Схема бухточки Черноморец

К западу от мыса в берег вдается бухточка Черноморец, на берегу которой расположено селение Черноморец. У восточного берега бухточки

Бургасский риф с наименьшей глубиной 2,6 м находится в 9,2 кбт к ESE от мыса Бургас. Юго-восточная часть рифа находится в секторе огня маяка Бургаски.

Светящий буй южный ограждает юго-восточную кромку рифа.

Ограждающий створ. Створ знака на вершине приметного холма (42°34' N, 27°33' Е) высотой 67 м с горой хребта Биберна (42°40' N, 27°35' Е) проходит по восточной кромке рифа; направление створа 196°—16°.

Затонувшее судно с глубиной над ним 17 м лежит в 2 милях к Е от мыса Бургас.

Гавань Бургас торговая, защищенная Восточным и Западным молами, находится непосредственно к W от мыса Бургас. В 1,2 кбт к N от оконеч­ности Восточного мола имеется выступ. Между основаниями молов сооружены набережные. На северном берегу гавани и с внутренней сто­роны северной части Восточного мола оборудованы причалы № 3—14; к ним могут подходить суда дедвейтом до 20 000 т, глубина у них 12,8 м. С внутренней стороны средней части Восточного мола непосредственно к N от выступа расположены причалы № 1 и 2 для судов с генераль­ными грузами; к ним могут подходить суда дедвейтом до 15 000 т, глубина у них 8,4 м. В гавани также имеются Рыбный, Служебный и Угольный причалы. К причалам подведена железная дорога. Рыбный причал расположен у основания Западного мола к W от причала № 14. Служебным причалом служит пирс, выступающий от западного берега гавани южнее Рыбного причала. Угольный причал находится с внутрен­ней стороны Западного мола.

Вдоль набережных возможна одновременная стоянка нескольких су­дов. Суда, ожидающие места у причала, становятся на якорь на Бургасском рейде. В пределах 2 кбт к WSW от юго-западной оконечности За­падного мола лежит несколько подводных скал.

В гавань Бургас ведет канал, огражденный светящими буями.

Банка с глубиной 4,5 м лежит в 6 кбт к SSE от мыса Бургас.

Маяк Бургаски установлен на оконечности Восточного мола. При маяке имеется звукосигнальная установка.

Светящие знаки установлены по обеим сторонам входа в гавань: один — на оконечности Западного мола, другой — на оконечности выступа Восточного мола.

Рыбный порт, защищенный широким пирсом, оборудован у северо-западного берега вершины Бургасского залива в 1,2 мили к WSW от мыса Бургас. В Рыбный порт могут заходить суда дедвейтом до 20 000 т. В него ведет канал, огражденный светящими буями; глубина в канале 11 м (1990 г.). В Рыбном порту расположен комплекс по ремонту и строи­тельству судов; строительство его продолжается.

Мыс Лахна (42°33' N, 27°34' Е), северный входной мыс порта Бургас, незначительно выступает от берега. Этот тупой обрывистый мыс опо­знается благодаря своему белому цвету. На 1,1 мили к SSE от мыса высту­пает отмель с глубинами менее 10 м, на которой разбросаны подвод­ные камни.

Банка Блонд, или Бургасская, с наименьшей глубиной 7,6 м лежит в 2,7 мили к SSW от мыса Лахна. Между банкой и северо-западным берегом залива лежат опасные банки и подводные камни.

Ограждающий створ. Створ мыса Бургас с вершиной горы Вырли-Бряг проходит юго-восточнее банки Блонд.

Банка Спитфаер с наименьшей глубиной 5,4 м лежит в 2,3 мили к SSE от мыса Лахна.

Ограждающий створ. Створ восточной оконечности полу­острова Поморие с мысом Емине проходит юго-восточнее банки Спит-фаер вблизи его кромки.

Город Бургас, административный центр Бургасской области, раски­нулся на берегу вершины Бургасского залива непосредственно к N и W от мыса Бургас. В городе имеется нефтехимический комбинат, раз­виты судостроение, вагоностроение, пищевая, деревообрабатывающая и текстильная промышленность и рыболовство. В районе города распо­ложена курортная зона (Солнечный берег, Несебыр и др.). В городе проживает 198 тыс. человек (1987 г.).

Якорные места. В юго-западной части порта между мысом Форос и островом Большевик расположены районы якорных мест № 1—4 (нумерация ведется с W на Е). Районы якорных мест № 1 и 2 пред­назначены для судов вместимостью соответственно менее и более 5000 per. т. Район якорных мест № 3 используется для танкеров. Район якорных мест № 4 предназначен для судов с опасными грузами; здесь находится карантинное якорное место.

Портовые правила. Ниже приводятся выдержки из Обязательного постановления по порту Бургас изд. 1979 г.

§ 1. Обязательное постановление по порту Бургас распространяется на все суда и лица, находящиеся во внутренних и территориальных водах Республики Болгарии и в пределах акватории порта Бургас; незнание этого постановления не освобождает от ответственности.

§ 4. Во время следования судов по подходным фарватерам запрещается: производить фотосъемку, измерять глубины (кроме измерения глубин по требованию лоцмана), вы­ливать за борт грязную воду, выбрасывать за борт мусор и отходы, высаживать и брать на борт посторонних лиц, становиться на якорь в месте, не отведенном для постановки на якорь.

§ 6. Все суда, стоящие на рейде, должны с 8 ч 00 мин до захода солнца поднимать свой государственный флаг, следить за штормовыми и другими сигналами, подаваемыми с сигнальной станции. В зависимости от гидрометеорологической обстановки следует держать в готовности двигатели, чтобы в случае необходимости отойти в безопасное место.

Судам, стоящим на рейде, запрещается: держать спущенными трапы; спускать на воду судовые шлюпки и плоты; пользоваться радиостанцией, кроме как для связи с радио­станцией порта Бургас. Запрещается также купание команды и пассажиров.

§ 9. Регулирование движения судов в порту осуществляется капитаном порта или его заместителем.

§ 10. Вход в гавань и выход из нее производятся круглосуточно.

§ 11. Во время шторма и при плохой видимости любое маневрирование судов без разрешения капитана порта запрещено.

§ 12. Иностранные суда во время пребывания в порту Бургас должны с 8 ч 00 мин до захода солнца нести на фок-мачте флаг Республики Болгарии.

§ 13. Суда, входящие в гавань, должны уступать дорогу судам, выходящим из нее.

§ 14. Судам, прибывшим из-за границы, до получения свободной практики запрещается иметь связь с берегом.

§ 15. Капитан прибывшего на рейд судна при оформлении прибытия должен сооб­щить капитану порта или его представителю: о всех аварийных случаях, происшедших с суд­ном; о всех замеченных изменениях и нарушениях в системе навигационного обору­дования; о замеченных на воде предметах, представляющих опасность для плавания.

По требованию капитана порта капитан судна должен предъявить всю необходимую документацию представителю агентирующей фирмы, который ставит в известность капи­тана прибывшего судна об особенностях режима плавания в порту.

§ 27. Суда, имеющие на борту взрывчатые вещества, должны известить об этом управление порта за 24 ч до предполагаемого времени прибытия.

§ 33. Движение по каналу, ведущему в Рыбный порт, регулируется капитаном порта.

§ 34. Плавание по каналу во время тумана запрещено.

§ 35. Скорость судна не должна превышать 5 уз.

§ 36. Правила постановки судов на якорь и швартовки- их к причалам в порту Бургас относятся и к рыбному порту.

§ 38. Танкерам запрещается выбрасывать за борт мусор, сливать грязную воду и нефтяные отходы.

На борту танкеров не разрешается зажигать переносные лампы, производить работы, связанные с использование открытого огня, курить, стрелять из ракетниц, зажигать фальш­фейеры, бенгальские огни и т. п.

§ 41. Перед началом погрузки или выгрузки нефтепродуктов первой категории кор­пус судна следует соединить с береговым заземляющим устройством.

§ 42. Люки грузовых танков должны быть закрыты крышками, а люки для наблюде­ния — сетками.

§ 43. Перед началом грузовых операций все противопожарные средства на судне должны находиться в полной готовности к действию.

§ 44. При пожаре на судне нужно немедленно вызвать пожарную команду гавани и приступить к его тушению.

§ 45. Администрация судна обязана ознакомить с указанными правилами экипаж судна.

§ 46. Ответственность за соблюдение настоящих правил противопожарной безопасности несет капитан судна.

§ 47. Обязательное постановление по порту Бургас распространяется на все порты и гавани от реки Резовска (граница между Болгарией и Турцией) до мыса Емине, а также на все участки берега в этом районе, где имеются причалы и пирсы.

§ 48. Порты и береговая линия указанного района закрыты для посещения иностран­ными судами, кроме как по специальному разрешению посольства.

§ 51. За нарушение настоящих правил виновные лица подвергаются наказанию в виде штрафа в размере от 20 до 300 левов при первом нарушении и не более 500 левов при повторном.

За другие нарушения, не оговоренные в правилах, налагаются взыскания в соответ­ствии с законодательством Республики Болгарии.

СЕВЕРНЫЙ БЕРЕГ БУРГАССКОГО ЗАЛИВА от порта Бургас до расположенного в 17,4 мили к Е от него мыса Емине в основном низкий и пологий. Горист и обрывист он только между селением Влас и мысом Емине, где лесистые отроги хребта Еминска-Планина круто обрываются в море; в некоторых местах обрывистый берег прорезан долинами.

Ориентирами на северном берегу залива могут служить город Поморие, город Несебыр, ряд дюн, находящихся к юго-западу от перешейка полуострова Несебыр и кажущихся желтыми пятнами на темном фоне берега, и мыс Емине. В некотором удалении от берега к западу от полу­острова Несебыр тянется хребет Биберна, в восточной части которого поднимаются четыре конусообразные горы, приметные с SE. На западной оконечности этого хребта видны три пика, а значительно дальше в том же направлении — четвертый пик.

Между полуостровом Поморие и мысом Емине в берег вдаются две обширные бухты, разделенные полуостровом Несебыр. В их вершинах берег преимущественно низкий и песчаный.

У северного берега Бургасский залив значительно мелководнее, чем у южного, и изобилует опасностями, которые встречаются в расстоянии до 2,5 мили от берега, особенно на участке между портом Бургас и полуостровом Несебыр. Грунт у северного берега залива в основном песок, ракушка и гравий, а на банках преимущественно камень.

Бухта Лахна вдается в северный берег вершины Бургасского залива непосредственно к Е от мыса Лахна.

Мыс Кротирия — восточный входной мыс бухты Лахна — расположен в 1,9 мили к ЕЕ от мыса Лахна. Мыс Кротирия обрывистый; вблизи него видны надводные камни.

Поморийский рейд находится непосредственно к Е от мыса Кротирия. С востока он ограничен полуостровом Поморие. Рейд почти не защищен от ветров. Глубины на нем в 3—4 кбт от берега 7,2—9 м; исключением является восточная часть рейда, где отмель с глубинами менее 5 м вы­ступает на 6 кбт от юго-западного берега полуострова Поморие.

Якорные места. Якорное место для малых судов находится на рейде в 3 кбт к S от юго-западной оконечности полуострова Поморие; глубины здесь 7—9 м, грунт — песок.

Большие суда становятся на якорь мористее линии, соединяющей мыс Кротирия с южной оконечностью полуострова Поморие.

Генуя

Порт Генуя расположен в координатах 44°25’ N и 008°54’ E. Доступен для судов любого водоизмещения. Он состоит из аванпорта, бассейнов Дука-дельи-Абруцци и Грацие, Внутренней гавани, бассейнов Лантерна и Сампьердарена, Нефтяной гавани и причалов у города Вольтри. Длина причальной линии порта составляет около 32км. Порт защищён волноломом Дука-ди-Гальера с продолжением в восточном направлении, внешним волноломом и волноломом Корнильяно, продолжение которого в западном направлении называется волноломом Аэропорто.

В порт ведут три входа: восточный, западный и вход в Нефтяную гавань.

Приметные пункты

Лучшими ориентирами при подходе к порту Генуя являются: горы Фарше и Моро; форт Рати; форт Ришелье, расположенный на высоте 415 м; круглая башня Куэцци, стоящая на высоте 318 м в 9,5 кбт к WNW от форта Ришелье; форт Дьяманте, стоящий на высоте 667 м и т.д..

Гидрометеорологические сведения:

Зимой в порту Генуя преобладают северные ветры, которые нередко бывают сильными, сопровождаются обычно дождём, а иногда снегом. Северные ветры достигают наибольшей скорости в 1-2 милях от берега и поднимают сильное волнение. Из ветров других направлений довольно часты северо-восточные ветры. Иногда дуют с большой скоростью юго-западные ветры, вызывающие сильное волнение и являющиеся опасными для судов, стоящих на якоре или входящих в порт. В этих условиях рекомендуется следить за натяжением якорь-цепей и при необходимости выйти в открытое море.

Течение мористее порта Генуя слабое и обычно идёт на W; при ветре сирокко скорость его увеличивается. В это время в аванпорту ощущается слабое течение. Обычно в порту наблюдается слабое течение, выходящее из него. При ветрах западных напрпавлений течение может изменить своё направление на обратное. Течение, идущее через бассейн Сампьердарена на W со скоростью около 1 уз, проходит параллельно внешнему волнолому; при ветрах противоположных направлений скорость течения значительно уменьшается.

Лоцманская служба:

Для входа в порт и выхода из него, а также для перестановки судов в пределах порта лоцманская проводка обязательна для судов валовой вместимостью более 500 рег. тонн. Лоцмана встречают суда в 1 миле от входов в порт.

Сигнальная станция и сигналы:

Сигнальная станция находится в здании, акрашенном чёрными и белыми квадратами, вблизи маяка Лантерна; она оборудована для дневной и ночной связи. На станции поднимаются сигналы, касающиеся приёма лоцмана на борт судна для входа в порт и штормовые сигналы. Сигнальная станция не видна между пеленгами 10-24 на маяк Лантерна, поэтому судно, желающее получить информацию, должно остановиться или стать на якорь за пределами указанного сектора.

Наставление для входа в порт:

Для судов, следующих в порт с O и SO, и судов, выходящих из порта в этих направлениях, маневрирование трудностей не представляет.

Портовые правила:

При отсутствии особых причин санитарного характера и особых распоряжений портовых властей прибывающие суда могут проходить прямо в порт и швартоваться в указанном месте.

Вход в порт восточным проходом регулируется следующими сигналами, которые поднимаются на сигнальной станции:

Вход разрешён: сигналы отсутствуют

Вход запрещён: днём—три красных шара, а ночью—три красных огня, расположенные по вертикакли. Пока подняты эти сигналы, ни одно входящее в порт судно не должно подходить к оконечности волнолома Дука-ди-Гальера ближе, чем на 5 кбт.

Скорость судов в порту не должна превышать 6 уз.

При входе в порт и выходе из него, а также при следовании в пределах порта надлежит придерживаться правой стороны (по ходу движения).

Так как ширина восточного входа незначительна, а движение по нему весьма интенсивно, то при входе в порт и выходе из него надо соблюдать осторожность.

Суда, ошвартованные носом у молов, должны отдать два носовых якоря и иметь необходимое количество кормовых швартовных тросов достаточной прочности.

Таблица 1.5 а)СНО Генуя, Мессинский пролив

Название маяка φ λ Характеристика огня Высота над уровнем моря, м Дальность действия, миль Описание Сектора (заметки)
Punta Vagno 44-23,5N 8-57,1E LFl(3)W 15s Grey round tower, white dwelling fl 0.3, ec 3, fl 0.3, ec 6.4. Obscured shore-344. Reserve light 18M
Molo Duca Di.E Head 44-23,2N 8-56,3E Fl G 4s Green pillar with pedestal fl 1. Private. Racon. F R on 70m tower 0.63M E.
Lanterna 44-24,2N 8-54,3E F R(2) Red mast 2m apart. Private
SPM 44-23,6N 8-49,9E F R 4s Red mast 1m apart. Private
SPM 44-24,0N 8-48,4E Mo(U) 15s Red mast 2m apart
Diga Aeroporto 44-24,8N 8-49,0E Oc 3s Red mast Private

Схема бухточки Черноморец - student2.ru

Рис. 1.2 Схема порта «Генуя»

Порты и якорные места. У берегов Черного моря расположено много портов и гаваней, в которых можно укрыться от ветров и волнения всех направлений. Крупнейшими черноморскими портами России — Новороссийск, Туапсе и Сочи, а Грузии — Поти и Батуми. Следует, однако, учитывать, что в портах, оборудован­ных у северо-восточного берега Черного моря, наблюдаются некоторые местные явления (бора, тягун), затрудняющие стоянку судов.

Крупными морскими портами Турции, имеющими современные при­чалы и оборудованными погрузочно-разгрузочными механизмами, явля­ются порты Самсун, Трабзон, Гиресун, Эрегли и Зонгулдак.

Почти все заливы и бухты Черного моря из-за малой изрезанности береговой линии открыты ветрам с моря. Все же в некоторых из них мож­но найти хорошее место для якорной стоянки.

От всех ветров, кроме северо-западного, который, однако, не разводит здесь сильного волнения, можно укрыться в Тендровском заливе. Хоро­шим убежищем является залив Игнеада. При ветрах с берега можно спокойно отстаиваться в вершине в Геленджикской бухте, у мыса Пицунда, в бухтах Ризе, Самсун и Эрегли, к западу от мыса Ка­лиакра, на Евпаторийском и Портицком рейдах. Малые суда, кроме того, могут укрываться в многочисленных гаванях и бухтах.

Режим плавания в портах Украины, России и Грузии регламенти­руется Обязательными постановлениями, издаваемыми администрацией порта.

Краткие выдержки из таких Обязательных постановлений приво­дятся в лоции в конце описания соответствующего порта в объеме, необ­ходимом для безопасного входа в порт.

Ремонтные возможности и снабжение. Необходимый ремонт корпуса и механизмов судна можно произвести в портах Ильичевск, Одесса, Николаев, Севастополь, Новороссийск, Поти, Варна и Констанца. В пор­тах Херсон, Феодосия, Батуми, Зонгулдак и Бургас ремонтные возмож­ности ограничены.

Во всех крупных портах Черного моря можно пополнить запасы жид­кого топлива и воды и приобрести достаточное количество продовольст­вия.

Ограниченное количество воды и продовольствия можно получить в портах Скадовск, Сухуми, Трабзон, Самсун и некоторых других, а также в портовом пункте Хорлы.

Порты и якорные места. В проливе Босфор и на подходах к нему с S расположен крупнейший порт Турции — Стамбул. Важными портами в Мраморном море являются порты Измит и Гёльджюк в Измитском заливе и порт Бандырма в заливе Бандырма. Порты Измит и Гёльджюк — военно-морские базы Турции. Наиболее крупный порт в проливе Дар­данеллы — порт Чанаккале.

В проливе Босфор имеется много удобных якорных мест. Лучшие якорные места в Мраморном море находятся в бухте Эрегли, на рейде Текирдаг, в вершине Измитского залива, в бухте Топчу, в вершине Гемликского залива, в заливах Бандырма и Эрдек, в бухтах Топагач и Паша, на рейде Экинлик.

В проливе Дарданеллы лучшие якорные места находятся в бухтах, вдающихся в его азиатский берег.

Ремонтные возможности и снабжение. Ремонт корпуса и механизмов судов можно произвести в портах Стамбул и Дериндже.

В портах Гёльджюк и Стамбул имеются плавучий и сухие доки.

Порты Стамбул и Дериндже располагают основными видами снаб­жения. В портах Бандырма и Гелиболу можно пополнить запасы пресной воды и продовольствия, а в порту Бандырма — и топлива.

Порты и якорные места. У юго-восточного берега Италии и острова Сицилия имеется много больших и малых портов; некоторые из них, такие, как Таранто, Мессина, Катания и Палермо, относятся к крупнейшим портам Средиземного моря.

Почти все описываемые в лоции порты защищены молами и волноломами и имеют неплохие условия для якорной стоянки.

Кроме портов, где можно найти хорошие якорные места, у берегов Италии имеются бухты и гавани, защищенные только от ветров с берега и используемые лишь для временной якорной стоянки. В хорошую погоду на якорь можно становиться у берега почти в любом месте района.

Ремонтные возможности и снабжение. Капитальный ремонт судов можно произвести в порту Палермо, а средний — в порту Мессина. Для мелкого ремонта суда могут зайти в порты Катания, Кротоне, Марсала и Трапани.

Продовольствием можно запастись почти в любом порту, однако только в крупных портах оно имеется в достаточном количестве.

Лоцманская служба. Лоцманская проводка почти во все порты описываемого района обязательна; исключение, как правило, делается для судов валовой вместимостью до 1415 м3 (500 peг. т). В большинстве портов лоцмана есть. В тех портах, где дипломированных лоцманов нет, проводку судов производят местные рыбаки, которые должны иметь специальное разрешение капитана порта.

Италия. По прибытии в район, в котором установлена обязательная лоцманская проводка, на судне должен быть поднят сигнал для вызова лоцмана.

Корпус лоцманского судна окрашен в черный цвет с белой полосой и надписью «Pilota» на носу и корме. На каждой стороне трубы судна, а также на каждом парусе парусного лоцманского судна изображена буква Р. Днем лоцманские, суда несут квадратный флаг с тремя вертикальными полосами: синяя — белая — синяя. На средней, белой полосе, изображена синяя буква Р.

Наши рекомендации