Оперантное обусловливание
Если условный рефлекс представляет собой пассивную реакцию организма на внешнее воздействие, то оперантное обусловливание является активным поведением, которому человек или животное обучаются в определенной ситуации. Название происходит от латинского слова operatic, что в переводе обозначает действие. Обусловливание же свидетельствует о том, что обучение действию требует определенного условия. В классическом условном рефлексе ассоциативная связь формируется между двумя стимулами — условным и безусловным. Условием его формирования является обязательное следование безусловного стимула за условным. В процессе оперантного обусловливания подобная связь возникает между конкретным поведением и стимулом, который называется подкреплением.
Этот тип обучения позволяет организму менять свои действия в зависимости от тех последствий, которые оно порождает. Если следствием некоторого поведения будет что-то, что организм воспринимает как положительный результат, то оно с большей вероятностью будет повторено в будущем. Если же поведение ведет к неприятным для организма последствиям, то вероятность его повторения резко снизится. Система позитивных последствий называется подкреплением, а негативных — наказанием. Например, если маленький ребенок, случайно произнеся два раза подряд слог: “Ма”, — вслед за эти услышит восторженные слова матери и увидит счастливую улыбку, то вероятность того, что он тут же произнесет это еще раз, резко возрастет. Если же за этими звуками не последует определенных действий, то, скорее всего, они исчезнут из его набора словесных реакций.
Таким образом, подкрепление — это такое воздействие, при котором появление или исчезновение какого-то стимула в результате той или иной поведенческой реакции повышает вероятность повторения этой реакции (Год-
фруа, 1992).
Выделяют несколько типов оперантного обусловливания. Американский психолог Э. Торндайк (Thorndike, 1890) исследовал метод проб и ошибок. Он предложил эксперименты на животных в особых “проблемных” клетках. В одном из них животное помещалось в “проблемную” клетку. Оно могло выйти и взять пищу, положенную вне клетки, если нажимало на деревянную педаль. Двигаясь внутри клетки, животное случайно могло наступить на педаль. Однако после каждого открытия клетки вслед за нажатием педали время следующего нажатия сокращалось, что позволяло животному освобождаться все быстрее и быстрее. Это позволило Э.Торндайку вывести “закон эффекта”. Согласно этому закону, вероятность повторения действия, приведшего к желательному результату, резко возрастает. Если же последствия этого действия вызывают нежелательный результат, то оно будет воспроизводиться все реже и реже.
В начале века в Германии была известна лошадь по имени Умный Ганс. Ударами копыт она считала, складывала из букв слова, извлекала квадратные корни. Ее хозяин полагал, что он обучил ее думать. Однако проведенное исследование поведения животного показало, что лошадь отвечала на
основе подкрепления, которым был поворот головы хозяина, усиленный широкополой шляпой, когда он считал, что ударов копыт достаточно. В тех случаях, когда предлагались вопросы, на которые никто из присутствующих и хозяин в том числе не знали ответа, удары копыт были неопределенными.
Другой тип оперантного обучения был описан Б.Ф. Скиннером (Skinner, 1969). Он показал, что поведение у человека и животных может формироваться не только случайным образом, но и целенаправленным, постепенно за счет подкрепляющих факторов (Рис. 15.9). Такой тип обучения был назван формированием поведения путем последовательных приближений. В одном из описанных им экспериментов животные с большей вероятностью нажимали на педаль, находящуюся в клетке, если каждое нажатие сопровождалось появлением кусочка пищи. Сигналом к подобной реакции животного был вид педали, поскольку когда педаль убиралась, животное не двигало лапой, избражая это действие. Подкрепление (кусочек пищи) усиливало связь между нейрональными кругами, включенными в процесс восприятия (вид педали) и нейрональными кругами, ответственными за движение (например, нажатие на педаль).
С помощью этой модели можно объяснить очень быстрое обучение ребенка произнесению первых слов (но не как всего языка в целом) по механизму, описанному ранее. Известно, что в первые месяцы жизни дети произносят более 80 звуков, что может соответствовать звукам всех языков мира. Ребенок, перебирая различные звкосочетания, случайно говорит что-то похожее на: “Мо-мо”. Радостная мама тут же подкрепляет эти звуки поцелуем, демонстрируя всем, что ее ребенок начал говорить слово “мама”. Однако через некоторое время родительские востроги пойдут на убыль, тогда как более близкое и отчетливое произнесение вновь вызовет бурю восторгов. Так, методом последовательного приближения ребенок будет набирать свои первые слова.
Выделяют положительное и отрицательное подкрепление. Положительным подкреплением является событие, сочетающееся с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного его. Подкрепление тем эффективнее, чем более приближено к действию. Чем дальше оно отстоит от поведения, тем медленнее формируется поведение. Формирование действия определяется также величиной подкрепления.
Желательно, чтобы подкрепление не было слишком большим. Например, в процессе обучения животного это может быть маленький кусочек пищи, а не полная миска; при обучении ребенка или взрослого — небольшой подарок. Сытое животное перестанет обучаться, согласно русской пословице: “Сытое брюхо к учению глухо”. Если ребенку предложен большой подарок, то следующий за ним маленький вызовет лишь угашение реакции, а не ее усиление. При выработке поведения играет роль и очень большое подкрепление. Его влияние часто наблюдается у азартных игроков, которые, получив значительный выигрыш, не могут прекратить игру даже при постоянных дальнейших проигрышах. Именно поэтому, завлекая игроков в игорные дома, им сначала позволяют выиграть, а потом отыгрывают у него все,
что у него есть. На этом эффекте работают широко распространенные на улицах “наперсточники” и другие мошенники этого типа.
Случайное большое подкрепление может вызвать длительную стойкую реакцию у человека и животного. По этому механизму формируются суеверия. Кроме уже описанных видов выделяют вариативное. Его действие ограничено следующими условиями. Вырабатывается определенное поведение, связанное с тем или иным подкреплением. Затем подкрепление убирается и поведение ослабевает. Случайное подкрепление этого поведения вызывает резкое усиление угасшей реакции. Чем реже такого рода подкрепление, тем дольше держится восстановленная реакция. На этом механизме основано стойкое поддержание аддиктивного (зависимого) поведения, когда одна сигарета, одна рюмка, одна ссора усиливают никотиновую, алкогольную зависимость или снятие стресса путем провокации скандала (Прайор, 1995).
Эффективность формирования поведения путем последовательных приближений зависит не только от характера подкрепления, но и от других условий. Одним из них является необходимость поэтапного приближения к окончательному поведению. Таким образом, весь этап выработки поведения делится на определенные отрезки, в течение которых добиваются конкретного действия. Это действие должно быть таким, чтобы обучаемый человек или животное могли реально выполнить это задание и, следовательно, получить подкрепление. Например, желая выработать у ребенка умение красиво писать или качественно делать любую другую работу, родитель не может требовать сразу же очень хорошего ее выполнения. Сначала ребенка хвалят за то, что он просто написал палочки, затем — за то, что некоторые из них написаны ровно, затем — что большая часть написана ровно и т.д. ^Требование сразу же выполнить работу качественно может привести к тому, ito у ребенка вовсе отпадет желание ее выполнять. Точно так же, желая поменять поведение супруга, второй член семьи может постепенно наращивать свои требования, а не ставить ультиматум. Невыполнение этого условия часто является причиной неудач воспитания детей и попыток супругов
переделать друг друга.
Другим условием формирования поведения путем последовательных приближений является то, что вырабатывать его можно только по одному, а не нескольким критериям одновременно. Например, при обучении ребенка качественно читать, нельзя сразу же требовать понимания прочитанного и быстрого чтения; от жены нельзя одномоментно требовать готовить обед и готовить его вкусно. Сначала, например, можно выработать желание готовить обед, а затем вырабатывать навык готовить вкусно.
Прежде чем увеличить или повышать критерий, нужно пользоваться подкреплением текущего уровня, то есть подкреплять любые исполнения данного действия. Вводя новый критерий, лучше временно ослабить предыдущие. Например, желая научить ребенка читать быстро, на первом этапе можно пожертвовать качеством чтения и при наборе им определенной скорости начать вновь следить и за качеством понимания текста.
Еще одним условием является то, что заканчивать ежедневный курс обучения следует всегда на фоне поощрения. Если это условие нарушено и pej
бенку сегодня предъявляется требование, за которое он не получает поощрения (в виде похвалы или поглаживания), то он будет воспринимать это как наказание. Часто именно из-за этого дети, учащиеся хорошо и не получающие никакой оценки от своих родителей, начинают учиться плохо, поскольку только в этом случае взрослые начинают интересоваться успехами ребенка (Прайор, 1995).
Отрицательным подкреплением является избегание негативной реакции. Например, подпрыгивая, крыса могла бы избежать удара электрическим током, который подавался на пол клетки и сопровождался легким потрескиванием. Это потрескивание и служило сигналом животного к прыжку. Более точным было бы говорить в данном случае не об отрицательном, а об аверсивном подкреплении, поскольку оно позволяет избежать неприятного воздействия стимула. Примером отрицательного подкрепления является ситуация, когда ребенок выполняет некоторую работу не для того, чтобы получить что-то приятное, а для того, чтобы избежать неприятных для него нареканий со стороны родителей. Негативное подкрепление отличается от наказания, поскольку наказание ведет к исчезновению реакции, тогда как негативное подкрепление ведет к формированию реакции избегания.
Разрабатывая представления об оперантном обучении, Б.Ф. Скиннер пришел к выводу, что общество в процессе воспитания подрастающего поколения должно больше заботится не о подавлении социально неадекватного поведения (наказание), а о выработке социально одобряемого поведения у будущих граждан.
В настоящее время показано, что существует механизм, контролирующий
процесс подкрепления. Этот механизм подробно будет описан позднее.
I