Имидж организации и его формирование
Имидж(от лат. imago — образ, отражение, подобие, изображение) организации— это ее образ, складывающийся у клиен- ! тов, партнеров, общественности; своего рода лицо организации в «зеркале общественного мнения», т.е. сформулированное представление аудитории о деятельности и успехах компании, укрепляющее взаимоотношения с клиентами, конкурентоспособность, ] способствующее успешному дальнейшему развитию. Основу имиджа составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика— название, эмблема, товарный знак.
118
II широком смысле имидж — это распространенное представ-И ние, создаваемое мнением социальной или рабочей группы, де-лфического слоя, персоналом организации о характере и осо-'" ипостях определенного объекта, например организации. Вузком l нысле имидж— это целенаправленно сформулированный образ, I оторый с помощью ассоциаций наделяет объект (товар, личность, предприятие) дополнительными ценностями, благодаря чему спо-обствует более позитивному и эмоциональному его восприятию. Основу формирования имиджа составляют результаты деятель-ности организации, средства рекламы, массовой информации к МИ) и коммуникации, развитие общественных связей — public ftlations и т.п. Очень важен при формировании имиджа соци-пьно-перспективный и социально ответственный путь получения результатов деятельности. Именно такой путь формирует до-|врие клиентов к фирме, способствует росту продаж, доброй репутации и имени предприятия.
Имидж — явление достаточно хрупкое, так как представляет co-noil результат восприятия. Новая информация, воздействие но-iii.ix обстоятельств, эмоциональное состояние меняют восприятие Человека, — а если на эти обстоятельства накладываются негативные факты, относящиеся к качеству товара или поведению персонала фирмы (брак, грубость торговых агентов, неэтичное поведение руководителя или его секретарши), то благоприятный имидж мгно-iu'iiho разрушается. Порой бывает проще создать новую фирму, Чем вернуть утраченное доверие и уважение потребителей и партнеров. Поэтому при формировании и поддержании имиджа фирмы необходимо исходить из того, что требуется гармоничное соче-шние профессиональных, нравственных и эстетических характеристик самой фирмы и каждого ее работника. Красивыми должны быть и форма, и содержание. Компания, которая меняет символы, имидж, не меняя сущности управленческого поведения, в результате лишь умножает число цинично настроенных по отношению к компании сотрудников. Мудрые руководители понимают, что успех и процветание фирмы находятся в самой тесной и прямой зависимости от культурологических факторов развития бизнеса. Образ фирмы, который существует в сознании сотрудников, — )го ее внутренний имидж; образ фирмы, который существует в сознании клиентов, конкурентов, партнеров, т.е. людей, не входящих в число сотрудников, — это внешний имидж фирмы.
Имидж начинает формироваться сразу после выхода компании на рынок. Однако в абсолютном большинстве случаев у руководителей нет ни времени, ни сил, ни денег, чтобы отслеживать возникающий образ и целенаправленно корректировать его.
119
В этом случае имидж складывается стихийно. Чаще всего стихийный имидж имеет как положительные, так и отрицательные черты, вследствие чего об одной и той же фирме можно порой услышать противоположные мнения.
Как только руководство фирмы задается вопросами: какие мы? чем отличаемся от конкурентов? какими средствами можем привлечь другие группы потребителей? — можно говорить о начале специального формирования имиджа. Знакомство с любой компанией начинается с различных визуальных и вербальных признаков, по которым люди могут идентифицировать данную компанию и которые составляют суть ее корпоративной индивидуальности. Ктаким признакам относят логотип, слоган, дизайн, цвет, корпоративные визитки, фирменный бланк, фирменный конверт, рекламную полиграфию, дизайн корпоративного web-cama, фирменную одежду, — все, что принято называть фирменным стилем компании. Это средства объективного позиционирования компании на рынке, которые мы можем увидеть, потрогать, услышать, одним словом, ощутить.
Наши ощущения закономерно переходят в наше восприятие, при этом и формируется имидж компании. Поэтому имидж не является постоянным признаком организации, а представляет собой сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами. С этой точки зрения имидж — это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы. Поскольку люди обладают разной информацией, различным опытом и разным восприятием, компания не может иметь один имидж — ее имидж многообразен.
Жизнеспособность имиджа основывается на эффекте восприятия. Поэтому главной задачей компании является правильный выбор средств, воздействующих на сознание людей. Имидж— это социально-психологическое воздействие, способное оказывать сильное влияние на сознание, поэтому разработкой имиджа должны заниматься профессионалы, знающие не только основы бизнеса, но и основы психологии индивида и социальных групп. Цель имиджа — превращение индивидуального образа в коллективный, при этом разработчики должны учитывать модели поведения людей и их возможную реакцию на тот или иной образ. Для проникновения в сознание человека необходимо установить с ним контакт, т.е. разработать эффективную коммуникацию, и главным средством будут выступать СМИ — телевидение, радио и Интернет.
Регулирующая сила имиджа обусловливается еще и тем, что имидж — это реальность иллюзорного пространства. Считается, что люди живут как бы в двух мирах — реальном и иллюзорном, или мнимом.
120
И реальном мире происходят события, действуют люди, доминируют отношения, смысл, значения и характеристики которых ватно отражаются в сознании людей и оцениваются ими. И ном мире нет или, лучше сказать, очень мало лукавых версий, К( клжения и обмана.
И иллюзорном же пространстве реальность целенаправленно К< i ажается и определенным образом преподносится, обычно, в • ответствии со скрываемыми интересами. В большинстве слу-Чаев мы имеем дело не с истинной информацией, а со специ-.111.по сконструированными образами, имеющими характер стереотипов и установок.
Иллюзорный мир психологически намного комфортнее, чем реальный, потому что принципиально непроверяем, следовательно, в нем меньше разочарований; иррационален, поэтому воспринимается как безальтернативная данность; гармоничен, цепи ген, непротиворечив; всегда исключительно доброжелателен, направлен на человека и пр.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что имидж — по манипулятивный, привлекательный психический образ, возле нствующий на эмоциональную сферу человека.
Характеристики имиджа:
1) предполагает сильный эмоциональный отклик, что следует из 1 лмого его определения;
2) является идеальным объектом, возникающим в сознании 'подей;
3) не подлежит прямому измерению — оценить его можно лишь по отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе;
4) целостен и непротиворечив, соответствует однозначным обобщенным представлениям;
5) неустойчив — его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми акциями;
6) содержит ограниченное число компонентов: сложность кон-i грукции мешает его восприятию, а следовательно, делает отношение к нему неоднозначным;
7) в какой-то мере реалистичен, хотя и является иллюзорным образом;
8) прагматичен, т.е. ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации;
9) обладает свойством вариабельности, т.е. абсолютно жесткая и неизменная конструкция неприемлема, имидж всегда динамичен и предусматривает возможность внесения корректив.
121
Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Как результат сформированного положительного отношения наступает доверие к компании и, в свою очередь, появляются высокие оценки ее товара и уверенный их выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния компании. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности.
При формировании имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим. Выбор вида, или типа, имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. Для этого необходимо рассмотреть типологии имиджа, разработанные на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия (табл. 2.4.1).
122 |
Таблица 2.4.1
Наиболее важными для возникновения доверия к организации ответственно, формирования ее позитивного имиджа явля-i представления людей о финансовом положении компании, истории, традициях, социальной ответственности перед обще-ом, об управлении организацией, о личности руководителя, об • пиимении к персоналу, этичности деятельности и отношений. Анализируя исследования, посвященные имиджу, можно сде-' и I. парадоксальный вывод: имидж противоречив, так как он должен цо гшняться требованиям общества и в то же время быть индиви-и.пым, т.е. восприятие имиджа происходит на контрасте унифицированного и вместе с тем неповторимого образа компании.
Этапы целенаправленного формирования имиджа
1. Анализ уже сформировавшегося имиджа. Для этого исполь-
|\ии различные методы диагностики, в том числе опрос, анкети-
пание, наблюдение, фокус-группы.
2. Выявление достоинств и недостатков сложившегося имиджа.
И< \<>дя из задач, положительными чертами имиджа являются те,
К01 орые способствуют решению поставленных задач, а отрицатель-
Ш.1МИ — те, которые мешают их решению.
J. Определение мер нейтрализации отрицательных черт и уси-и пня воздействия положительных. На этом этапе составляется программа работы с имиджем, которая впоследствии и реализуется.
1'ассмотрим, как компании позиционируют себя.
Имидж АО «Ингосстрах»
АО за долгие годы успешной деятельности на рынке России, а до того И в СССР, удалось создать имидж серьезной, солидной большой органи-шции, которая всегда отвечает по своим обязательствам.
В создании такого образа сыграли очень важную роль место располо-+ гния и интерьер головного офиса: это большое солидное здание в цент-иг Москвы, внутри которого все выдержано в респектабельном стиле, рабочие места оборудованы по последнему слову техники.
Организацией был разработан единый строгий и лаконичный стиль, применяемый во всех документах внутреннего обращения и исходящей рекламной продукции. Благодаря научным исследованиям было мыивлено, что у большинства людей темно-синий цвет ассоциируется I К1КИМИ понятиями, как надежность, гарантия качества, богатство, кон-I гриатизм и респектабельность. Поэтому цветовая гамма, которой прилаживается АО, варьирует от светлого, сине-серого до темно-синего. Ьисументы не загромождены рисунками и текстами, каждый лист представляет собой набор текстовых фрагментов, графических и цветовых символов, объединенных в единое целое.
Товарный знак компании расположен в строго определенном мес-1с — в нижнем левом углу на странице и внизу по центру на обложке.
123
Организация придерживается политики поддержания своего имиджа: одной из основных долгосрочных целей является сохранение репутации и рост авторитета.
Имидж ЗАО «Исовер», дочерней компании АО «ISOVER OY» (Финляндия) Положительность имиджа «Исовер» определяется такими параметрами;
• надежность компании;
• предельная честность и порядочность во взаимоотношениях с партнерами;
• гибкость политики ведения конкурентной борьбы;
• высокая культура обслуживания клиентов;
• моральность ее участия в различного рода политических, экономических, социальных движениях и т.д.
Задачами, решаемыми путем создания имиджа, являются:
• привлечение внимания целевой аудитории;
• формирование у аудитории положительных эмоций в отношении деятельности и реализуемой продукции компании;
• формирование доброжелательного отношения к компании;
• повышение потребительского интереса к продукции компании.
Первую информацию о компании клиент или потенциальный партнер получает еще до непосредственного контакта с ней; источником информации служат справочники, каталоги, реклама, статьи, выставки, презентации.
Второй шаг — непосредственный контакт, при котором важное значение приобретают внешние факторы: здание, дизайн офиса, территориальное расположение, подготовленность персонала, техническое оснащение.
Здание ЗАО «Исовер» — современное строение, спроектированное таким образом, чтобы произвести впечатление строгости и рабочей обстановки, привлечь и в значительной степени поразить посетителей, внушая им уверенность в профессионализме и надежности организации. В то же время здание выглядит солидным и консервативным, что подчеркивает стабильность и респектабельность компании. Строгие деловые костюмы сотрудников компании также производят впечатление респектабельности компании. Офис имеет удобный подъезд и стоянку для автомобилей.
Первое впечатление о компании подкрепляется также такими атрибутами, как визитные карточки, ручки, рубашки с логотипом компании.
124 |
Таблица 2.4.2
Гибкость взаимодействия и обратная связь— процесс, спо-тующий достижению целей организации. Важнейшие задачи, pi шаемые в ходе этой деятельности: формирование позитивно-|п имиджа, достижение доверительных отношений с партнерами, Потребителями и поставщиками и, что, пожалуй, самое важное, — . «здание высокой репутации компании (табл. 2.4.2).