Управление безопасностью: технологии обеспечения внутриполитической стабильности в системе знаний и представлений системно-функционального подхода

Внутриполитическая стабильность и безопасность – важнейшие условия успешного развития страны. Однако в конце ХХ – начале ХХI в. мир захлестывают внутригосударственные конфликты, ведущие к распаду некогда крупных держав на составные части, что случилось с Советским Союзом, Югославией, Чехословакией и др. странами. По определению Д. Хелда, конфликты, наряду с сотрудничеством и переговорами, составляют основную форму выражения политики в современном мире [92]. Сходные взгляды разделяют и другие исследователи, которые определяют политику через конфликты и согласие в обществе. Е. Амстуц подчеркивает, что для лучшего понимания политики необходимо обратиться к анализу источников возникновения конфликтов и путей их урегулирования [93]. К. С. Гаджиев отмечает, что политика начинается там, где существуют конфликты, и что именно политика призвана найти пути и средства решения возникающих в человеческом сообществе конфликтов. А. Г. Здравомыслов определяет политику как сферу деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов [31]. Такова, по мнению М. М. Лебедевой, научная сторона выделения проблем межэтнических, межрелигиозных, межгосударственных и различных международных конфликтов, а также конфликтов, связанных с самоопределением территорий, и вопросов их урегулирования в качестве самостоятельной области научных исследований [3].

В этой связи изучение внутренних конфликтов и методов обеспечения безопасности, стабильности государства становится весьма актуальным. В этом контексте не последнее место занимает оценка использования информационно-психологического воздействия на население в направлении создания климата толерантности, мирного разрешения конфликтов внутри государства.

В отечественной литературе, особенно посвященной этнополитическим конфликтам, имеются работы, затрагивающие проблемы этнопсихологии и информационных технологий во внутригосударственных конфликтных ситуациях [94–95].

Базовыми документами в обеспечении внутриполитической стабильности и безопасности являются Концепция национальной безопасности и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [44–46].

Доктрина информационной безопасности России предполагает защищенность национальных интересов и ценностей государства, общества и отдельной личности от угроз, исходящих извне, в том числе в виде информационных интервенций и диверсий.

Наиболее опасным источником угроз интересам государства в информационной сфере является использование «информационного оружия» [95, c. 262], особенно в целях расшатывания политической стабильности, а также нарушения функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

В международном плане предпринимаются шаги по выработке мер противодействия угрозам использования информационной инфраструктуры в целях, несовместимых с уставом ООН, в частности манипулирования сознанием людей, незаконным доступом преступных, в том числе террористических организаций, к средствам информации, накоплению и тиражированию «информационного оружия», создаваемого на базе современных информационных технологий, и т. д. [96].

Внутригосударственные конфликты, развивающиеся в современном обществе, являются проекцией на эту сферу политической активности различных социальных слоев, групп, стратов, политических партий и объединений и иных субъектов общественной деятельности. Состояние системы социально-политических отношений современного общества в информационно-психологичес­кой сфере во многом определяется именно динамикой развития системы политических отношений, а возникающие в результате этих изменений информационно-психологические акции могут играть по отношению к инициировавшим их политическим процессам как несамостоятельную (обеспечение, поддержка политического процесса), так и самостоятельную роль, не зависимую от дальнейших стадий развития инициировавших их исходных политических процессов. Обратное тоже верно – акции в информационно-психологической сфере могут порождать социальные, политические, этнические и иные процессы, изменяющие состояние безопасности отдельных государств, их союзов и коалиций и международного сообщества в целом. При этом информационно-психологические процессы, порождающие такие изменения состояния международной политической системы, протекают, как правило, в скрытой (латентной) форме, и мы обнаруживаем результат эволюционного развития такого процесса только в момент его кульминации (когда все тайные цели уже достигнуты) в основном по его косвенным признакам и проявлениям – в результате возникновения новых или эскалации прежних социальных, политических, этнических, конфессиональных явлений и процессов.

Важнейшим критерием оценки стабильности системы социальных, духовных, политических отношений современного общества во внешнеполитической и информационно-психологи­ческой сферах (которые рассматриваются субъектами международных отношений как особое поле деятельности) является информационно-психологическая безопасность. Появление и реализация концепции так называемого «электронного правительства», формирование в России и других странах на законодательном уровне основ государственной информационной политики позволяют говорить о том, что в настоящее время идет процесс активной интеграции государственных структур и органов власти в информационно-психологическое пространство, их адаптация к новым условиям деятельности, связанная со значительными изменениями их первоначальной структуры. Одновременно с усиливающейся регулирующей ролью государств и международного сообщества в информационной сфере все больший вес приобретают отношения по отношению к власти, существующие и развивающиеся в рамках законов виртуального информационного пространства и реализуемые с помощью инструментов информационно-психологического воздействия. Это, в свою очередь, порождает в пределах информационно-психологической сферы собственную сферу политических отношений, тесно смыкающуюся (и частично перекрывающуюся) с традиционной сферой политических отношений постиндустриального общества. Можно также говорить, что с переходом общества от индустриальной стадии развития к информационной происходит трансформация его политосферы, отдельные части которой напрямую включаются в информационную (информационно-психологическую) политосферу, а дру­гие становятся основой (базисом) для ее дальнейшего развития. Появление в информационно-психологической сфере собственной политосферы и изучение происходящих в ней политических процессов становится основой для появления нового направления политики – информационной.

Национальные интересы России требуют обеспечения благоприят­ных условий для социально-политического развития страны. Так, интересы личности состоят в реальном обеспечении социальных и политических прав и свобод граждан, общество нуждается в упрочении демократии, а интересы государства выражаются в необходимости эффективной защиты конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и поддержании политической стабильности, включая стабильность государственной власти и ее институтов. Огромное значение имеет внешнеполитический аспект безопасности России, связанный с созданием оптимальных возможностей для развития международного сотрудничества на основе партнерства в условиях прочного мира. Важнейшим условием обеспечения внешнеполитической безопасности России является эффективный поиск и реализация политических, и в том числе психологических, способов, методов и технологий урегулирования современных конфликтов.

Политическая безопасность заключается в устойчивом и эффективном развитии этой системы, позволяющем ей адек­ватно реагировать на негативные внешние и внутренние воздействия, со­хранять целостность социума и его сущностные качества. Она может быть охарактеризована через состояние динамического равновесия политосферы и эффективность деятельности политических институтов. Стержнем политической безопасности является система властных отношений: через функционирование государственных механизмов обеспе­чивается необходимая степень устойчивости как политической сферы, так и всей общественной системы, осуществляется регулирование политических процессов и направляется деятельность специальных служб. Политическая безопасность тесно связана со способностью властных органов обеспечивать политический суверенитет страны, сплоченность общества в достижении общезначимых целей на основе баланса корен­ных национальных ценностей, жизненно важных интересов его граждан и основных социальных групп [47].

Политическая безопасность имеет две основные стороны: внешнюю и внутреннюю. Структура внутриполитической безопасности представлена следующими основными компонентами:

· безопасность институциональной подсистемы;

· безопасность регулятивной подсистемы;

· безопасность функционально-коммуникативной подсистемы;

· безопасность духовно-идеологической подсистемы.

Первая из указанных подсистем политической сферы включает политическую организацию общества, поэтому безопасность институциональной подсистемы имеет особое значение для устойчивого функционирования политической системы общества в целом. Эта подсистема состоит из совокупности государственных органов, политических партий и общественных организаций, с помощью которых обеспечивается регулирование всех сторон общественной жизни. Центральным элементом политической организации выступает государство, которое непосредственно реализует функцию защиты от угроз и опасностей.

Значение безопасности институциональной подсистемы для политической безопасности в целом выражается в том, что всякая ее дезорга­низация несет с собой нарушение организационно-техно­логических основ функционирования политической сферы общества, что может быть связано с падением эффективности институтов власти, нереализуемостью политических решений, с общим снижением силы и объема властных органов.

Безопасность регулятивной подсистемы обеспечивает устойчивость политико-правового регулирования общественных процессов. Поскольку эта подсистема включает сложившийся комплекс политических принципов и правовых норм, основы конституционного строя и способы их реализации, то дезорганизационные явления, нарушающие нормальное функционирование политико-пра­во­вой сферы, наносят значительный ущерб политической безопасности.

Возникновение существенных противоречий в политико-правовой основе жизнедеятельности общества ведет к снижению социальной цен­ности права, его возможностей как средства регулирования социально-политических отношений и инструмента разрешения конфликтов. Ослабление регулятивной подсистемы полити­ческой сферы общества способно вызвать рост политической апатии за­конопослушных граждан при одновременном усилении активности экстремистских сил, политическое поведение которых выходит за конституционные рамки.

Безопасность функционально-коммуникативной подсистемы играет важную роль в сохранении устойчивости политических отношений на основе общественного и гражданского согласия.

В структуре политической безопасности особо выделяется безопас­ность духовно-идеологической подсистемы, которая включает со­вокупность политических ценностей, тип политической культуры, уко­рененные в обществе политические идеологии. Устойчивость духовно-идеологического компонента политической системы во многом опреде­ляет стабильность всей политической сферы общества.

Внешнеполитический аспект политической безопасности заключает в себе способность политической системы общества противостоять нега­тивному воздействию извне [47]. Это воздействие может выражаться в по­пытках дестабилизации внутриполитической обстановки, изменения конституционного строя, обеспечения внешнего влияния на принятие важных государственных решений, нарушения территориальной целост­ности страны и в других действиях, противоречащих национальным ин­тересам.

Внешнее воздействие, направленное на ослабление политической безопасности страны, может осуществляться по различным направлени­ям и выражаться в различных формах. В современных условиях попыт­ки добиться политических изменений путем внешнего давления не обя­зательно предполагают военно-силовые методы, хотя и не исключают их из арсенала используемых средств.

Одним из важнейших направлений изучения проблем обеспечения системной безопасности международного сообщества в условиях возникновения и эскалации новых форм политических, и особенно этнополитических, конфликтов является ее политологический анализ. Особен­ность такого рода анализа состоит, прежде всего, в том, что безопасность рассматривается в сложной
системе политических координат: через определение состояния политической сферы общества, выявление сущ­ности властных отношений, характеристику видов и способов полити­ческой деятельности, уяснение содержания и направленности внешне- и вну­три­политических процессов.

Исходным пунктом рассмотрения проблем урегулирования современных конфликтов с точки зрения политической науки является выяснение способности обществен­ной системы сохранять состояние динамического равновесия с помощью инструментов политического регулирования, несмотря на неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды [47]. Выяснение сложного комплекса вопросов, связанных с познанием указанных проблем, требует, прежде всего, исследования поля политики, оказывающего самое непосредственное воздействие на состояние международной безопасности. Знание соотношения между полем политики и сферой безопасности позволяет определить сущность политического воздействия на процессы, затрагивающие безопасность личности, общества и государства, а также роль политики, ее возможности и пределы в отражении потенциальных и актуальных опасностей и угроз.

Характеристики поля политики, т. е. того социального про­странства, которое связано с политическими процессами и явлениями, непосредственно вытекают из сущности политики как общественного явления. Политика находит свое наиболее яркое проявление в деятельности социальных субъектов, направленных на реализацию общественных интересов с помощью институтов власти [47]. Она представляет собой также отношения между социальными груп­пами, классами, нациями и государствами по поводу властных отношений. Политика может быть понята как особый тип поведения людей, как искусство управления общественными процессами. Многообразие проявлений политики не означает ее неопределенности. Ее сущность выражается через категорию «власть». Поэтому поле политики – это область властных отношений.

В социальной системе политика выступает как всеобщий и уни­версальный инструмент общественного регулирования, а политическое руководство и управление являются решающим фактором общественной организации. Всеобщее организационное начало, заложенное в политике, дает возможность преодолевать процессы стихийного развития, которые присущи экономической, социальной и духовной сферам общества и способны нарушить стабильное состояние, вызвать социальную дезорганизацию и угрозы безопасности. Более того, политическая организация дополняет социальную самоорганизацию, придает ей осмысленный, целенаправленный характер, а в необходимых случаях замещает процессы самоорганизации, если они ведут к общественным деформациям (рост криминальных структур, распространение или навязывание архаических форм производства, за­висимость от внешних факторов и т. д.).

Важнейшей, хотя не единственной, причиной появления политики как регулятора общественных отношений стала потребность в безопасности человеческого сообщества. Необходимость в координации деятельности разнообразных элементов социальности и в волевых отношениях между людьми в особой степени возникает именно тогда, когда противоречия и конфликты внутри социума создают угрозу его существованию. Таким образом, потребность в самосохранении и выживании в условиях сложившихся угроз жизни как отдельных индивидов, так и всего сообщества порождает особый вид общественных отношений – политические отношения.

Безопасность выступает в политике не только как насущная по­требность, но и как важнейшая жизненная ценность: она выступает объ­ектом человеческих желаний и устремлений, необходимой нормой бы­тия [47]. В то же время безопасность требует необходимой общественной регуляции. На основе ценностных представлений о безопасности в сфере политики осуществляются и развертываются си­стемы нормативного контроля и соответствующие политические инсти­туты. С их помощью обеспечивается объединение разрозненных усилий индивидов, различных слоев и групп, общества в целом для решения на­сущных задач в интересах самосохранения, выживания и развития.

Главная цель политики заключается в обеспечении целостности социальной системы, в эффективной общественной интеграции. В системе политического целеполагания безопасность выступает ведущим компо­нентом, поскольку создание благоприятных внешних и внутренних условий для общественного развития полностью совпадает с интересами обеспечения безопасности и задачами конструктивной политики.

Взаимосвязь политики и безопасности как общественных феноменов порождает значительное совпадение областей их проявления. Сфера безопасности и поле политики определяются прежде всего конфликтной средой, и в этом проявляется единство того пространства, на которое они распространяются. Действительно, поле политики представляет собой область конфликтных взаимоотношений, а сама политика выступает инструментом их оптимизации: задача политики заключается в разрешении общественного конфликта и переводе социального взаимодействия в русло согласия.

Одним из основных факторов безопасного развития страны яв­ляется поддержание стабильности функционирования общественной си­стемы. Обеспечение гражданского мира и согласия определяется в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» как одно из важнейших условий реализации национальных интересов во внутриполитической сфере [44]. Все это требует целенаправленной деятельности по нейтрализации причин и условий, способ­ствующих возникновению конфликтов и кризисных ситуаций, которые могут привести к нарушению единства и стабильности общественного раз­вития, создать угрозу безопасности страны.

Составной частью теоретического анализа конфликтов, их влияния на состояние и функционирование социальной системы является исследование политических конфликтов, имеющих свою собственную природу, специфическую область проявления, формы и способы протекания. Знание сущности и роли политических конфликтов дает возможность обеспечивать своевременное и эффективное реагирование на потенциальные и актуальные угрозы в сфере международной безопасности и своевременный поиск механизмов урегулирования конфликтных ситуаций.

Политический конфликт представляет собой столкновение двух или более разнонаправленных политических сил с целью реализации их интересов. Он связан с деятельностью институционализированных групп, нацеленных на систему властных отношений, и является весьма распространенным явлением в жизни общества. В информационно-психоло­гическом пространстве конфликт вы­ступает как форма обострения или разрешения спора об интересах и ценностях между субъектами информационной политики. В международном плане существенную роль в возникновении конфликтных ситуаций играют геополитические изменения, нарушения баланса сил и интересов, культурно-ци­вили­зацион­ные столкновения. Серьезным источником современных конфликтов являются затрагивающие проблемы безопасности нерешенные территориальные проблемы, тяжелое историческое наследие в межнациональных отноше­ниях и т. д.

Политические конфликты выражают несовпадение политических интересов и целей международных акторов, а внутри страны – недостаточную сбалансированность политической системы, асинхронность функционирования ее элементов, ложное или искаженное политическое сознание субъектов политики, недоста­точное информирование различных политических структур и другие «зазоры» в политических процессах и отношениях, порождающие столкновения политических сил.

В общественной жизни политические конфликты проявляют себя многообразно, характеризуются рядом существенных параметров. Наи­более значимыми и опасными являются те из них, которые охватывают все уровни социально-политической структуры и затрагивают фундаментальные основы общественного бытия. К такой категории можно отнести политические конфликты в информационно-психологической сфере, которые в информационном обществе могут представлять особую социальную опасность, в первую очередь в силу высокой агрессивности таких форм информационного противоборства, как информационная война, и в силу высокой поражающей способности информационного оружия. В то же время можно наблю­дать и такие конфликты, которые не нарушают естественного процесса общественной интеграции и заключают в себе положительный потенци­ал развития, являясь функциональными в позитивном плане. Их можно рассматривать как своеобразные сигналы, указывающие на необходи­мость совершенствования или изменения каких-либо сторон полити­ческой системы общества.

В ходе политических конфликтов безопасность общества подверга­ется испытаниям разной степени в зависимости от следующих характе­ристик политического противоборства:

· состава конфликтующих сторон, конкретных политических участ­ников, их ранга, силы и положения в обществе;

· объекта конфликта;

· способов и средств, используемых участниками политического противостояния;

· идеологических и социально-психологических мотивов действий сил, участвующих в конфликте;

· пространственно-временных параметров протекания политических конфликтов;

· интенсивности политического столкновения;

· способа и результатов разрешения политического конфликта.

Принципиальную важность для оценки потенциальных угроз безопасности имеет определение объекта конфликта. Объектом политического столкновения может быть как вся система политической власти, так и ее отдельные элементы и структуры. Если объектом становится государственная власть в целом, то безопасность общества подвергается наибольшей угрозе, а само столкновение политических сил достигает высокой степени напряжения.

Существенное значение для оценки угроз безопасности имеет выяв­ление способов и средств, используемых в конфликте. Непосредственную угрозу для информационно-психологической безопасности общества и его политических институтов представляют дей­ствия участников конфликта с использованием крайних средств и во­оруженных способов борьбы – операций информационно-психологической войны с применением информационного оружия.

Для понимания возможных вариантов развития событий важен конкретный анализ образа возникшего конфликта, сформировавшегося в глазах его участников и третьих сторон, учет социально-психологических мотивов действий сил, участвующих в нем. Напряженность в обществе в обстановке конфликта существенно усиливается в атмосфере непримиримости позиций сил, втянутых в конфронтацию, искусственного формирования образа врага, безразличия стороны, не принимающей участия в столкновении. Особую роль в конфликтной ситуации играют средства массовой информации, формирующие общественное мнение относительно происходящего. Отсутствие объективности при освещении событий и полной информации искажает реальный ход и смысл политического конфликта и препятствует своевременному и эффективному его разрешению.

Своевременная локализация конфликта, ограничение его области распространения и времени протекания препятствует развертыванию политического столкновения в явление масштабного характера, создает благоприятные возможности для ней­трализации возможных негативных последствий.

Существенным фактором, требующим своевременной оценки, является интенсивность протекания конфликта. Даже кратковременное столкновение политических сил, носящее локальный характер, но имеющее высокий уровень интенсивности, может резко изменить политическую ситуацию. Например, динамичное развитие локального кон­фликта в центре власти может привести к государственному перевороту и его интернационализации. Кроме того, в информационно-психологической сфере не меньшую социальную опасность может иметь вялотекущий латентный конфликт, незаметный для окружающих. Именно так в условиях мирного времени создаются условия для использования технологий тайного манипулятивного управления, происходит развертывание и организация сил и средств информационно-психологической агрессии, протекают операции информационно-психо­логической войны, для которых скрытость, маскировка под другие социальные процессы – необходимое условие высокой эффективности.

Наконец, важное значение для политической жизни и решения задач обеспечения безопасности страны имеют последствия и результаты конфликта (примеры – так называемые «замороженные» конфликты на пространстве СНГ). Не всякое политическое столкновение непосредственным образом влияет на систему государственной власти, стабильность в стране как условие обеспечения его безопасности. В то же время необходима объективная оценка политических конфликтов, в том числе их результатов, краткосрочных и долговременных последствий для отработки системы конкретных мер, направленных на эффективное разрешение конфликтных ситуаций в будущем.

Политические конфликты играют в обще­ственной жизни неоднозначную роль. Известно, что конфликты выступают как движущая сила всякого общественного раз­вития. Поэтому сами по себе конфликтные отношения нельзя рассматри­вать как исключительно негативное явление.

Обычно политические конфликты малой интенсивности играют в обществе позитивную роль, выполняя функцию обратной связи, т. к. само их возникновение означает для центров принятия решений сигнал о назревшей проблеме, требующей соответствующего политического реагирования. Адекватные действия со стороны властных структур позволяют своевременно разрешить возникший конфликт в интересах поступательного общественного развития. В то же время при недостаточном внимании к регулированию конфликтов малой интенсивности, несвоевременном или ошибочном реагировании на них со стороны властных органов (а также при отсутствии необходимых ресурсов) может произойти углубление конфликтов, разрастание их до масштабов, способных вызвать политическую дестабилизацию. Развитие конфликтов низкого уровня, появление новых провинциальных или региональных конфликтов и их «наложение» друг на друга могут привести к эскалации, возникновению всеобщих конфликтов. Они, как правило, разворачиваются в связи с проблемами сохранения или изменения власти, ее укрепления или подрыва, т. е. имеют непосредственно-по­ли­ти­чес­кий характер, в то время как локальные конфликты охватывают лишь фрагмент этой структуры и не влияют на систему существующих отношений с властью. Таким образом, накопление локальных политических конфликтов и их развитие могут вывести всю общественную систему из состояния динамического равно­весия и вызвать нарастание явлений политической дезорганизации.

Политическая дезорганизация порождает различные требования к системе обеспечения безопасности, которые должны быть адекватными масштабам и характеру складывающихся угроз в результате усложнения и разрастания конфликтной среды. В процессе нарастания политической дезорганизации можно выделить следующие этапы:

1. Стабильная политическая обстановка.

2. Обстановка развития и роста конфликтов.

3. Политический кризис.

4. Политическая катастрофа.

Стабильная политическая обстановка не исключает конфликтных проявлений, однако в целом она характеризуется преобладанием антиэнтропийных процессов, устойчивым состоянием всей общественной системы, в том числе эффективным функционированием ее политосферы. В стабильной ситуации политические конфликты имеют явно выраженные позитивные функции и носят умеренный характер (частичные конфликты малой интенсивности). С внешнеполитической точки зрения внутренняя стабильность подкрепляется партнерским характером межгосударственных отношений при отсутствии серьезных конфликтов в сфере жизненно важных интересов страны.

В такой ситуации угрозы безопасности не актуализируются и проявляют себя как потенциальные. Политическая деятельность, в том числе в сфере обеспечения безопасности, носит преимущественно рутинный характер. Тем не менее, важное значение в условиях сохраняющейся стабильности имеют задачи прогнозирования вероятных конфликтов, способных вызвать угрозы. Существенную роль в их решении играет анализ сложных общественных процессов и измене­ний в геополитической обстановке.

Обстановка развития и роста локальных конфликтов (конфликтная обстановка) выражает собой первый этап процесса политической дезорганизации. На этой фазе политические конфликты, сохраняя свой локальный характер и малую интенсивность, приобретают более широкое распространение.

Происходит рост масштабов и «наложение» конфликтов, что резко уси­ливает нагрузку на политическую систему. В международном плане это­му этапу соответствуют рассогласование партнерских отношений, рост политической конкуренции в сфере межгосударственных отношений. Возможно появление конфликтов, в том числе вооруженных, в непо­средственной близости от государственной границы страны с выра­женной перспективой втягивания в них потенциальных противников.

В этих условиях происходит актуализация угроз безопасности: из потенциальных они перерастают в реальные, что требует от властных органов принятия срочных мер в сфере защиты интересов государства. Политическая деятельность в этом случае принимает экстраординарный характер. Перед органами власти встают задачи нейтрализации и снятия угроз; требуется их участие в разрешении политических конфликтов, затрагивающих жизненно важ­ные интересы страны. Особое значение приобретает не только долго­срочное прогнозирование, но и краткосрочный прогноз, направленный на выявление опасных тенденций в развитии политических конфликтов.

На втором этапе роста политической дезорганизации общество сталкивается с ситуацией политического кризиса. Дезорганизационные процессы получают преобладание над факторами организации, политические конфликты приобретают характер всеобщих, для которых характерна высокая степень интенсивности. Они затрагивают всю систему властных отношений, создавая угрозу жизненно важным интересам государства.

Кризисный этап политического развития представляет собой наи­более сложную и ответственную фазу в процессе нарастания обществен­ной дезорганизации. Политический кризис характеризуется полной или частичной утратой со стороны властных структур контроля за ходом по­литического процесса. Он связан с расстройством механизма управления политической и иными сферами жизни общества на фоне растущей неудовлет­воренности своим положением массовых общественных групп. Внешне­политическая сторона политического кризиса означает вступление стра­ны в конфликт на международной арене: прямое или косвенное участие основных соперников в столкновении означает возникновение кризиса в системе мировых политических отношений.

На этом этапе политической дезорганизации угрозы безопасности приобретают предельно актуальное значение. Их в высшей степени ин­тенсивный характер приводит к возникновению реальной опасности су­ществованию общества и государства. В таких условиях в по­литических отношениях явное преобладание получают борьба и острое соперничество при сведении к минимуму возможностей согласия и сотрудничества между политическими силами, участвующими в столкно­вении.

Политическая катастрофа является вероятной фазой в развитии политической дезорганизации в результате разрушительно­го, крайне негативного развития крупномасштабного конфликта. Политическая катастрофа означает состояние энтропии социальной системы, которая связана с разложением властных органов,
крахом всей политической системы общества, прекращением самостоятельной политической жизнедеятельности. Во внешнеполитическом отношении это означает утрату государственного суверенитета и национальной независимости страны. В результате нанесения прямого ущерба происходит разрушение системы безопасности. В этих условиях основной задачей в сфере безопасности является минимизация ущерба.

Большое значение для понимания сущности политического кон­фликта имеет знание процесса его развертывания. Такого рода знание является основой научного анализа и практического поиска выхода из конфликта в интересах безопасности.

Следует иметь в виду, что политический конфликт может быть прерван на любой из стадий его развертывания, если будут устранены его основные причины. Особенно важное значение имеет предотвращение перерастания конфликта в стадию практического применения силы. Своевременное прогнозирование политического столкновения с упреждением его по времени во многом способствует решению этой задачи.

Существенную роль в возникновении конфликтов с негативными последствиями имеет политическая провокация. Поэтому предупреждение такого рода событий представляет собой одну из задач предотвращения конфликтов.

Внешнеполитические задачи, решаемые Россией в сфере обеспечения международной и национальной безопасности, требуют вы­работки механизмов управления конфликтом в целях предотвращения его разрастания и снижения его негативных последствий. В условиях стремительного развития технологий информационно-психологического воздействия на массовое сознание населения, а также технологий информационно-психо­ло­гического управления политическими процессами, огромное значение приобретает роль психологического агента в разрешении и урегулировании современных конфликтов. В настоящее время эта область научного знания (роль и место информационно-психологических технологий в урегулировании современных конфликтов) практически не исследована.

С точки зрения современной политической социологии, внутригосударственный конфликт является одной из наиболее распространенных форм взаимодействия отдельных граждан, социальных групп, общественных организаций и иных социальных субъектов в обществе, находящемся на любой стадии эволюционного развития. Причинами возникновения внутригосударственных конфликтов, как правило, являются различия в точках зрения на решение тех или иных вопросов, затрагивающих интересы социальных субъектов, либо непосредственная реализация отдельными субъектами общественной деятельности своих прав и свобод, прямо или косвенно ограничивающих права и свободы иных субъектов. Правовые взаимоотношения социальных субъектов позволяют обозначить и выделить противоречия, возникающие в процессе реализации субъектами собственных прав и свобод, которые затем либо устраняются (полностью или частично) в результате совместной деятельности всех участников конфликта по поиску возможных в данной ситуации компромиссных решений, либо становятся основной для изменения характера взаимоотношений субъектов в направлении эскалации конфликта, а также создают условия для вовлечения в расширяющийся конфликт иных социальных субъектов, ранее в нем не участвующих.

1.4.3. Информационно-психологические технологии
в системе знаний и представлений информационно-политического подхода

Наши рекомендации