Задание 4: Нормализация отношений с помощью метода

Инструкционная карта занятия №1-6

Учебной практики для получения первичных профессиональных навыков

По профессиональному модулю 01 «Эксплуатация и модификация информационных систем»

Тема: Проектирование и создание БД с помощью MS Access.

Цельработы:

· Освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД Microsoft Access.

· Обучение проектированию и созданию БД.

· Обучение самостоятельной разработки многотабличной базы данных.

· Освоение приемов работы с Microsoft Access в процессе создания спроектированной базы данных.

Приобретаемые умения и навыки:

· научиться проектировать базу данных;

· Уметь создавать базу данных в MS Access и вводить в нее данные.

Норма времени: 6 часов.

Оснащение рабочего места: дневник, компьютер, карточка-информатор.

Основные правила техники безопасности: аккуратно обращаться с компьютерной техникой, соблюдать все правила техники безопасности в кабинете информатики.

Источники информации:

§ Карточки – информаторы занятия.

§ Среда СУБД MS Access.

Задание 1: Знакомство со средой MS Access .30 мин

Студенты знакомятся с материалом карточек – информаторов (с помощью MS Access), конспектируют в дневник.

Задание 2: Выявление мотивов обучения созданию базы данных.50 мин

Студенты выполняют задание и описывают проделанную работу в дневник и мотивы создания БД. Отрабатывают простейшие приемы работы с готовой базой данных.

Задание:

1. Познакомиться с базой данных «Видеотека»

§ Запустить на исполнение Microsoft Access.

§ Открыть базу данных «Видеотека»

Появившееся окно проводника проекта состоит из 6 важных разделов:

Таблицы – информационные таблицы;

Запросы – результаты выборок на основе оператора SELECT;

Формы – диалоговые окна с элементами интерфейса;

Отчеты – «бумажное» представление данных;

Макросы – макрокоманды управления объектами БД;

Модули – фрагменты кода для хранения подпрограмм.

Внутри

§ Установить режим работы с таблицей (закладка «таблицы»). Открыть таблицу «Кассеты» командой – открыть.

§ Изучить содержимое таблицы

§ Зарыть таблицу. Перейти в режим работы с конструктором таблицы командой – Конструктор.

§ Последовательно перемещаясь от поля к полю, познакомиться со свойствами полей: типом, размером.

§ Закрыть конструктор

2. Просмотреть таблицы в режиме работы с формами

§ Выбрать закладку «Формы»

§ Открыть форму «Кассеты»

§ Просмотреть последовательность записей. Выполнить переходы на первую и последнюю записи, на запись с указанным номером.

§ Добавить в конце таблицы еще одну запись о новой кассете: «21, Сибирский цирюльник Россия 180, мелодрама, 25.12.99, выдана»

§ Закрыть форму

3. Отсортировать таблицы по названию фильмов в алфавитном порядке (ключ сортировки – поле «Фильм»)

§ Выделить столбец «Фильм» (щелкнуть по заголовку столбца)

§ С пометкой в контекстном меню или кнопки

4. Отсортировать таблицу по двум ключам – «Страна» и «Время» - порядке убывания. Для этого:

§ Выделить два столбца «страна» и «время» (щелкнуть по их заголовкам при нажатии клавиши {Shift})

§ С пометкой контекстного меню или кнопки выполните сортировку.

Обратим внимание на результат: записи с одинаковым значением поля «Страна» расположились в порядке убывания значения поля «Время». Здесь «Страна» является первичным, а «Время» - вторичным ключом сортировки.

5. С помощью фильтра, отобрать все кассеты выданные клиентам. Для этого:

§ Открыть таблицу «Кассеты»

§ Выполнить команду – Записи – Фильтр – Изменить фильтр или щелкните по кнопке на панели задач.

§ В появившемся шаблоне в поле «Выдана» щелчком вставить флажок (галочку).

§ Выполнить команду – Фильтр – Применить фильтр или щелкнуть по кнопке на панели инструментов.

6. Аналогично отобрать все не выданные кассеты.

7. Отобрать все фильмы созданные в США.

8. Записать в тетради основные цели создания БД.

Задание 3: Работа с картой – информатором «Нормализация отношений».

Студенты знакомятся с материалом карточки – информатора «Нормализация отношений». Делают конспект в дневник. 40 мин

Задание 4: Нормализация отношений с помощью метода

нормальных форм.40 мин

Студенты выполняют задание, конспектируют в дневник и показывают спроектированную базу данных преподавателю.

Задание : Спроектировать БД, содержащую некоторые сведения, представленные в виде группы атрибутов. Шесть первых атрибутов являются обязательными для всех, а остальные варьируются. С помощью метода нормальных форм найти первую, вторую и третью нормальные формы.

Состав атрибутов:

1. FIO-ФИО;

2. God – год рождения;

3. Dolgn – занимаемая должность;

4. O_Dolgn – оклад по должности;

5. Ctag – стаж работы;

6. D_Ctag – надбавка за стаж (свыше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40 лет);

7. Udal –удаленность (средняя, большая, очень большая);

8. D_Udal – надбавка за удаленность;

9. Slong- сложность (средняя, высокая, очень высокая);

10. D_Slong – надбавка за сложность;

11. Vredn – вредность (по категориям: 1,2,3,4,5);

12. D_Vredn – надбавка за вредность;

13. Clasnклассность (мастер, первая, вторая, третья);

14. D_Clasn – надбавка за классность;

15. U_Zvan – ученое звание (доцент, профессор);

16. D_Uzvan – надбавка за ученое звание;

17. U_Step – ученая степень (к.т.н, д.т.н);

18. D_Ustep – надбавка за ученую степень;

19. Zvanie – воинское звание, офицерские (младший лейтенант, лейтенант, ст. лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник);

20. D_Zvanie – надбавка за воинское звание.

Распределение атрибутов по вариантам.

вариант Номер атрибута
 
* *                 * *
* *             * *    
* * *       * *        
* * *   * *            
* * * *              
    * *             * *

Задание 5: Работа с картой – информатором «Проектирование БД «Приемная комиссия»».40 мин

Студенты знакомятся с материалом карточки – информатора и выполняют задание. Делают конспект в дневник.

Задание:

1. Записать таблицы «Абитуриенты», «Анкеты», «Оценки», «Итоги» в строчной форме, подчеркнув главные ключи.

2. При проектировании базы данных были определены следующие отношения:

Магазин (номер_ магазина, тип, адрес, директор, телефон_маг)

Отдел (название _отдела, заведующая, телефон_отд)

Продавец (табельный_ номер, ФИО, категория)

Являются ли эти отношения связями? Добавьте все, что необходимо для их связи. Изобразить схему БД в графическом виде. Сделать записи в тетради.

3. С помощью карты-информатора определить типы полей отношений БД «Приемная комиссия».

Задание 6: Создание и заполнение БД в среде Microsoft Access.60 мин

Создать структуру и заполнить таблицы (Факультеты, Специальности) базы данных «Приемная комиссия». Для этого:

1. Создать БД «Приемная комиссия» в Microsoft Access:

Þ Выполнить команду – Файл – Создать БД – Новая БД.

Þ В файловом окне указать путь и имя файла «Приемная комиссия». После этого откроется основное окно с заголовком «Приемная комиссия: база данных»

2. Описать структуру таблицы «Факультет» в режиме конструктора. Для этого:

Þ В режиме таблицы выполнить команду – Создать.

Þ Из списка предложенных способов создания выбрать – конструктор. На экране откроется окно конструктора таблиц.

Þ Заполнить окно конструктора с помощью таблицы:

Имя поля Тип поля Длина (формат)
Код факультета текстовый
Факультет текстовый
Экзамен 1 текстовый
Экзамен 2 текстовый
Экзамен 3 текстовый

Þ Выбрать главный ключ: установить указатель на ключевое поле «Код факультета» и выполнить поле – Правка – Ключевое поле.

Þ Закрыть окно конструктора таблицы «Факультеты», ответив положительно на вопрос о сохранении.

3. Аналогично описать структуру остальных таблиц базы данных «Приемная комиссия».

В таблицах: «Анкеты»: дата рождения - тип поля: дата, остальные поля – текстовые,

«Абитуриенты»: медаль - логический, стаж - числовой, остальные поля – текстовые,

«Итоги»: регистрационный номер - текстовый, зачисление – логический.

4. Заполнить таблицы. Для этого:

Þ Выделить название таблицы в окне базы данных и выполнить команду – Открыть. На экране появиться бланк таблицы, содержащий заголовки столбцов и пустую строку. Далее следует заполнять таблицу.

Таблица «Факультет»

Код факультета Факультет Экзамен 1 Экзамен 2 Экзамен 3
Экономический Математика География Русский язык
Исторический История отечества Иностранный язык Сочинение
Юридический Русский язык Иностранный язык Обществознание

Таблица «Специальности»

Код специальности Специальность Код факультета План
Финансы и кредит
Бухгалтерский учет
История
Политология
Юриспруденция
Социальная работа

Таблица «Абитуриенты»

Регистрационный номер Код специальности Медаль Стаж
¤
ڤ
¤
¤
ڤ
ڤ
¤
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ

Таблица «Итоги»

Регистрационный номер Зачисления
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ
ڤ

Таблица «Анкеты»

рег _ном фамилия имя отчество город дата_рожд уч_заведение
васильева ольга николаевна пермь 12.10.1981 пту №8
баков алексей ильич кунгур 24.04.1982 школа №7
круг борис моисеевич пермь 18.09.1982 школа №102
листьев дмитрий владимирович березники 01.12.1981 школа №5
елькин виктор алексеевич лысьва 20.07.1982 пту №1
мухин олег иванович пермь 25.03.1978 школа №77
григорьева наталья дмитриевна березники 14.02.1980 школа №3
зубова ирина афанасьева пермь 22.11.1981 школа №96
анохин сергей петрович пермь 30.03.1982 школа №12
жакин николай якимович пермь 19.10.1981 школа №12
дикий илья борисович березники 28.12.1977 школа №3
ильин петр викторович кунгур 14.07.1980 пту №8

Задание 7: Рефлексия.10 мин

Ответить устно по желанию на вопросы:

§ Что полезного Вы для себя извлекли на занятии?

§ Что нового Вы узнали?

§ С какими трудностями столкнулись?

§ Предложения по проведению занятия.

Наши рекомендации