Грамматическое значение и грамматическая категория

Термин «грамматика» (из др.-греч. grammatike techne—букв. 'письменное

искусство' — от gramma 'буква') неоднозначен: он обо­значает и науку —

раздел языковедения, и объект этой науки — объ­ективно существующий в каждом

языке грамматический строй. Последний понимается либо в широком смысле—как

совокупность законов функционирования единиц языка на всех уров­нях его

структуры, либо (чаще) в более узком смысле — как совокупность правил

построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и

2) связных высказываний и их частей — из лексических единиц, отбираемых в

процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли. Первыми правилами

занимается морфология, вторыми – синтаксис.

Все эти правила построения прямо или косвенно соотнесены с ка­кими-то чертами

передаваемого содержания. Грамматические правила входят в общую систему

соответствий между планом содержания и планом выражения языка, т. е. между

значением (смыслом) и особенностями внешнего облика формируемых языковых

единиц. Поэтому правила построения являются одновременно и правилами

понимания выражае­мых смыслов, правилами перехода от воспринимаемого

адресатом плана выражения высказывания к закодированному в нем плану

со­держания.

Те элементы содержания, которые стоят за грамматиче­скими правилами, называют

грамматическими значениями. Грамматические значения представлены, конечно,

не только в отдельных словах и их формах, но в еще большей мере — в осмысленных

сочетаниях знаменательных слов и в целом предложении. Если в слове

грамматические значения выражаются особенностями построения слова, его

отдельными частями (например, окончаниями), чередованиями, Ударением и т. д.,

то в словосочетании и предложении к этим грамма­тическим средствам

присоединяются другие — порядок расположения слов, интонация, служебные слова,

обслуживающие все предложение или словосочетание, и т. д. Грамматические

средства (или способы), применяемые в языках, являются формальными

показателями соответствующих грамматических значений.

Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличие от

лексических значений, не называются в нашей речи прямо, а выражаются попутно,

как бы мимоходом. Они сопутствуют лексическим значениям, которые одни только и

называются прямо (именуются) в высказывании. Нетрудно, однако, убедиться в том,

что в создании целостного значения высказывания, а также значения всех его

осмысленных частей грамматические значения играют весьма су­щественную роль,

ничуть не меньшую, чем лексические значения ис­пользованных в высказывании

слов. Ср., например, сочетания подарок жены и подарок жене

(слова те же, но изменено одно окончание и полу­чается совсем другой смысл); или

достань палку! и достань палкой!; или — с более тонким различием —

выпил воды и выпил воду; двести человек и человек двести (в

-последнем примере словоформы те же, но изменение порядка их расположения

создает добавочное значение приблизительности); ср., наконец, одно и то же

слово вперед, употреб­ленное в качестве однословного предложения с

повелительной инто­нацией (Вперед!) и с вопросительной интонацией

(Вперед?). Именно грамматические значения организуют высказывание, делают

его аде­кватным выражением мысли.

Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова его роль

в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов, русское предложение

Петров — студент. Слова, входя­щие в состав этого предложения, выражают два

лексических значе­ния: 1) имя собственное Петров выражает представление

о конкрет­ном лице, носящем такую фамилию, 2) нарицательное существительное

студент выражает понятие о классе лиц, учащихся в вузах. Но зна­чение

предложения Петров — студент не сводится к простой сумме этих

двух значений. Смысл данного предложения заключается в на­рочитом (специальном,

стоящем в центре внимания) сообщении того факта, что личность «Петров» есть

член класса (множества) «студенты». Мы можем выделить здесь следующие

грамматические значения:

1) Значение утверждения некоторого факта (ср. вопрос о факте при другой,

вопросительной, интонации: Петров студент?).

2) Значение нарочитого отождествления (в определенном отноше­нии) двух

мыслимых единиц (ср. попутное упоминание о тождестве тех же единиц в

Студент Петров не явился на экзамен).

3) Значение отнесенности факта к настоящему моменту (или пе­риоду) времени, что

выражено здесь отсутствием глагола (ср.: Петров был студентом, Петров будет

студентом).

4) Значение безусловной реальности факта, также выраженное отсутствием глагола

(ср.: Петров был бы студентом, если бы не провалился на вступительных

экзаменах или Будь Петров студентом, он получил бы место в общежитии).

5) Значение единственного числа, выраженное и в одном, и в дру­гом слове

отсутствием окончания (ср. Петровы—студенты).

6) Далее оба существительных относятся к мужскому грамматиче­скому роду, что в

данном случае, поскольку это существительные, обозначающие лиц, указывает на

мужской пол (ср. Петрова — сту­дентка).

Мы видим, что грамматические значения выявляются в противопоставлениях.

Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые

грамматическими категориями. Грамматическую категорию можно определить

как ряд противопоставлен­ных друг другу однородных грамматических значений,

систематически выражаемых теми или иными формальными показателями.

Грам­матические категории чрезвычайно разнообразны. Так, есть категории

двучленные, например, в современном рус­ском языке число (единственное

: множественное), глагольный вид (совершенный : несовершенный); трехчленные,

например, лицо (пер­вое : второе : третье); многочленные, например, в русском и

многих других языках — падеж.

Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших отдела —

морфологию, или грамматику слова, и синтаксис, или грамматику

связной речи (и вообще единиц, больших, чем отдельное слово). Разделение на

морфологию и синтак­сис в известной мере условно, так как грамматические

значения, стоя­щие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при

учете синтаксических функций этих форм, т. е. их функций в рамках

словосочетания и предложения. В составе «грамматики слова» выделяются область,

связанная с образованием слов как лексических единиц языка, и область,

связанная с образованием грамматических форм слова. Первую область

называют наукой о словообразовании (иногда дериватологией), вторую — собственно

морфологией.

Наши рекомендации