Задание 4: Нормализация отношений с помощью метода
Инструкционная карта занятия №1-6
Учебной практики для получения первичных профессиональных навыков
По профессиональному модулю 01 «Эксплуатация и модификация информационных систем»
Тема: Проектирование и создание БД с помощью MS Access.
Цельработы:
· Освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД Microsoft Access.
· Обучение проектированию и созданию БД.
· Обучение самостоятельной разработки многотабличной базы данных.
· Освоение приемов работы с Microsoft Access в процессе создания спроектированной базы данных.
Приобретаемые умения и навыки:
· научиться проектировать базу данных;
· Уметь создавать базу данных в MS Access и вводить в нее данные.
Норма времени: 6 часов.
Оснащение рабочего места: дневник, компьютер, карточка-информатор.
Основные правила техники безопасности: аккуратно обращаться с компьютерной техникой, соблюдать все правила техники безопасности в кабинете информатики.
Источники информации:
§ Карточки – информаторы занятия.
§ Среда СУБД MS Access.
Задание 1: Знакомство со средой MS Access .30 мин
Студенты знакомятся с материалом карточек – информаторов (с помощью MS Access), конспектируют в дневник.
Задание 2: Выявление мотивов обучения созданию базы данных.50 мин
Студенты выполняют задание и описывают проделанную работу в дневник и мотивы создания БД. Отрабатывают простейшие приемы работы с готовой базой данных.
Задание:
1. Познакомиться с базой данных «Видеотека»
§ Запустить на исполнение Microsoft Access.
§ Открыть базу данных «Видеотека»
Появившееся окно проводника проекта состоит из 6 важных разделов:
Таблицы – информационные таблицы;
Запросы – результаты выборок на основе оператора SELECT;
Формы – диалоговые окна с элементами интерфейса;
Отчеты – «бумажное» представление данных;
Макросы – макрокоманды управления объектами БД;
Модули – фрагменты кода для хранения подпрограмм.
Внутри
§ Установить режим работы с таблицей (закладка «таблицы»). Открыть таблицу «Кассеты» командой – открыть.
§ Изучить содержимое таблицы
§ Зарыть таблицу. Перейти в режим работы с конструктором таблицы командой – Конструктор.
§ Последовательно перемещаясь от поля к полю, познакомиться со свойствами полей: типом, размером.
§ Закрыть конструктор
2. Просмотреть таблицы в режиме работы с формами
§ Выбрать закладку «Формы»
§ Открыть форму «Кассеты»
§ Просмотреть последовательность записей. Выполнить переходы на первую и последнюю записи, на запись с указанным номером.
§ Добавить в конце таблицы еще одну запись о новой кассете: «21, Сибирский цирюльник Россия 180, мелодрама, 25.12.99, выдана»
§ Закрыть форму
3. Отсортировать таблицы по названию фильмов в алфавитном порядке (ключ сортировки – поле «Фильм»)
§ Выделить столбец «Фильм» (щелкнуть по заголовку столбца)
§ С пометкой в контекстном меню или кнопки
4. Отсортировать таблицу по двум ключам – «Страна» и «Время» - порядке убывания. Для этого:
§ Выделить два столбца «страна» и «время» (щелкнуть по их заголовкам при нажатии клавиши {Shift})
§ С пометкой контекстного меню или кнопки выполните сортировку.
Обратим внимание на результат: записи с одинаковым значением поля «Страна» расположились в порядке убывания значения поля «Время». Здесь «Страна» является первичным, а «Время» - вторичным ключом сортировки.
5. С помощью фильтра, отобрать все кассеты выданные клиентам. Для этого:
§ Открыть таблицу «Кассеты»
§ Выполнить команду – Записи – Фильтр – Изменить фильтр или щелкните по кнопке на панели задач.
§ В появившемся шаблоне в поле «Выдана» щелчком вставить флажок (галочку).
§ Выполнить команду – Фильтр – Применить фильтр или щелкнуть по кнопке на панели инструментов.
6. Аналогично отобрать все не выданные кассеты.
7. Отобрать все фильмы созданные в США.
8. Записать в тетради основные цели создания БД.
Задание 3: Работа с картой – информатором «Нормализация отношений».
Студенты знакомятся с материалом карточки – информатора «Нормализация отношений». Делают конспект в дневник. 40 мин
Задание 4: Нормализация отношений с помощью метода
нормальных форм.40 мин
Студенты выполняют задание, конспектируют в дневник и показывают спроектированную базу данных преподавателю.
Задание : Спроектировать БД, содержащую некоторые сведения, представленные в виде группы атрибутов. Шесть первых атрибутов являются обязательными для всех, а остальные варьируются. С помощью метода нормальных форм найти первую, вторую и третью нормальные формы.
Состав атрибутов:
1. FIO-ФИО;
2. God – год рождения;
3. Dolgn – занимаемая должность;
4. O_Dolgn – оклад по должности;
5. Ctag – стаж работы;
6. D_Ctag – надбавка за стаж (свыше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40 лет);
7. Udal –удаленность (средняя, большая, очень большая);
8. D_Udal – надбавка за удаленность;
9. Slong- сложность (средняя, высокая, очень высокая);
10. D_Slong – надбавка за сложность;
11. Vredn – вредность (по категориям: 1,2,3,4,5);
12. D_Vredn – надбавка за вредность;
13. Clasnклассность (мастер, первая, вторая, третья);
14. D_Clasn – надбавка за классность;
15. U_Zvan – ученое звание (доцент, профессор);
16. D_Uzvan – надбавка за ученое звание;
17. U_Step – ученая степень (к.т.н, д.т.н);
18. D_Ustep – надбавка за ученую степень;
19. Zvanie – воинское звание, офицерские (младший лейтенант, лейтенант, ст. лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник);
20. D_Zvanie – надбавка за воинское звание.
Распределение атрибутов по вариантам.
вариант | Номер атрибута | |||||||||||
* | * | * | * | |||||||||
* | * | * | * | |||||||||
* | * | * | * | * | ||||||||
* | * | * | * | * | ||||||||
* | * | * | * | |||||||||
* | * | * | * |
Задание 5: Работа с картой – информатором «Проектирование БД «Приемная комиссия»».40 мин
Студенты знакомятся с материалом карточки – информатора и выполняют задание. Делают конспект в дневник.
Задание:
1. Записать таблицы «Абитуриенты», «Анкеты», «Оценки», «Итоги» в строчной форме, подчеркнув главные ключи.
2. При проектировании базы данных были определены следующие отношения:
Магазин (номер_ магазина, тип, адрес, директор, телефон_маг)
Отдел (название _отдела, заведующая, телефон_отд)
Продавец (табельный_ номер, ФИО, категория)
Являются ли эти отношения связями? Добавьте все, что необходимо для их связи. Изобразить схему БД в графическом виде. Сделать записи в тетради.
3. С помощью карты-информатора определить типы полей отношений БД «Приемная комиссия».
Задание 6: Создание и заполнение БД в среде Microsoft Access.60 мин
Создать структуру и заполнить таблицы (Факультеты, Специальности) базы данных «Приемная комиссия». Для этого:
1. Создать БД «Приемная комиссия» в Microsoft Access:
Þ Выполнить команду – Файл – Создать БД – Новая БД.
Þ В файловом окне указать путь и имя файла «Приемная комиссия». После этого откроется основное окно с заголовком «Приемная комиссия: база данных»
2. Описать структуру таблицы «Факультет» в режиме конструктора. Для этого:
Þ В режиме таблицы выполнить команду – Создать.
Þ Из списка предложенных способов создания выбрать – конструктор. На экране откроется окно конструктора таблиц.
Þ Заполнить окно конструктора с помощью таблицы:
Имя поля | Тип поля | Длина (формат) |
Код факультета | текстовый | |
Факультет | текстовый | |
Экзамен 1 | текстовый | |
Экзамен 2 | текстовый | |
Экзамен 3 | текстовый |
Þ Выбрать главный ключ: установить указатель на ключевое поле «Код факультета» и выполнить поле – Правка – Ключевое поле.
Þ Закрыть окно конструктора таблицы «Факультеты», ответив положительно на вопрос о сохранении.
3. Аналогично описать структуру остальных таблиц базы данных «Приемная комиссия».
В таблицах: «Анкеты»: дата рождения - тип поля: дата, остальные поля – текстовые,
«Абитуриенты»: медаль - логический, стаж - числовой, остальные поля – текстовые,
«Итоги»: регистрационный номер - текстовый, зачисление – логический.
4. Заполнить таблицы. Для этого:
Þ Выделить название таблицы в окне базы данных и выполнить команду – Открыть. На экране появиться бланк таблицы, содержащий заголовки столбцов и пустую строку. Далее следует заполнять таблицу.
Таблица «Факультет»
Код факультета | Факультет | Экзамен 1 | Экзамен 2 | Экзамен 3 |
Экономический | Математика | География | Русский язык | |
Исторический | История отечества | Иностранный язык | Сочинение | |
Юридический | Русский язык | Иностранный язык | Обществознание |
Таблица «Специальности»
Код специальности | Специальность | Код факультета | План |
Финансы и кредит | |||
Бухгалтерский учет | |||
История | |||
Политология | |||
Юриспруденция | |||
Социальная работа |
Таблица «Абитуриенты»
Регистрационный номер | Код специальности | Медаль | Стаж |
¤ | |||
ڤ | |||
¤ | |||
¤ | |||
ڤ | |||
ڤ | |||
¤ | |||
ڤ | |||
ڤ | |||
ڤ | |||
ڤ | |||
ڤ |
Таблица «Итоги»
Регистрационный номер | Зачисления |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ | |
ڤ |
Таблица «Анкеты»
рег _ном | фамилия | имя | отчество | город | дата_рожд | уч_заведение |
васильева | ольга | николаевна | пермь | 12.10.1981 | пту №8 | |
баков | алексей | ильич | кунгур | 24.04.1982 | школа №7 | |
круг | борис | моисеевич | пермь | 18.09.1982 | школа №102 | |
листьев | дмитрий | владимирович | березники | 01.12.1981 | школа №5 | |
елькин | виктор | алексеевич | лысьва | 20.07.1982 | пту №1 | |
мухин | олег | иванович | пермь | 25.03.1978 | школа №77 | |
григорьева | наталья | дмитриевна | березники | 14.02.1980 | школа №3 | |
зубова | ирина | афанасьева | пермь | 22.11.1981 | школа №96 | |
анохин | сергей | петрович | пермь | 30.03.1982 | школа №12 | |
жакин | николай | якимович | пермь | 19.10.1981 | школа №12 | |
дикий | илья | борисович | березники | 28.12.1977 | школа №3 | |
ильин | петр | викторович | кунгур | 14.07.1980 | пту №8 |
Задание 7: Рефлексия.10 мин
Ответить устно по желанию на вопросы:
§ Что полезного Вы для себя извлекли на занятии?
§ Что нового Вы узнали?
§ С какими трудностями столкнулись?
§ Предложения по проведению занятия.