Система и источники права СМИ в России
Сравнение росс.законодательства о СМИ с подобными нормами, принятыми другими странами, н-р, такими как Австралия, Австралия, Великобритания, Германия, Испания, Канада, Нидерланды. Норвегия, США, Франция, Швеция.
1. Конституция страны. Россия гарантирует свободу выражения мнений (подобной гарантии нет в Великобритании).
2. Общенациональный закон о СМИ кроме России принят только в Австрии и Швеции. 7 стран (Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобритания, США) отдельного закона о печати не имеют.
3. Регистрационный принцип утверждения СМИ принят всеми странами. Во Франции декларация регистрируется в канцелярии прокурора.
4. Право собственности. Во Франции и Германии приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к концентрации печати. Во Франции запрещено иностранцам приобретать более 20 % акций предприятия СМИ. В России подобных запретов и ограничений нет.
5. Право на ответ и опровержение. В Австралии, Канаде, Англии — нет права на опровержение или исправление, а Верховный суд США признал неконституционными законы, которые требуют права на ответ. В России право на ответ гарантировано ст.46 Закона «О СМИ».
6. Наказание за клевету. Во Франции, Германии и Швеции дела о клевете рассматриваются как гражданское и уголовное правонарушения одновременно, одним составом судей — в уголов. процессе штраф идет в пользу гос-ва, в гражданском — в пользу потерпевшего. В Германии, Англии, Франции и Австрии истец обязан доказать ложность утверждений, а в Норвегии — ответчик. В Швеции к ответственности привлекается только редактор, а в Англии преследуются даже распространители газеты.
7. Доступ к парламентским заседаниям гарантирован в Австрии, Германии, Швеции. В России тоже аккредитация журналистов.
8. Ограничение полит. рекламы: полит. реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германий и Испании, а во Франции и Англии, наоборот, ограничена предвыборная. Российский закон «О рекламе» не распространяется на полит. рекламу.
Базой в системе права в России является Конституция страны, гарантирующая свободу мысли и слова, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст.13), беспрепятственное движение информации. Любая свобода должна иметь свои границы, и Конституция РФ вводит ее пределы: охраняемое государством достоинство личности, которое нельзя умалить ни по каким основаниям (п.1 ст.21); право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защита чести и доброго имени (ст.23); запрет на сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст.24); запрет на пропаганду ненависти, вражды, любого вида превосходства (п.2 ст.29). Согласно ст.15 подчеркивается приоритет норм международного права и международных договоров России.
На основе статей Конституции строятся положения специального, отраслевого законодательства. Так, пункт 5 29 статьи «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» стал основой статьи 3 «Недопустимость цензуры» Закона «О СМИ».
Редакции в своей работе сталкиваются с различными нормативными актами: с гражданским правом — при сборе и распространении информации, с уголовным — при преступлениях журналистов против чести и достоинства личности, с трудовым и административным — при служебных отношениях в коллективе, финансовым — в ходе хоз.практики редакции.
В декабре 1991 г. был принят Закон РФ «О СМИ». Отныне как главный нормативный документ в российской жур-ке он формулирует права и обязанности журналистов, регулирует взаимоотношения редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, источниками информации и т.д. Закон был тогда единственным нормативным актом для работников СМИ страны. Но ст.5 предусматривала возможность укрепления законодат. базы. В 1993 г. начали действовать Конституция РФ, Законы «Об авторском праве и смежных правах», «О государственной тайне»; в 1994-м — «О порядке освещения деятельности органов гос.власти в гос. СМИ» и «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ». В 1995 году принято 7 Законов («Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ»), а в действующий Закон «О СМИ» внесены 4 изменения и дополнения. Позднее вступили в силу новые Гражд. и Уголов. кодексы, ряд статей которых связаны с деятельностью СМИ. В нормативную базу СМИ входят также подзаконные акты органов исполнительной власти на общероссийском уровне: указы, правительственные постановления, приказы министерств и др.; на региональном уровне: законодательство субъектов Федерации (региональное законодательство) и подзаконные акты органов власти; на уровне городов и поселков: акты органов местного самоуправления и административные приказы и распоряжения в организациях.
Закон о СМИ явно устарел, часть его статей уже не стыкуется с новыми Законами. Так, по Закону редакция вправе отказать в опровержении недостоверной и порочащей честь и достоинство гражданина публикации, если заявление от него поступило в редакцию через год после публикации (ст. 45), но по Гражданскому кодексу (по состоянию на 1 января 1998 г.) общий срок исковой давности устанавливается в 3 года (ст. 196 Кодекса), а, согласно ст. 208, и вовсе не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав (это принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага — достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность личной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства и т.д.). Ст.41, 49 Закона обязывает редакцию и журналиста сохранять в тайне полученную информацию и ее источник, но несут при этом уголовную ответственность по ст. 308 Уголов. кодекса (отказ свидетеля от дачи показаний). Поэтому на стадии предварительного, милицейского, расследования редакция еще может ссылаться на журналистский Закон, но он умолкает и в действие вступает Уголовно-процессуальный кодекс, как только прокуратура заводит уголовное Дело.
В ГосДуме, журналистских коллективах ведутся оживленные дискуссии о необходимости замены или существенного обновления закона «О СМИ». Их участники предлагают целый ряд положений, которых нет в действующем Законе. Многие из них связаны с экономическими проблемами: нужны правовые гарантии экономической самостоятельности изданий, независимости от местных властей, влияющих на редакционную политику через механизм дотаций; положения о финансовой базе СМИ, об экономических основах права при приватизации зданий, земельного участка, о дифференцированных налоговых льготах. Необходимо четко установить, какое издание освобождается от регистрации, каков механизм закрытия СМИ. Многие предлагают ввести ответственность СМИ за ложную информацию, особенно если она чревата негативными последствиями; санкции к лицам, безосновательно затевающих по отношению к СМИ судебные тяжбы; установить статус неприкосновенности журналиста (подобно депутатской) и т.п.
Европейский суд по правам человека, Государственный комитет по защите свободы печати и массовой информации. Судебная палата по информационным спорам при Президенте России, фонд защиты гласности, Комиссии Союза журналистов по этике — все эти инстанции защищают профессиональные, гражданские и служебные права журналиста. Нарушение последних, а также введение цензуры, вмешательство в работу редакции, необоснованное приостановление выпуска СМИ, изъятие или уничтожение тиража (без судебного решения) и т.д. влекут уголовную, администр., дисциплинарную или иную ответственность (ст. 58 Закона «О СМИ»).