Задачи и формы участия общественности в раскрытии преступлений
Борьба с преступностью предполагает широкое привлечение граждан к охране общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений Участие общественности в раскрытии преступлений способствует своевременному выявлению тех из них, которые готовятся или уже совершенные, выяснению причин и условий, способствующих их совершению, установлению лиц, совершивших преступления, и розыска преступников Привлечение общественности к деятельности правоохранительных них органов в сфереі раскрытия преступлений - важный фактор укрепления законности
Представители общественности, принимая участие в раскрытии преступлений, имеют право действовать в пределах полномочий, предоставленных им законом, уставом организации, членами которой они являются, или иным нормативным актом Но при этом они не могут подменять следователя и оперативного работникав.
Использование общественности, т.е. непроцессуальных лиц и организаций в расследовании преступлений уходит корнями в древность На первом этапе расследования следователь почти всегда обращается за помощью к г общественности, чтобы получить информацию о событиях преступления, участников и свидетелей Представление отдельными лицами и организациями помощи в борьбе с преступностью - общественный долг и законная п овиннисть организаций и их руководителей Организации должны участвовать в установлении причин и условий совершения преступлений (сообщать правоохранительным органам, предоставлять необходимую документацию, выделять лиц для участия в следственных действиях и подготовительных мероприятияхах).
Необходимо различать процессуальных и непроцессуальных участников общественности в раскрытии преступлений К процессуальным относятся понятые, специалисты Сведения о них заносятся в протокол следственного действия В с следственных действиях участвуют и другие лица, сведения о которых не указываются частности, к эксгумации трупа привлекают копателей, для реконструкции обстановки и создания условий эксперимента следователь привлечет является столяра, плотника, печника, для осмотра места происшествия или обыска с целью раскрытия хранилищ, для того чтобы удалить следы вместе с напольной доской, привлекают соответствующего специалиста-ис-эта Такие лица являются исполнителями определенных действий, технической работы по сбору доказательств, которую следователь не обязан осуществлять самостоятельно К таким лицам относятся также граждане, которым следователь поручает охранять место происшествия, в иконуваты отдельные операции, не связанные с непосредственным участием в следственных действиях Поэтому таких лиц целесообразно называть участниками-исполнителями, не имеют процессуальной регламентации К процессуальным Исключить икив общественности относятся также общественный обвинитель и общественный защитник, которые уполномочиваются соответствующими трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций и выражают мнение коллектива о содеянном, его квалификации, а также наказания, которое может быть применено к подсудимому в судебном заседанииасіданні.
Привлечение общественности к участию в расследовании преступлений может осуществляться по личной инициативе лица или после приглашения ее следователем или органом дознания В первом случае гражданин действует по собственной й доброй воли, выполняя общественный долг, иногда на свой страх и риск (напр., в случае задержания и доставки в милицию хулигана или грабителя) Если лицо помогает органам по приглашению следователя или оперативного работника, ее деятельность подчиняется определенным принципам привлечения общественности к участию в раскрытии и расследовании преступлений, к которым относятсяь:
• добровольное участие в оказании помощи органам дознания и предварительного следствия;
• обеспечение личной безопасности лиц, привлекаемых к участию в следственных действиях и оперативных мероприятиях;
• экономичность в использовании помощи общественности (в частности, привлекать минимальное количество граждан для \"прочесывания\" больших территорий с целью осмотра, розыска преступников и т.д.);
• эффективность использования помощи общественности, т.е. уменьшение затрат всех видов ресурсов для достижения желаемых результатов;
• допустимость, т.е. функции следователя - возбуждение уголовного дела и выполнения расследования - нельзя перепоручать представителям общественности Содействие и помощь общественности не касаются непосредственно следственных действий;
• действия, возложенные общественности, должны соответствовать морально-этическим нормам, быть гуманными и не противоречить закону
Соблюдение перечисленных принципов привлечения общественности должно стать нормой повседневной деятельности органов дознания и предварительного следствия.
Производя расследование, следователь должен широко использовать помощь общественности для раскрытия и расследования преступлений и для розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений (ст. 128 УПК). Такую же обязанность несет и лицо, производящее дознание. Под общественностью в контексте ст. 128 УПК понимаются, во-первых, общественные организации, во-вторых, отдельные граждане, действующие добровольно, на общественных началах.
Общественность привлекается к участию в уголовном деле в различных формах; некоторые из них прямо предусмотрены законом. Так, сообщения общественных организаций являются поводами к возбуждению уголовного дела (п. 2 ст. 108 УПК).
Общественная организация может принять на себя письменное обязательство в том, что она ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого и обвиняемого по вызовам лица, производящего дознание. Эта мера — поручительство общественной организации — является одной из мер пресечения в уголовном процессе (ст. 95 УПК). Поручительство в качестве меры пресечения могут принять на себя и отдельные лица, заслуживающие доверия (ст. 94 УПК).
Общественные организации и отдельные граждане могут представлять органу расследования доказательства по уголовному делу (ч. 2 ст. 70 УПК), прежде всего документы, а также предметы, обладающие признаками вещественных доказательств.
В какой бы форме ни участвовали представители общественности в раскрытии и расследовании преступлений, совершать следственные действия по собиранию доказательств, а равно любые другие процессуальные действия они не вправе.