем и средств связи на транспорте, их характеристик
Информационное обеспечение - важнейшая обеспечивающая часть АСУЖТ. Оно включает совокупность данных, хранящихся в ЭВМ, на бумажных и других носителях, а также методы их создания и использования.
Были разработаны программные системы, получившие название систем управления базами данных (СУБД). Современные универсальные СУБД обеспечивают: сбор данных, хранение данных, поиск и обработку данных, воздействие между всеми пользователями и БД, защиту данных от аппаратных сбоев и несанкционированного доступа.
Таблица - способ хранения информации в БД. Каждая таблица имеет уникальное поле, характеризующее конкретную запись в таблице - ключ.
При проектировании информационного обеспечения разрабатываются: описание структуры информационных сообщений, запросов, выходных документов; описание логического и форматного контроля вводимых данных; описание технологического контроля, предусматривающего проверки технологических цепочек ввода информации; Описание системы кодирования данных, а также используемые при кодировании классификаторы; оценку интенсивности информационных сообщений-запросов в проектируемой системе.
Технология работы и информационные потребности пользователя определяют в конечном счете требования к составу хранящихся данных и характеру взаимодействия пользователя с ЭВМ.
Рекомендуемая литература
1. Тулупов Л.П., ,Жуковский Е.М., Гусятинер А.М. Автоматизированная система управления перевозочными процессами на железных дорогах:
Учеб. пособие для вузов.-М.: Транспорт, 1991.- 208с
2. Ульяницкий Е.М., Филоненков А.И., Ломаш Д.А. Информационные системы взаимодействия видов транспорта: Учебное пособие для вузов ж.д. Транспорт. - М.: Маршрут, 2005. - 264с.
3. Сидорова Е.Н. Автоматизированные системы управления в эксплуатационной работе: Учебник для техникумов и колледжей ж.д. транспорта. - М.: Маршрут, 2005. - 560 с.
Контрольные задания для СРС (тема 2) [1-3]
1. Методика разработки машинно-ориентированных документов (МОД) в новой системе информационного обеспечения (электронном документообороте) процесса управления
2. Технология сбора, подготовки и передачи информации в вычислительную сеть (ВС)
3. Методы форматного, логического и технологического контроля для повышения достоверности информации
4. Основные машинные команды и методика разработки алгоритмов, в том числе использование циклов, логических схем и типовых программ