Организация радиосвязи в Воено-воздушных силах
Радиосвязь является одним из основных средств, способных обеспечить управление войсками в самых сложных условиях боевой обстановки. В ВВС радиосвязь является единственнымсредством, обеспечивающим управление экипажами летательных аппаратов.
Задачи, решаемые с помощью радиосвязного оборудования:
управление авиационными частями и подразделениями на земле и самолетами в воздухе;
взаимодействие авиационных соединений и частей с соединениями и частями других видов Вооруженных Сил и родов войск;
управление авиационно-техническими и тыловыми частями.
В зависимости от обстановки, выполняемых частью задач, наличии сил и средств радиосвязь может быть организована по радионаправлениям и радиосетям. В частях радиосвязь организуется, как правило, по радиосетям. Радионаправления организуется для связи с частями и экипажами самолетов, выполняющими наиболее ответственные задачи.
Радионаправление – это способ организации радиосвязи между двумя пунктами управления (рис. 4).
а)
б) Корреспондент Гл. радиостанция
Рис. 4.
Схема организации радиосвязи по радионаправлению.
При работе радионаправления на одной частоте возможна только симплексная связь, когда радиостанции ведут радиопередачу по очереди (рис.4а). При работе радионаправления на двух частотах возможно веси дуплексную связь, т.е. вести одновременно передачу и прием информации в обе стороны (рис. 4б). Радиосвязь по радионаправлению на двух частотах применяется для обеспечения телекодовой связи при автоматизации управления с использованием ЭВМ, при организации тропосферной связи.
Достоинствами связи по радионаправлению являются: быстрота вхождения в связь, высокая пропускная способность при радиообмене, возможность маскировки связи (работа на разных волнах), радиообмена без позывных короткими радиосигналами.
К числу недостатков, следует отнести невозможность вести циркулярную передачу и большой расход радиосредств и рабочих волн связи.
Связь по радиосети (рис. 5) организуется между несколькими пунктами управления (летательными аппаратами).
Корреспондент Главная радиостанция
Рис. 5 Схема организации радиосвязи по радиосети.
Все радиостанции (их количество может достигать нескольких десятков) работают на установленных для радиосети общих радиоданных. Станция одного из корреспондентов (старшего командира) является главной.
Достоинствами связи по радиосетям являются: меньший расход средств и волн связи по сравнению с работой по радионаправлению, возможность циркулярной передачи информации. К числу недостатков следует отнести меньшую пропускную способность при радиообмене и трудность радиомаскировки.
Авиационные радиостанции можно разделить на две основные группы: самолетные (бортовые) и аэродромные (наземные). Радиостанции каждой группы в свою очередь могут быть разделены на коротковолновые (КВ) и ультракоротковолновые (УКВ).
Самолетные КВ радиостанции (их обычно называют связными), устанавливаются, как правило, на самолетах бомбардировочной и транспортной авиации и служат для дальней связи самолета с землей. Они обычно работают в диапазоне частот 2-30 МГц. При сравнительно небольшой мощности (десятки или сотни Вт) за счет пространственной волны с помощью подобных станций в звене самолет-земля могут перекрывать расстояния 2-6 тысяч километров. Самолетные УКВ радиостанции (их называют командными) применяются для обеспечения связи в пределах прямой видимости (десятки или сотни километров) при взлете и посадке самолетов, при управлении самолетами в строю, при наведении самолетов на цель и т.п. Радиостанции этого типа устанавливаются на всех самолетах и вертолетах.
Ввиду чрезвычайной занятости членов экипажа выполнением задач по управлению самолетов, ведению боя и др. управление самолетными радиостанциями должно быть предельно упрощено.
Современные самолетные радиостанции должны обеспечивать беспоисковое и бесподстроечное вхождение в связь. В этом случае корреспонденты вступают в связь путем выполнения простейших операций (нажатие кнопки, поворот переключателя и т.п.).
При выполнении таких операций с помощью системы автоматической дистанционной настройки (САДН) производится установка заданной частоты связи и настройка всех регулируемых каскадов радиостанций на эту частоту. САДН позволяют настраивать радиостанции в полете на любую волну в диапазоне станции, а также выбирать одну из 20 настроенных на земле волн связи.
Кроме связных и командных радиостанций в состав самолетного связного оборудования входят аварийные радиостанции, самолетные переговорные устройства (СПУ), самолетные магнитофоны (МС) и речевые информаторы (РИ). Общие сведения об этих средствах будут рассмотрены в дальнейшем.
Самолетные радиостанции при связи самолета с землей, работают с аэродромными радиостанциями соответствующего диапазона. Кроме того, аэродромные радиостанции применяются для обеспечения связи между наземными пунктами. При этом дальность связи зависит от мощности радиопередатчика и от чувствительности приемника, а для УКВ радиостанций, кроме того, от высоты поднятия антенны. Известно, что в диапазонах УКВ и ДЦВ дальность связи определяется дальностью прямой видимости, определяемой по формуле: , где: - высота в метрах, на которых расположены соответственно передающая и приёмная антенна.
Из формулы видно, что при полетах на малых высотах дальность радиосвязи самолета с командным пунктом (КП) на земле в УКВ диапазоне оказывается явно недостаточной. Из этой же формулы следует, что единственным путем повышения дальности связи в УКВ диапазоне с низколетящими самолетами является увеличение высоты антенны наземного КП. Это может быть достигнуто установкой радиостанции на возвышенности или применением ретранслятора. Установка радиостанции на возвышенном месте является наиболее простым способом увеличения дальности связи, который должен использоваться во всех случаях, когда это позволяет рельеф местности.
Автоматический активный одноканальный ретранслятор создается на базе двух командных радиостанций. Он принимает сигналы на одной волне и передает на другой (рис. 6).
Возможны и многоканальные ретрансляторы. Ретранслятор может устанавливаться на самолете, вертолете. При активной ретрансляции дальность связи зависит от расположения ретранслятора и от его высоты полета. Если ретранслятор находится на высоте 5-7 тысяч метров, то дальность связи наземного КП с низколетящим самолетом составляет 300-400 километров. Дальность связи максимальная и составляет 500-700 километров, когда ретранслятор находится посредине между наземной станцией и низколетящим самолетом.
Наземные радиостанции делятся на несколько групп:
связные;
командно- стартовые;
многоканальные радиолинии.
Связные радиостанции располагаются обычно в районе аэродрома и предназначены для связи с самолетами на больших расстояниях, а также между удалёнными наземными пунктами. В большинстве случаев это КВ или УКВ приёмо-передающие телефонно-телеграфные радиостанции, допускающие работу буквопечатанием, а иногда фототелеграфом. Мощность передатчиков типовых связных радиостанций 800-1500 ватт (Вт), чувствительность приемника 1-2 микровольта (мкВ).
Командно-стартовые радиостанции устанавливаются непосредственно на аэродромных, пунктах наведения, штабных автомашинах, командных пунктах и служат для связи с самолетами на стоянке, для руководства полетами в ближней зоне, для диспетчерской связи в районе аэродрома. Как правило, это УКВ приемо-передающие телефонные радиостанции. Мощность подобных станций десятки или сотни ватт, чувствительность приёмников 2-5 мкВ.
Многоканальные радиолинии работают в диапазоне метровых и сантиметровых волн, имеют число каналов в зависимости от тактического назначения линии от нескольких единиц до нескольких сотен и допускают одновременное телефонирование, телеграфирование ключем, буквопечатание по радио, а иногда фототелеграфирование. Наземные радиостанции, как правило, имеют выносные пульты управления, позволяющие вести связь через них с КП частей и соединений при удалении радиостанций от КП на несколько километров.