Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы)
.Различай!
Кондукторы – приспособления в технике | Кондуктора – работники транспорта |
Пропуски – что-либо пропущенное | Пропуска - документа |
Хлебы - печёные | Хлеба - злаки |
Родительный падеж множественного числа (окончания –ов(-ев), -ей или нулевое).
Употребление форм рода
.Различай!
женский род | мужской род |
вуаль (смотрю за темную вуаль) гуашь (белой гуашью) мозоль (наступить больную мозоль) салями | тюль (красивым тюлем) шампунь (мыть голову шампунем) |
Имя прилагательное и наречие (степени сравнения).
степень форма | сравнительная степень (обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени) | превосходная степень (обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени) |
простая форма: | суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ | суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ, иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ У наречия простой превосходной степени нет! |
составная форма: | БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме | 1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО) 2) САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного) |
& Правило.
НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!
Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.
МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.
óПомни!
бойкий – бойчее и бойче, гибкий – гибче, гладкий – глаже, глубокий – глубже, горький (опыт) – горше, горький (на вкус) – горче, | дикий – диче или дичее, ловкий – ловче или ловчее, мелкий – мельче, узкий – уже, хлёсткий – хлестче |
Имя числительное.
ü склонение числительных
.Различай!
количественные числительные (сколько?) | порядковые числительные (который по счету?) |
склоняются все слова: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя Ø полтора: И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) Р., Д., Т., П. – полутора Ø сорок, девяносто, сто: И., В. – нулевое окончание, Р., Д., Т., П. – окончание –а Ø десятки обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью Ø сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот . Р. пяти нот - пятисот . Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах | склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября |
ü сочетание собирательных числительных с существительными
Местоимение.
Ошибка | Пример | Исправленный вариант |
случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н) | я к ей с душой | я к ней с душой |
GЛовушка!После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его (но: посреди него!), посредством его, согласно ему | ||
сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер | от ней что годно можно ожидать | от нее что годно можно ожидать |
ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько | Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается | Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается |
неоправданный пропуск возвратного местоимения себя | Она ничего не представляет! Позволю перейти к следующему вопросу | Она ничего собой не представляет! Позволю себе перейти к следующему вопросу |
местоимение как лишнее слово | Эта ведущая, она сама – слабейшее звено | Она, эта ведущая, слабейшее звено |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом. Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.! | У тех, кто выступают против меня, будут проблемы Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру | У тех, кто выступает против меня, будут проблемы Все, кто не знает ответов, должен покинуть игру |
двусмысленность при употреблении местоимения | Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал |
Глагол.
& Правило.
У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.
Алгоритм действий.
1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.
2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)
3) Подумай, где могут содержаться ошибки.
ÑРазбор задания.