Тема 3. Управление запасами в логистике
Понятие материального запаса. Необходимость создания материальных запасов. Виды материальных запасов.
Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно – технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.
В каких целях создаются запасы?
Запасы различных видов продукции (МР, НП, ГП) создаются для достижения разнообразных целей, определяемых руководством промышленной или торговой фирмы (предприятием, организацией). Наиболее типичными целями создания запасов являются:
1) Повышение эффективности производства;
2) Эффективное обслуживание потребителей;
3) Страхование сбоев в поставках;
4) Защита от повышения закупочных цен;
5) Экономия на оптовых скидках;
6) Экономия на транспортировке.
1. Повышение эффективности производства за счет содержания запасов определяется следующими факторами:
§ Запасы НП могут привести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования;
§ Запасы МР и НП позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования;
§ Запасы НП и ГП (на производстве) обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев;
§ Запасы ГП позволяют не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства;
§ Запасы НП и ГП позволяют избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования.
2. Обеспечение обслуживания потребителей связано с содержанием запасов по нескольким причинам:
· Запасы ГП позволяют создать резерв для компенсации и сезонных колебаний спроса;
· Запасы МР позволяют создать резерв для сглаживания сезонных колебаний поставок;
· Запасы НП и ГП позволяют поддерживать неожиданный рост продаж;
· Запасы НП и ГП позволяют поддерживать рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами.
3. Страхование сбоев поставок обеспечивают запасы, создаваемые на случай срыва сроков, изменения объемов поставок и неудовлетворительного качества продукции.
4. Защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных спекулятивных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции при учете возможности повышения цен у основных поставщиков.
5. Экономия на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше
Таким образом, основными мотивами, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы, являются:
1. Возможность колебания спроса
2. Сезонные колебания спроса некоторых видов товаров
3. Скидки за покупку крупной партии товаров
4. Спекуляция
5. Снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа
6. Вероятность нарушения установленного графика поставок
7. Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия
8. Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению.
9. Возможность немедленного обслуживания покупателей
10. Сведение к минимуму простоев производства из – за отсутствия запасных частей
11. упрощение процесса управления производством.
Рассмотрим основные виды материальных запасов:
· Запасы производственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления.
· Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятий – изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т. е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
· Запасы текущие – основная часть производственных и товарных запасов.
· Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непр едвиденных обстоятельств.
· Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. [1]– стр. 304-312, [4] – стр. 485 - 486