Занятие 22. Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций
На этом занятии вы:
• познакомитесь с понятием «дидактические функции» средств
обучения;
• вместе с авторами определите ключевые дидактические функции
компьютерных телекоммуникации, позволяющих грамотно спла
нировать учебный процесс с использованием телекоммуникаций;
• рассмотрите некоторые примеры применения телекоммуника
ций в учебном процессе.
По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере образования.
В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций — обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это — элементы глобального мышления. Огромное море информации в Интернет открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющемуся в учебнике, в справочниках.
Рассматривая компьютерные телекоммуникации через призму вышеназванных тенденций в развитии школьного образования, определим дидактические функции телекоммуникаций, показав, какие уникальные педагогические задачи удается решать с их помощью.
Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это — их назначение,роль и место в учебном процессе.
Итак, что дают телекоммуникации для решения поставленных выше педагогических проблем? Каковы их дидактические функции? Конечно, простое установление связи между двумя компьютерами, находящимися друг от друга на каком-то расстоянии 196
(что при наличии технических условий не представляет ни малейшей трудности) — еще не решение педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался успехом. Лишь когда технические возможности телекоммуникации удалось соединить с проектной деятельностью, основанной на поисковых, исследовательских методах, дело не только пошло, а оказалось весьма эффективным и перспективным. Когда возможности телекоммуникаций, глобальной сети Интернет (электронной почты, телеконференций, технологий гипертекста, мультимедийные технологии) были соединены с четко разработанной программой дистанционного обучения, ситуация кардинально изменилась.
Когда телеконференции также были интегрированы в программу педагогической практики студентов (особенно видеоконференции), в практику повышения квалификации учителей, дела стали развиваться еще успешнее. На предыдущем занятии вы могли убедиться в поистенне колоссальных возможностях для поиска необходимой информации, обмена информацией со всем миром, которые предоставляет Интернет. Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный, опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет:
- организовывать различного рода совместные исследовательс
кие работы учащихся, учителей, студентов, научных работников
из различных школ, научных и учебных центров одного либо раз
ных регионов или даже разных стран. Метод проектов дает воз
можность организовывать при этом подлинно исследовательскую
творческую либо чисто самостоятельную прикладную практичес
кую* деятельность партнеров с использованием многообразия ме
тодов и форм самостоятельной познавательной и практической
творческой деятельности;
- обеспечивать оперативную консультационную помощь ши
рокому кругу обучаемых из научно-методических центров;
• создавать сети дистанционного обучения и повышения ква
лификации педагогических кадров;
- оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
по интересующим участников вопросам, темам совместных про
ектов, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой куль
турный уровень;
• формировать у партнеров, кто бы они ни были — учащиеся,
студенты, учителя — коммуникативные навыки, культуру общения,
что предполагает со стороны партнеров умение кратко и четко фор
мулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению парт
неров, способность вести дискуссию, аргументированно доказывать
свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение партнера;
• прививать навыки подлинно исследовательской деятельно
сти, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастер
ской;
• развивать умения добывать информацию из разнообразных
источников (начиная от партнера по совместному проекту, кон
чая удаленными базами данных), обрабатывать ее с помощью
самых современных компьютерных технологий, хранить и пере
давать на сколь угодно дальние расстояния, в разные точки пла
неты;
• создавать подлинную языковую среду (в условиях совместных
международных телекоммуникационных проектов, телеконферен
ций обычных, а также аудио- и видеоконференций, чатов), спо
собствующую возникновению естественной потребности в обще
нии на иностранном языке и отсюда — потребности в изучении
иностранных языков;
• способствовать культурному, гуманитарному развитию уча
щихся на основе приобщения к самой широкой информации куль
турного, этнического, гуманистического плана.
Таковы в кратком изложении дидактические функции телекоммуникаций, обусловленные их дидактическими свойствами. Совместные исследовательские проекты школьников, учителей разных регионов страны — сельской мал о комплектной школы российской глубинки и столичной городской школы, школ национальных республик Российской Федерации и стран СНГ, учебных заведений так называемого «дальнего зарубежья» (во всех уголках мира) — не просто «открывают окно в мир», но и позволяют сдружить учащихся на основе сотрудничества, решения совместными усилиями разнообразных практически ценных проблем, ближе познакомиться с культурой, традициями других народов, да и просто с кругом интересов жителей других краев и областей. При дефиците высококвалифицированных педагогических кадров, особенно на периферии, телекоммуникации и Интернет также несомненно могут сыграть свою роль, если учесть, что они обеспечивают учителю постоянную консультационную помощь методических и научных центров.
Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы и услуги Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который:
• базируется на широком общении, сближении, стирании гра
ниц между отдельными социумами; на свободном обмене мнени
ями, идеями, информацией участников совместного проекта, на
вполне естественном желании познать новое, расширить свой
кругозор;
• имеет в своей основе реальные исследовательские методы
(научная или творческая лаборатория), позволяющие познавать
законы природы, основы техники, технологии, социальные яв
ления в их динамике, в процессе решения жизненно важных про
блем, а также особенности разнообразных видов творчества в про
цессе совместной деятельности группы участников;
. базируется на широких контактах с культурой других народов, с опытом других людей;
• естественным образом инициирует развитие гуманитарного
образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жиз
ни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружа
ющей его среды;
• стимулирует развитие как родной речи участников сотрудни
чества, так и овладение иностранными языками, если речь идет о
международных проектах;
. способствует приобретению и учащимися, и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.
Телекоммуникации — мощное средство обучения и познания. Как отмечала профессор Университета Ривер Фоллс Кэрол Бэг-ли, чтобы средства новых информационных технологий оказались эффективными в школьном образовании, они должны сформировать определенную систему, которая предполагает иное понимание: а) сущности учения и обучения; б) роли учителя и учащихся в этом процессе; в) взаимоотношений учителя и учащихся; г) оснащения рабочих мест учителя и учащихся. Основные же задачи телекоммуникаций в образовании, по ее мнению, можно сформулировать следующим образом: «Мы хотим, чтобы наши школьники делали больше, чем просто смотрели на мир через экран телевизора. Мы хотим, чтобы наши дети и учителя задавали вопросы, делились идеями, проводили совместные исследования. Мы хотим, чтобы они понимали культуру, географию, политику, историю и науку в масштабе планеты Земля. Телекоммуникация — могучее средство, преобразующее процесс учения».
Компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию как в текстовой, так и в графической формах. Телевидение, видео, видеодиски, компьютерная графика предоставляют учащимся возможность получения образной информации. Давно известно, что образная информация усваивается лучше, чем текстовая (скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь). Многие проекты интегрируют вербальную и графическую информацию, звук и анимацию. Учащиеся в школах XXI века должны будут демонстрировать свое понимание идей, фактов, концепций, теорий, а не только запоминать их. Для этого потребуется создание соответствующих условий учителям и учащимся. Учителям придется кооперироваться друг с другом, чтобы учащиеся, применяя гипертекстовые среды и интерактивные мультимедиа, могли успешно работать над своими проектами. Они будут все более активно вовлекаться в поисковую и исследовательскую, творческую деятельность, развивать свои знания на основе использования источников информации, получаемых не только у себя в
школе, но и со всех концов света. Работы, которые в ходе проектов уже сейчас создаются, включают в себя, помимо текстового материала, графический — и не только статичный, но и динамичный. Подобные работы сами по себе становятся ценными источниками информации по исследованной теме для последующих поколений учеников и пополняют фонды медиатеки.
Вопросы к семинару:
1. Что мы понимаем под дидактическими функциями средств обуче
ния?
2. Назовите дидактические функции компьютерных телекоммуникаций.
3. В чем состоит новый подход к образованию при использовании
компьютерных телекоммуникаций?
Творческое задание
На основе данных, полученных при анализе дидактических свойств Интернет (см. предыдущее занятие), попытайтесь составить перечень дидактических свойств телевидения и звукозаписи, а затем определите их дидактические функции. Сравните их с дидактическими функциями телекоммуникаций и наметьте круг методических задач, которые каждое из указанных средств может решать наиболее успешно в том учебном курсе, который вы уже преподаете или готовитесь преподавать. По результатам своего анализа попробуйте разработать тематический план любой темы (любого вопроса программы) с указанием возможных сфер применения указанных средств обучения (помимо прочих) и с соответствующей аргументацией. Это задание может быть положено в основу вашей курсовой работы.
Глава 3