Коммуникативное пространство и его организация
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ДВАДЦАТОГО ВЕКА
"Рефл-бук"
"Ваклер"
УДК 659.4
ББК 71.413
Ответственный редактор С.Л. Удовик
Оформление В.В. Чутур
Перепечатка отдельных глав и произведения в целом
без письменного разрешения издательств «Рефл-бук» или «Ваклер» запрещена и преследуется по закону.
Издание осуществлено при содействии
ООО "Эльга"
ISBN 5-87983-082-9 (Рефл-бук) © Г.Г. Почепцов, 1999
ISBN 966 543-049-1 (Ваклер) © Рефл-бук, 1999
ISBN 5433-048-3 (серия) © Ваклер, серия, 1999
Содержание
Предисловие.
Глава первая. Коммуникативное пространство и его организация.
1. Символическая организация.
2. Визуальная организация.
3. Событийная организация.
4. Мифологическая организация.
5. Коммуникативная организация.
Глава вторая. Менеджер паблик рилейшнз как профессия.
6. ПР как область профессиональной деятельности.
Работа менеджера ПР.
Глава третья. Имиджмейкер как профессия.
8. Имидж и его особенности.
9. Работа имиджмейкера.
Глава четвертая. Спиндоктор как профессия.
Вводные слова.
10. Спиндоктор: из истории разных времен и народов.
11. Спиндоктор и его работа.
12. Управление механизмами формирования новостей как основа работы спиндоктора и пресс-секретаря.
13. Особенности коммуникативного пространства, значимые для спиндоктора.
14. Российский опыт коммуникативного управления событиями
Глава пятая. Информационные и психологические войны.
Вводные слова.
15. Общая модель воздействия в информационной кампании.
16. Интенсивные модели воздействия (метод "Промывания мозгов") 17. Психологические операции и асимметрический характер информационного оружия.
18. Международные проекты по воздействию на общественное мнение.
Глава шестая. Переговорщик как профессия.
19. Переговорщик и его работа.
20. Теория переговоров.
21. Переговоры с террористами.
Глава седьмая. Кризисник как профессия.
22. Особенности кризисных коммуникаций.
23. Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисных ситуаций.
24. Кризисные коммуникации в чернобыльской ситуации.
Глава восьмая. Избирательные (гуманитарные) технологии
25. Факторы формирования имиджа в рамках избирательной кампании.
26. Стратегия и тактика избирательной кампании.
27. Символические "прописи" в выборах.
Глава девятая. Спичрайтер как профессия.
28. Спичрайтер и его работа.
29. Речи, их написание и произнесение.
Глава десятая. Пресс-секретарь как профессия.
30. Пресс-секретарь и его работа.
Глава одиннадцатая. Специалист по слухам.
31. Слухи и их использование.
Глава двенадцатая. Рекламист.
32. Семиотика рекламного текста.
33. Семиотические модели рекламы.
Глава тринадцатая. Психотерапевт.
34. Психотерапевтическая коммуникация.
Психоанализ.
Групповая психотерапия.
Глава четырнадцатая. Общая модель коммуникативной технологии.
Заключение.
Почему собака машет хвостом?
Потому что она умнее, чем ее хвост.
Если бы было наоборот —
хвост махал бы собакой.
(Из американского фильма "Хвост машет собакой")
Предисловие
В данной книге мы рассмотрим большинство технологий XX века. Эти коммуникативные технологии обладают большим объемом общих характеристик, что и позволяет объединять их под единой обложкой книги. Характерной их чертой является попытка влияния на массовое сознание, что отличает их от других вариантов межличностного воздействия.
Если теория коммуникации является базовой исследовательской дисциплиной для данной профессиональной области, то такой же базовой прикладной наукой являются паблик рилейшнз. Это отражается в постоянном перетекании специалистов из одной сферы в другую. Так, в США ряд специалистов попадает в сферу паблик рилейшнз после работы в так называемом комитете Криля, который занимался пропагандой в первую очередь внутри собственной страны, В Великобритании произошел аналогичный переход после Второй мировой войны, поскольку этих специалистов в области "интенсивной коммуникации" не могла принять сфера рекламы из-за своего недостаточного развития в условиях дефицита продуктов.
ПР, как и другие коммуникативные технологии, являясь в основном изобретением века двадцатого, перейдут вместе с нами в век двадцать первый, где и получат свое полное развитие. Профессии будущего следует готовить сегодня.
Все эти профессии не являются чем-то новым для нас, под другими названиями, в работе с другой интенсивностью они существовали и в советский период. Если, например, спичрайтер именовался референтом, то это не изменяло характера его работы. Или такой пример, как работа отдела внешнеполитической информации ЦК КПСС. Его первый заведующий Л.Замятин вспоминает: "Новый отдел ЦК должен был, опираясь на обширную информацию, поступавшую в ЦК по каналам МИД, КГБ, ГРУ и из других источников, готовить обстоятельные аналитические обзоры с выводами и рекомендациями, которые и ложились на стол генсеку, и, одновременно, — докладывались членам Политбюро. Эти обзоры содержали, как правило, конкретные предложения о том, как реагировать на те или иные важные события, происходящие в мире, через нашу прессу, специальные службы информации и дезинформации КГБ"*. Как видим, тут присутствует и работа спиндоктора, и работа специалиста по психологическим операциям. Кстати, Ф. Тэйлор** также подчеркивает, что советские специалисты в области пропаганды в своих инициативах чаще выигрывали, поскольку пропаганда была взаимосвязана с политикой. Не менее значимо и его замечание о том, что Советский Союз не столько проиграл "холодную войну", сколько объявил "дефолт" (после событий 17 августа это слово уже стало вполне русским).
В сумме все эти новые профессии мы можем объединить словом "коммуникатор". Это слово уже появилось в языке элиты. Зам. главы администрации президента РФ Олег Сысуев говорит: "Ситуация в регионах во многом отличается от того, что происходит в Москве в партийных штабах. Там люди смотрят на вещи гораздо реалистичнее, там другой язык отношений. И именно там мы собираемся выступать в роли коммуникаторов"***.
Коммуникатор — это профессия будущего, статус которой будет постоянно возрастать при продвижении к информационной цивилизации.
* Замятин Л.М. Горби иМэгги. — М., 1995. — С. 13.
** Taylor P.M.Munitions of the Mind. A History of Propaganda from the Ancient World to the Present Day. — Manchester etc., 1995. — P. 268
*** "Общая газета",1999, № 4.
Глава первая
Коммуникативное пространство и его организация