Предпосылки, этапы и уровни развития логистики. Принципы логистического управления фирмой. Этапы и уровни развития логистики
Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.
Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.
Первая причина – развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:
· резкого снижения себестоимости товара;
· повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).
Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, - энергетический кризис 70 – х гг.
Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок.
Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно – технического прогресса.
Главные причины, по которым начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключается в следующем:
Ø превращение рынка продавца в рынок покупателя;
Ø обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;
Ø энергетический кризис;
Ø научно – технический прогресс и в первую очередь компьютеризация управления.
В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.
Первый этап – 60- е гг., характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:
1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.
2. интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
Рисунок 1.3 –Первый этап развития логистики – интеграция транспортно-складского процесса
Второй этап в развитии логистики 80-е гг. характеризуются следующим:
v быстрый рост стоимости физического распределения;
v рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
v долгосрочное планирование в области логистики;
v широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;
v централизация физического распределения;
v резкое сокращение запасов материалопроводящих целях;
v четкое определение действительных издержек распределения;
v определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.
Рисунок 1.4 – Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм
Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:
v появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;
v современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;
v развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;
v концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;
v совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер.
Рисунок 1.5 – Третий этап развития логистики: совокупность участников логистического процесса приобретает целостный характер
К принципам логистики относят: комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность и вариантность.
Комплексность:
1. формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях;
2. координация действий непосредственных и опосредствованных участников движения ресурсов и продуктов;
3. осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;
4. стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке к установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.
Научность:
1. усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока;
2. признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.
Конкретность:
1. четкая и точная оценка всех ресурсов, используемых при осуществлении логистического процесса: финансовых, трудовых, материальных и т. д.
2. осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;
3. руководство логистикой со стороны учетно – калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.
Конструктивность:
1. диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменение каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально – технического обеспечения и транспортировки товаров.
Надежность:
1. обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока;
2. широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.
Вариантность:
1. возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмещающие воздействия внешней среды;
2. целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы. [1]– стр. 52-54,29-36