Корпоративные информационные системы
Основная цель данной главы – изложить принципы построения КИС и проблемы, возникающие при их внедрении и эксплуатации. Большое внимание уделено стандартам, на базе которых создаются КИС разных классов. Рассмотрены архитектурные решения этих систем и показана возможность интеграции ИС различного назначения, тенденции их развития, функциональность, принципы построения, критерии выбора. Сделан акцент на решение проблем подготовки предприятия к внедрению и на организацию методической поддержки процессов внедрения и эксплуатации. Даны характеристики некоторых известных российских и зарубежных КИС.
Структура и принципы построения информационных систем управления предприятиями (ИСУП)
Концепция ИСУП
Любое современное предприятие (организация) осуществляет свою деятельность на основе управленческой информации. Постоянно изменяющиеся потоки всех видов ресурсов: денежных, материально-технических, трудовых требуют воздействия (управления) и без информационного отражения этих потоков решить задачи менеджмента невозможно, причем, чем полнее информационное отражение потоков ресурсов, тем выше эффективность принимаемых управленческих решений. Современные предприятия имеют сложную функциональную структуру, обусловленную территориальной распределенностью, многопрофильностью, большим числом партнеров, заказчиков (клиентов). В связи с этим информационные потоки по-разному структурированы, сложны для восприятия и не всегда доступны. Появление современных ИТ-решений позволяет изменить производственную и организационную структуру предприятия, перейти от управления отдельными ресурсами и соответствующими функциональными подразделениями к управлению сквозными бизнес-процессами, связывающими воедино деятельность подразделений предприятия, т. е. осуществить переход от функционально-ориентированного управления к процессо-ориентированной организации деятельности предприятия. В основе процессного подхода к управлению лежит деловой процесс (или бизнес-процесс).
Бизнес-процесс – это логически завершенный набор этапов работ, поддерживающий деятельность предприятия и реализующий его политику, направленную на достижение поставленных целей.
Переход к такому управлению требует реорганизации деятельности предприятия, изменения его организационной структуры, совершенствование системы и методов управления, что невозможно без внедрения информационных технологий. Совокупность бизнес-процессов, поддерживающих управление предприятием, формирует информационную логистическую систему предприятия (рис. 7.1), а управление бизнес-процессами нацелено на качественное обслуживание потребителей.
Менеджмент бизнес-процессов возник в рамках концепции CPI (Continuous Process Improvement), и его японского аналога TQM (Total Quality Management), согласно которой предполагается управление бизнес-процессом, как единым целым. Этот подход положен в основу стандартов серии ISO 9000, которые определяют базовый набор мероприятий по контролю качества. Он представляет собой схему функционирования бизнес-процессов предприятия, обеспечивающую высокое качество его работы. Стандарты ISO 9000 регламентируют наличие и документирование соответствующих бизнес-процессов, а также оценку качества бизнес-процесса.
Стандарты ISO 9000 разработаны Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization – ISO). Получение сертификата ISO обязывает предприятие создать соответствующую систему управления. В Российской Федерации эти стандарты введены как серия ГОСТ Р ИСО 9000 – 96. С января 2001 года в действие вступили версии ISO 9000/2000. Система содержит пять базовых стандартов:
- ISO 9000:2000 ”Система менеджмента качества. Основные положения и словарь” представляет собой введение в систему менеджмента качества (СМК), а также словарь терминов и определений;
- ISO 9001:2000 ”Система менеджмента качества. Требования” устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества, определяет модель СМК, основанную на процессах, и применяется для целей сертификации и аудита;
- ISO 9004:2000 ”Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности” содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий;
- ISO 19011:2000 ”Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды” содержит рекомендации по принципам аудита, управлению программами аудитов, проведению аудита систем менеджмента качества и охраны окружающей среды, а также руководящие указания относительно компетентности аудиторов систем менеджмента качества и окружающей среды;
- ISO 10012 ”Обеспечения качества измерительного оборудования”.
Основополагающими являются стандарты ИСО 9001:2000 и 9004:2000, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения.
Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности, ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.
Сертификация предприятия под стандарт ISO требует серьезной работы по реинжинирингу бизнес-процессов. Логистика порождает методы организации поставок по принципу “точно в срок” [JIT – Just In Time], реализация которых немыслима без управления бизнес-процессами как единым целым.
Стандартизация менеджмента позволяет стандартизировать и информационно-технологические решения, поддерживающие менеджмент. Современные интегрированные системы – Computer Integrated Manufacturing (CIM) предоставляют пользователю набор методов управления бизнес-процессами, которые поддерживаются информационной системой, направленной на эффективное управление предприятием. Это проверенные на практике принципы, модели, процедуры управления и контроля, выполнение которых должно способствовать улучшению экономических показателей деятельности фирмы. Внедрение таких систем требует серьезной реорганизации материальных, финансовых и информационных потоков, направленной на упрощение организационной структуры, перераспределения и рационализации использования различных ресурсов, сокращения сроков и повышения качества обслуживания клиентов.
Реорганизация, нацеленная на “фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов” получила название реинжиниринга(BPR – Business process reengineering).
Реинжиниринг – сложное и дорогостоящее мероприятие, без которого невозможно внедрение CIM и которое, в свою очередь, требует мощной информационно-технологической поддержки.
Первые попытки построения интегрированных систем были предприняты еще в шестидесятые годы двадцатого столетия. Построенные по функциональному принципу АСУП (автоматизированные системы управления предприятием) поддерживали деятельность структурных подразделений предприятия, однако серьезной перестройки организационной структуры и методов управления не смогли обеспечить. Их эксплуатация позволила накопить определенный опыт, а стремительно развивающиеся информационные технологии способствовали переходу к созданию систем, получивших название корпоративных ИС (КИС). Такие системы построены, как правило, по типовым моделям управления. Все КИС можно разделить на две большие группы:
- уникальные (заказные) системы, ориентированные на конкретные предприятия и их организационно-экономические особенности;
- адаптируемые системы, в основу которых положены типовые хозяйственные процессы.
Первая группа – это дорогостоящие ИТ-проекты, создаваемые для конкретных, отдельных предприятий и организаций, они не могут быть тиражированы и использованы другими предприятиями. Вторая группа – тиражируемые системы, ориентированные на предприятия разных типов (мелкие, средние, крупные) и отраслей, которые поддерживают сотни и даже тысячи типовых моделей управления. Они требуют адаптации при внедрении. Проектирование таких систем опирается на специальные стандарты управления, получившие название MRP – ERP.