Справочные правовые системы
С вопросами доступа к правовой информации сталкивается каждый человек независимо от своей профессиональной деятельности. Но цели использования этой информации могут быть разными. Кому-то такая информация требуется лишь эпизодически для решения житейских задач (например, получить наследство, продать квартиру или дачу, вернуть в магазин некачественный товар и пр.), а кто-то по роду своей профессиональной деятельности должен постоянно быть в курсе последних изменений в законодательстве, знать мнения других специалистов по определённым правовым вопросам.
В настоящее время существуют различные источники получения правовой информации:
û справочные правовые системы;
û печатные СМИ (газеты и специализированные издания);
û правовые сайты и странички в интернете;
û телевидение и радио;
û специализированные семинары и конференции, юридические бюро.
Каждый из указанных источников ориентирован на определённый слой потребителей. Однако есть категория специалистов (руководитель организации, юрист, бухгалтер, управленец и т.д.), которым необходим постоянный доступ к правовой информации для использования её в профессиональной деятельности. Именно для этой категории специалистов и предназначены компьютерные справочные правовые системы, которые на сегодняшний день являются основным, наиболее удобным и массовым источником и инструментом работы с правовой информацией в профессиональных целях.
Компьютерные справочные правовые системы (СПС) обладают важными свойствами, которые делают их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:
- они могут работать с огромными массивами текстовой информацией;
- использование в СПС специальных поисковых программных средств позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе;
- имеется возможность работы СПС с использованием средств электронной почты и сети Интернет.
Широкое распространение в России получили СПС: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Юсис», «Эталон», «Референт».
Важнейшей характеристикой всех СПС является использование гипертекстовых технологий. Все нормативно-правовые документы в базе связаны между собой множеством перекрестных ссылок, которые существенно упрощают работу с ними.
СПС «Консультант Плюс» характеризуется:
- высокой степенью сжатия информации;
- быстродействием;
- простотой и удобством работы с программной оболочкой;
- возможностью работы через сеть Интернет.
Эти результаты достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок, к числу которых относятся следующие:
- многоуровневый рубрикатор, который представляет собой классификацию законодательства по отраслям с большим числом разделов и уровней вложенности;
- режим гипертекста, т.е. наличие перекрестных ссылок, связывающих документы (прямые ссылки – документы, на которые действует просматриваемый документ; обратные ссылки – документы, которые действуют на просматриваемый документ);
- режим «папок» документов, т.е. возможность сохранять сформированные подборки документов по некоторым тематикам.
В СПС «Гарант» так же, как и в «Консультант Плюс», применяется гипертекстовая технология и обеспечивается возможность работы через Интернет. Информационные ресурсы включают в себя более 17 универсальных и специализированных БД, содержащих документы, выпущенные начиная с 1924 г., а также БД «Российское законодательство на английском языке», «Толковый словарь “Бизнес и право”» на шести языках, информационный банк «Законодательство субъектов РФ».
По сравнению с «Консультант Плюс», в «Гаранте» более удобно организован поиск документов по ситуации, и менее удобно – по реквизитам.
Использование правовых ИПС подразумевает учет следующих моментов:
1. Полнота и достоверность имеются в правовых базах данных. Так как подборкой документов, составляющих информационные базы коммерческих СПС, занимаются сами разработчики, заключая с органами власти договор о предоставлении документов.
2. Во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. Поэтому в базах данных обычно есть ссылка на печатное издание.
3. Информация в базах данных СПС носит исключительно справочный характер, и на нее нельзя ссылаться в суде. Что же касается возмещения материальных убытков из-за неточных или неполных сведений, то каждый разработчик решает этот вопрос по-своему.
Основная задача СПС заключается в том, чтобы быть надёжным помощником специалиста в его профессиональной деятельности, обеспечивать правовую безопасность его бизнеса. Чтобы обеспечить выполнение поставленных перед СПС задач, необходимо на высоком уровне реализовать три её составляющие: качественное информационное наполнение системы, передовые технологии и качественное обслуживание пользователей со стороны компании-разработчика.