Занятие 22. Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций

На этом занятии вы:

• познакомитесь с понятием «дидактические функции» средств
обучения;

• вместе с авторами определите ключевые дидактические функции
компьютерных телекоммуникации, позволяющих грамотно спла­
нировать учебный процесс с использованием телекоммуникаций;

• рассмотрите некоторые примеры применения телекоммуника­
ций в учебном процессе.

По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере образования.

В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным до­статочно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телеком­муникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получа­ют доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и воз­можность работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций — обсуж­дать проблемы практически со всем миром. Подобная перспекти­ва сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к озна­комлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых соб­ственных результатов. Учитель становится руководителем, коор­динатором, консультантом, к которому обращаются не по долж­ности, а как к авторитетному источнику информации, как к экс­перту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискус­сии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное каче­ство, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электрон­ная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осоз­навать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это — элементы глобального мыш­ления. Огромное море информации в Интернет открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала в до­полнение к имеющемуся в учебнике, в справочниках.

Рассматривая компьютерные телекоммуникации через призму вышеназванных тенденций в развитии школьного образования, определим дидактические функции телекоммуникаций, показав, какие уникальные педагогические задачи удается решать с их по­мощью.

Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявле­ние свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитатель­ном процессе с определенными целями. Это — их назначение,роль и место в учебном процессе.

Итак, что дают телекоммуникации для решения поставленных выше педагогических проблем? Каковы их дидактические функ­ции? Конечно, простое установление связи между двумя компь­ютерами, находящимися друг от друга на каком-то расстоянии 196

(что при наличии технических условий не представляет ни малей­шей трудности) — еще не решение педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался успехом. Лишь когда технические возможности телекоммуникации удалось соединить с проектной деятельностью, основанной на поисковых, исследо­вательских методах, дело не только пошло, а оказалось весьма эффективным и перспективным. Когда возможности телекомму­никаций, глобальной сети Интернет (электронной почты, теле­конференций, технологий гипертекста, мультимедийные техно­логии) были соединены с четко разработанной программой дис­танционного обучения, ситуация кардинально изменилась.

Когда телеконференции также были интегрированы в программу педагогической практики студентов (особенно видеоконферен­ции), в практику повышения квалификации учителей, дела стали развиваться еще успешнее. На предыдущем занятии вы могли убе­диться в поистенне колоссальных возможностях для поиска необ­ходимой информации, обмена информацией со всем миром, ко­торые предоставляет Интернет. Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный, опыт применения телекоммуникаций в раз­личных сферах образования показал, что этот вид информацион­ных технологий позволяет:

- организовывать различного рода совместные исследовательс­
кие работы учащихся, учителей, студентов, научных работников
из различных школ, научных и учебных центров одного либо раз­
ных регионов или даже разных стран. Метод проектов дает воз­
можность организовывать при этом подлинно исследовательскую
творческую либо чисто самостоятельную прикладную практичес­
кую* деятельность партнеров с использованием многообразия ме­
тодов и форм самостоятельной познавательной и практической
творческой деятельности;

- обеспечивать оперативную консультационную помощь ши­
рокому кругу обучаемых из научно-методических центров;

• создавать сети дистанционного обучения и повышения ква­
лификации педагогических кадров;

- оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
по интересующим участников вопросам, темам совместных про­
ектов, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой куль­
турный уровень;

• формировать у партнеров, кто бы они ни были — учащиеся,
студенты, учителя — коммуникативные навыки, культуру общения,
что предполагает со стороны партнеров умение кратко и четко фор­
мулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению парт­
неров, способность вести дискуссию, аргументированно доказывать
свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение партнера;

• прививать навыки подлинно исследовательской деятельно­
сти, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастер­
ской;

• развивать умения добывать информацию из разнообразных
источников (начиная от партнера по совместному проекту, кон­
чая удаленными базами данных), обрабатывать ее с помощью
самых современных компьютерных технологий, хранить и пере­
давать на сколь угодно дальние расстояния, в разные точки пла­
неты;

• создавать подлинную языковую среду (в условиях совместных
международных телекоммуникационных проектов, телеконферен­
ций обычных, а также аудио- и видеоконференций, чатов), спо­
собствующую возникновению естественной потребности в обще­
нии на иностранном языке и отсюда — потребности в изучении
иностранных языков;

• способствовать культурному, гуманитарному развитию уча­
щихся на основе приобщения к самой широкой информации куль­
турного, этнического, гуманистического плана.

Таковы в кратком изложении дидактические функции теле­коммуникаций, обусловленные их дидактическими свойствами. Совместные исследовательские проекты школьников, учите­лей разных регионов страны — сельской мал о комплектной шко­лы российской глубинки и столичной городской школы, школ национальных республик Российской Федерации и стран СНГ, учебных заведений так называемого «дальнего зарубежья» (во всех уголках мира) — не просто «открывают окно в мир», но и позво­ляют сдружить учащихся на основе сотрудничества, решения со­вместными усилиями разнообразных практически ценных проблем, ближе познакомиться с культурой, традициями других народов, да и просто с кругом интересов жителей других краев и областей. При дефиците высококвалифицированных педагогических кадров, особенно на периферии, телекоммуникации и Интернет также несомненно могут сыграть свою роль, если учесть, что они обес­печивают учителю постоянную консультационную помощь мето­дических и научных центров.

Компьютерные телекоммуникации, информационные ресур­сы и услуги Интернет при грамотном их использовании позволя­ют осуществить принципиально новый подход к обучению и вос­питанию учащихся, который:

• базируется на широком общении, сближении, стирании гра­
ниц между отдельными социумами; на свободном обмене мнени­
ями, идеями, информацией участников совместного проекта, на
вполне естественном желании познать новое, расширить свой
кругозор;

• имеет в своей основе реальные исследовательские методы
(научная или творческая лаборатория), позволяющие познавать
законы природы, основы техники, технологии, социальные яв­
ления в их динамике, в процессе решения жизненно важных про­
блем, а также особенности разнообразных видов творчества в про­
цессе совместной деятельности группы участников;

. базируется на широких контактах с культурой других наро­дов, с опытом других людей;

• естественным образом инициирует развитие гуманитарного
образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жиз­
ни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружа­
ющей его среды;

• стимулирует развитие как родной речи участников сотрудни­
чества, так и овладение иностранными языками, если речь идет о
международных проектах;

. способствует приобретению и учащимися, и учителями раз­нообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.

Телекоммуникации — мощное средство обучения и познания. Как отмечала профессор Университета Ривер Фоллс Кэрол Бэг-ли, чтобы средства новых информационных технологий оказались эффективными в школьном образовании, они должны сформи­ровать определенную систему, которая предполагает иное пони­мание: а) сущности учения и обучения; б) роли учителя и уча­щихся в этом процессе; в) взаимоотношений учителя и учащих­ся; г) оснащения рабочих мест учителя и учащихся. Основные же задачи телекоммуникаций в образовании, по ее мнению, можно сформулировать следующим образом: «Мы хотим, чтобы наши школьники делали больше, чем просто смотрели на мир через экран телевизора. Мы хотим, чтобы наши дети и учителя задавали вопросы, делились идеями, проводили совместные исследования. Мы хотим, чтобы они понимали культуру, географию, полити­ку, историю и науку в масштабе планеты Земля. Телекоммуника­ция — могучее средство, преобразующее процесс учения».

Компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию как в текстовой, так и в графической формах. Телевидение, видео, видеодиски, компью­терная графика предоставляют учащимся возможность получения образной информации. Давно известно, что образная информа­ция усваивается лучше, чем текстовая (скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь). Многие проекты интегрируют вербальную и графичес­кую информацию, звук и анимацию. Учащиеся в школах XXI века должны будут демонстрировать свое понимание идей, фактов, кон­цепций, теорий, а не только запоминать их. Для этого потребует­ся создание соответствующих условий учителям и учащимся. Учи­телям придется кооперироваться друг с другом, чтобы учащиеся, применяя гипертекстовые среды и интерактивные мультимедиа, могли успешно работать над своими проектами. Они будут все более активно вовлекаться в поисковую и исследовательскую, творчес­кую деятельность, развивать свои знания на основе использова­ния источников информации, получаемых не только у себя в

школе, но и со всех концов света. Работы, которые в ходе проек­тов уже сейчас создаются, включают в себя, помимо текстового материала, графический — и не только статичный, но и дина­мичный. Подобные работы сами по себе становятся ценными ис­точниками информации по исследованной теме для последующих поколений учеников и пополняют фонды медиатеки.

Вопросы к семинару:

1. Что мы понимаем под дидактическими функциями средств обуче­
ния?

2. Назовите дидактические функции компьютерных телекоммуникаций.

3. В чем состоит новый подход к образованию при использовании
компьютерных телекоммуникаций?

Творческое задание

На основе данных, полученных при анализе дидактических свойств Интернет (см. предыдущее занятие), попытайтесь составить перечень дидактических свойств телевидения и звукозаписи, а затем определите их дидактические функции. Сравните их с дидактическими функциями телекоммуникаций и наметьте круг методических задач, которые каждое из указанных средств может решать наиболее успешно в том учебном курсе, который вы уже преподаете или готовитесь преподавать. По результатам своего анализа попробуйте разработать тематический план любой темы (любого вопроса программы) с указанием возможных сфер применения указанных средств обучения (помимо прочих) и с соответ­ствующей аргументацией. Это задание может быть положено в основу вашей курсовой работы.

Глава 3

Наши рекомендации