Использование цветных ручек, карандашей, фломастеров при конспектировании
Давно замечено, что книга с цветными иллюстрациями читается с большим интересом и быстрее. То же самое относится и к конспекту лекции. Расцвеченный различными цветами конспект легче и быстрее читается, лучше запоминается. Основными способами использования цвета при конспектировании являются:
1. Рубрикация - выделение различным цветом начала заголовков, формул, цитат, пунктов, подпунктов, перечислений в тексте конспекта. Рубрикация ускоряет поиск нужной информации и облегчает ее запоминание. Для этого необходимо выработать определенную систему: размер букв, форма, цвет знаков должны быть постоянными для выделения одних и тех же рубрик. Например, заголовки выделяются красным цветом, формулы - зеленым, пункты - черным, подпункты - желтым и т.п.
2. Концентрация внимания - выделение, подчеркивание, закрашивание цветом фраз, формул, определений, заголовков. Текст в данном случае оказывается написанным как бы на соответствующем цветном фоне. Лучше всего для этой цели использовать бледно-зеленый, розовый, светло-коричневый, желтый цвет. При этом, заголовки закрашиваются одним цветом, формулы - другим, цитаты -третьим, главные мысли - четвертым. Закрашивание текста не дает экономии времени, но значительно облегчает чтение конспекта и выделение важных деталей.
3. Работа цветом по важности - выделение различным цветом частей конспекта, имеющих разную значимость. Удобно и эффективно пользоваться этим способом при конспектировании лекций по математическим и экономическим дисциплинам. Названия законов можно записывать красным цветом, определения - зеленым, формулы - черным, а прочий текст - синим или фиолетовым. Тогда при подготовке к экзаменам и зачетам, если необходимо запомнить все законы и определения, следует прочитать написанное красным и зеленым цветом, а если надо вспомнить формулы, то обратить внимание на черный цвет и т.д. Такой конспект не распыляет внимания и позволяет увидеть самое главное и существенное в учебном материале, обнаружить связь и различие между определениями и понятиями.
4. Работа цветом по соответствию - выделение одинаковым цветом связанные между собой части записи. Прежде всего этот способ используется:
а) Для описания сложных явлений, состоящих из нескольких компонентов. Например, записывая психологическую структуру личности студент может выделить различным цветом входящие в нее составляющие: познавательные процессы - красным, психические свойства - зеленым, психические состояния - синим, психические образования - черным т.д. Затем, когда преподаватель будет раскрывать подробно содержание каждой составной части, то вместо поясняющих слов к какой составляющей относится текст, достаточно написать его соответствующим цветом. Тогда все, что имеет отношение к психическим познавательным процессам будет выделено красным цветом, к психическим свойствам - зеленым , к психическим состояниям - синим , психическим образованиям - черным т.п.
б) При изображении последовательности изменения явления, фазы движения или деформации предмета. Например, начало изменения — одним цветом, в определенный момент - другим, окончание - третьим. Так часто выделяется изменение курсов валют, рентабельность каких либо предприятий, изменение нормы прибыли и т.д.
в) Для изображения различных вариантов решения задачи. Один вариант решения пишется одним цветом, а другой вариант - другим. Можно другим цветом писать не весь второй вариант, а только то, что отличает его от первого.
При использовании разных способов работы с цветом не следует употреблять большое количество цветов. Достаточно трех, максимум - четырех. Применение цвета дает небольшое ускорение записи, но оно позволяет значительно улучшить восприятие и запоминание конспекта.
Таким образом, возможности скоростного конспектирования лекций заключаются в том, что рассмотренные способы и приемы позволяют:
- во-первых, уменьшить время на запись слов, словосочетаний и фраз, а за счет этого законспектировать больший объем учебной информации;
- во-вторых, осмыслить новую учебную информацию уже в ходе лекции, логически стройно ее записать и выиграть время на чтении и запоминании лекционного материала;
- в-третьих, ярко, наглядно, оформить конспект и тем самым сократить время на подготовку к зачетам и экзаменам.
Обобщая все сказанное, можно сформулировать краткие методические рекомендации по освоению техники скоростного конспектирования лекции:
1. Творчески и внимательно продумайте собственную индивидуальную систему сокращения слов, их обозначений, записи фраз, выделения текста. Аккуратно запишите ее на отдельном плотном листе бумаги или в записной книжке и используйте в качестве шпаргалки во время тренировок.
2. Хорошо запомните выработанную систему и постепенно вводите ее в практику конспектирования. Сначала при изучении печатных источников, а затем, по мере освоения, и в ходе лекций. Если какие-то сокращения, обозначения, символы запоминаются с трудом или могут толковаться неоднозначно - усовершенствуйте их.
3. Обязательно дорабатывайте конспект, написанный в ходе лекции. Не всегда удается хорошо записать то, что сказал преподаватель, что-то нужно выписать и из учебника. Психологи предупреждают: 70% услышанной человеком информации забывается в первые 10 часов. Поэтому помните: конспект должен быть доработан в тот день, в который прочитана лекция.