Обмен визитными карточками

После обмена рукопожатиями, подавайте визитку уверенным жестом. Необходимо заранее подготовить визитку, ручку и блокнот, чтобы не выглядеть во время встречи излишне суетливым.

Визитки разделяются на определенные виды с соответствующей информацией на них: фирменные, деловые, для переговоров, личные и семейные.

Корпоративными или фирменными визитками пользуются, когда у организации большое количество клиентов. На такой визитке не должны стоять ваша фамилия и должность.

Персональная деловая визитка имеет следующую форму оформления – фирма, логотип, имя, фамилия, должность, толко рабочие координаты.

Визитка для переговоров или коротких встреч – только фамилия, имя и отчество. На личной визитке можно написать не только служебные, но и домашние координаты, а также должности и звания, которые имеете на данный момент.

Вопрос

Вследствие мощного всемирного процесса объединения и усиления экономических связей происходит рост рынков экспорта и импорта, многие компании становятся многонациональными. Деловой успех стал в большей степени определяться знанием и соблюдением этикета бизнесменами (и не только ими) тех стран, с которыми они сотрудничают. Местный этикет при ведении дел за границей - большая проблема для тех, кто ездит в деловые поездки по разным странам. Не менее важно знать об особенностях культуры, традиций и правил хорошего тона стран, откуда к вам приезжают деловые партнеры.

Самое главное - научиться правильно делать следующее:

* произносить имена людей;

* есть;

* одеваться;

* разговаривать.

Знание этикета собственной страны еще мало что гарантирует. Необходимо твердо усвоить, что и как надо делать в тех или иных ситуациях в конкретных странах - в США, Франции, Японии или Австралии. Поэтому, чем больше вы почерпнете информации о той стране, в которую собираетесь ехать, тем больше у вас будет шансов на успех.

Существуют правила этикета, справедливые независимо от того, куда вы приехали.

* Уважайте национальные традиции в еде, праздники, религию и руководство страны, в которой вы находитесь.

* Не сравнивайте со своей страной.

* Ничего не критикуйте.

* Будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление людей на улицах.

* Не хвастайтесь большими деньгами.

* Ознакомьтесь с денежной системой страны, в которой находитесь.

* Очень важны титулы, ими следует пользоваться.

* Корреспонденция должна иметь очень официальный характер.

* Приезжая не в первый раз в страну, позаботьтесь, чтобы на обороте вашей визитной карточки была информация на языке этой страны.

* Обязательно вставайте, когда звучит национальный гимн страны. Наблюдайте и повторяйте действия ваших хозяев.

* Не надевайте специфические национальные костюмы вроде тоги или сари. Ведь может оказаться, что это имеет религиозный характер.

* Нельзя требовать, чтобы все было, как у вас дома: еда, обслуживание и т.п.

* Имена следует запоминать. Если имя трудное, не вредно будет потренироваться в его произношении. Имейте в виду, что имена могут указывать на социальный статус и семейное положение. По именам звать людей не следует, если они сами об этом не попросят.

* Вежливость везде в почете, особенно в Азии.

Вопрос

20. Конфликты: классификация, причины, способы разрешения.

Конфликт — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Виды конфликтов

В общей классификации существуют следущющие типы конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, внутригрупповой конфликт, межгрупповой конфликт, социальный конфликт, межклассовый конфликт, внутриорганизационный конфликт, межэтнический конфликт и педагогический конфликт.

Причины конфликтов

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырёх групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвёртая; главным образом субъективный.

Объективные причины конфликтов приводят к созданию предконфликтной обстановки; объективного компонента предконфликтной ситуации. Например, в цехе освобождается должность его начальника, на которую могут претендовать несколько инженеров, работающих в данном цехе. Поскольку должность одна, а претендентов несколько, интересы последних объективно, т.е. независимо от желания инженеров, сталкиваются.

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ создавшегося объективного противоречия.

Человек не идёт на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия.

Разрешение конфликтов

1) Признайте наличие проблемы.

2) Опишите конфликт через:

поведение (Когда ты включаешь радио...)

- последствия (...я отвлекаюсь и не могу сосредоточиться на работе)

- чувства (...испытываю беспокойство и досаду)

3) Старайтесь не позволять другому человеку менять тему разговора ;У всех включено радио...»).

4) Предложите разумное решение на основе общих ценностей («У всех нас бывает время, когда необходимо сосредоточиться....

>5) Продумайте, что сказать, прежде чем столкнетесь с другим человеком, чтобы выразить просьбу коротко и ясно («Что я должен сказать?»).

разрешении конфликтов большое значение имеет ведение переговоров с целью достижения взаимного согласия. Выдвигая конкретные предложения по конкретным проблемам, партнеры по переговорам ставят целью одновременное удовлетворение своих интересов и интересов других сторон. Результатом переговоров является план решения проблемы, выяснение доли участия партнеров в ее решении и взаимные обещания конкретных действий.

21. Этический кодекс фирмы.

Этический кодекс организации (корпоративный этический кодекс) определяет правила поведения работников организации и принципы управления, и принципы, на которых строятся взаимоотношения организации с сообществом . Корпоративный этический кодекс обычно содержит две основные части - идеологическую и нормативную. В идеологической части прописывается смысл существования и деятельности организации – ее главная цель (миссия организации) и корпоративные ценности. В нормативной части отражены желаемые нормы поведения сотрудников. Кроме того именно нормативная часть кодекса указывает на варианты поведения сотрудников в различных ситуациях.

Этапы создания этического кодекса в организации:

• Определение ответственного за разработку этического кодекса в организации. Важно чтобы этот человек понимал необходимость и пользу этического кодекса для организации и он должен принадлежать к руководству организации.

• В создании кодекса должно быть в целом заинтересовано высшее руководство и менеджмент организации.

• Привлечение в разработку кодекса людей из разных категорий и уровней работников организации и закрепить их полномочия в служебных обязанностях.

• Определение интересов всех заинтересованных в деятельности организации сторон и отражение их в кодексе.

• Определение структуры кодекса.

• Создание проекта кодекса.

Создание критериев оценки действий работников в соответствии с кодексом.

• Создание системы поощрения работников, опирающихся в своей деятельности на положения этического кодекса.

• Создание системы мер, препятствующих нарушению этического кодекса.

• Подготовка справочного материала для работников, включающего в себя описание возможных рабочих ситуаций и их решений в соответствии с положениями этического кодекса.

• Создание плана внедрения кодекса в организации.

• Организация обсуждения этического кодекса в организации и среди важных для организации групп и отдельных людей – клиентов, местного сообщества, акционеров и владельцев.

• Торжественное принятие итогового варианта этического кодекса.

• Печать этического кодекса в полном объеме и Публикация этического кодекса на сайте организации.

Вопрос

Психогеометрическая типология.Для деловых людей очень полезным может быть психогеометрический подход к типологии личности, разработанный американским психологом Сьюзен Деллингер.

Психогеометрия– это система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого им выбора какой-либо геометрической фигуры – квадрата, треугольника, круга, прямоугольника, зигзага.

психогеометрия уникальная практическая система анализа личности, поскольку она дает возможность: быстро определить форму и тип личности, дать характеристику личных качеств и особенностей поведения человека, предложить сценарий поведения представителей каждого типа личности в типичных ситуациях.

Достоинством психодиагностики на основе психогеометрического теста является то, что она не требует глубоких психологических знаний, осуществляется путем личного наблюдения и ее точность достигает 85%.

1.3.1. Квадратный тип человека. Общая характеристика и особенности поведения. «Квадрату» свойственны: пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, цифры, неутомимый труженик; любит порядок и следит за тем, чтобы его никто не нарушал; живет по плану; прекрасно организует себя и других; эффективно действует только при четком понимании своих функций. «Квадрат» - слабый политик, но хороший администратор.

Коммуникант-«квадрат» задает очень конкретные вопросы, чтобы выяснить подробности и получить дополнительные комментарии. Требователен к точным определениям слов и понятий. Не любит громкой и быстрой речи, предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий собеседник, следит за регламентом. При выполнении поручений требует четких и подробных инструкций.

В общении с «квадратом» необходимо быть серьезным, строго соблюдать регламент, правила делового этикета. Материал следует излагать последовательно и логично, с резюмированием по каждому рассмотренному вопросу. Информацию следует подкреплять точными цифрами и фактами, со ссылками на источники. Нужно вести себя уверенно, сдерживать эмоции, демонстрировать, что на первом месте у вас дело.

1.3.2.Треугольный тип человека.Общая характеристика и особенности поведения. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив, остроумен, контактен, предрасположен к манипулированию. «Треугольник» стремится к власти. Он сильный эгоцентрик, не способный к самокритике; склонен к интригам и разрушению межличностных отношений. «Треугольник» - великолепный политик. У него широкий круг общения и узкий круг друзей.

Коммуникант-«треугольник» имеет, как правило, уверенный внешний вид. Всем своим видом он показывает, что его время стоит дорого и он не намерен тратить его впустую. Его взгляд напорист, проницателен, он все подмечает. Он моментально оценивает ситуацию и мгновенно реагирует на слова собеседника (иногда довольно ядовито). Стремится создать впечатление своей власти над людьми, может подавить неопытных партнеров своей личностью, высказываниями, комментариями.

В общении с «треугольником» нужно демонстрировать уверенность в себе, не бояться его пристального взгляда и периодически устанавливать визуальный контакт. Рекомендуется соблюдать регламент и делать своевременные перерывы. Будьте готовы к тому, что вас будут перебивать, задавать вопросы, не дослушав до конца, вступать в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого преимущества. Постарайтесь предусмотреть возможные вопросы, продумайте ответы, заучите цифры. Держитесь как человек с солидными связями, которые обеспечивают надежность вашего положения.

1.3.3. Круговой тип человека. Общая характеристика и особенности поведения. «Круг» имеет высокую потребность в общении, контактен, доброжелателен. Он заботится о других, стремится к гармонии межличностных отношений, щедр, спокоен, уступчив, чувствителен, доверчив, ориентирован на мнение окружающих, болтлив, способен к сопереживанию, склонен к самообвинению.. Руководитель-«круг» предпочитает демократический стиль руководства, избегает конфликтов, старается не принимать непопулярных решений. «Круг» - плохой политик, но прирожденный психолог. У него широкий круг друзей и знакомых.

Коммуникант-«круг» в общении часто первым устанавливает контакт, приятно улыбаясь, говоря комплименты. Деловые встречи часто использует как возможность общения. На совещании он никогда не садится отдельно от других, так как ему нужен партнер, с которым он будет обмениваться репликами. Наряду с вопросами по существу часто задает вопросы личного характера.

В общении с «кругом» нужно держаться естественно; для обсуждения проблем лучше использовать непринужденную, доверительную беседу. Для того чтобы вызвать интерес к информации, предпочтительно ссылаться на личный опыт. «Круг» любит рассказывать о себе, поэтому ему нужно задавать вопросы личного характера, отмечать его человеческие достоинства. Он высоко ценит уют, поэтому уместны будут мягкие кресла, теплое помещение, внимательная, доброжелательная атмосфера.

Для «круга» очень важна обратная связь, поэтому ему следует задавать уточняющие вопросы и проверять, правильно ли он понял вашу информацию. При этом нужно иметь в виду, что кивок головой вовсе не означает, что «круг» вас понял или уловил смысл сказанного.

1.3.4. Зигзаговый тип человека. Общая характеристика и особенности поведения. «Зигзагу» свойственны: креативность, жажда изменений, жажда знаний, одержимость своими идеями; великолепная интуиция; устремленность в будущее, позитивная установка на будущее; мечтательность, энтузиазм, восторженность, непоследовательность, импульсивность, непрактичность, разбросанность, недисциплинированность; непостоянство настроения, поведения и отношения. «Зигзаг» - прекрасный генератор идей, мастер самопрезентации, он хорошо чувствует социодинамику в группах, но не умеет довести начатое дело до конца.

Коммуникант-«зигзаг» импульсивен, может без всякого стеснения уйти с совещания, собрания, если его не устраивает содержание доклада, качество подачи материала или способы взаимодействия оратора со слушателями. «Зигзаг» постоянно куда-то спешит, иногда создается впечатление, что он случайно попал на деловую встречу; часто перескакивает от одного вопроса к другому. «Зигзаг» быстро и откровенно оценивает ситуацию, партнера, коллег. В момент принятия решения он погружается в себя.

В общении с «зигзагом» следует говорить быстро, кратко и по существу. Речь не должна быть шаблонной, допускаются уместные шутки, остроты. Установить и поддерживать контакт с «зигзагом» помогает внимательное, доброжелательное отношение и юмор. За успешную работу его обязательно нужно хвалить, демонстрируя его преимущества. «Зигзаг» с удовольствием выполняет творческую работу. Следует помнить, что эмоциональные «зигзаги» не всегда срабатываются с «квадратами», а скучная, однообразная работа без внешних побуждений может довести их до стресса.

1.3.5. Прямоугольный тип человека. Общая характеристика и особенности поведения. «Прямоугольник» символизирует состояние перехода и изменения; это «временная» форма личности. «Прямоугольнику» свойственны: изменчивость, непоследовательность, неопределенность; любознательность, позитивная установка ко всему новому; смелость до безрассудства. У него низкая самооценка, он неуверен в себе, доверчив, поэтому часто становится объектом манипуляций. «Прямоугольник» избегает конфликтов, легко «примеривает» на себя роли других людей, имитируя их поведение.

Коммуникант-«прямоугольник» часто не знает, что ему нужно, плохо «вписывается» в ситуацию. Он ведет себя робко, застенчиво, неуверенно, не проявляет интереса к информации, неоднократно задает одни и те же вопросы и не слушает ответы на них; может задавать вопросы не по теме разговора. «Прямоугольник» иногда делает вид, что удовлетворен работой, но на самом деле может потерять к ней интерес, стать равнодушным («уйти в себя») и даже критически настроенным.

В общении с «прямоугольником» необходимо держаться просто, демонстрировать свое уважение, говорить четко и кратко, доверительным тоном; можно начать со сдержанного комплимента. «Прямоугольник» старается рассказать о своих проблемах и неудачах, поэтому нужно быть терпеливым и корректным, особенно если у вас нет возможности его выслушать; можно самому жаловаться на свою жизнь

Таким образом, владея информацией по психогеометрии, можно быстро определить характер партнера по общению, выбрать эффективный стиль поведения для эффективного взаимодействия и достижения поставленных целей.

Следует помнить, что в реальной практике «чистые» типы людей не встречаются. В каждом человеке, как правило, сочетаются признаки разных типов.

Вопрос

Деловая риторика.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Практически достичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой. Деловая риторика ориентирована на то, чтобы ознакомить деловых людей с техникой использования слова.

Деловая риторика предполагает прежде всего учет факторов, существенно влияющих на коммуникативное общение.

Первый фактор — это учет состава аудитории, т.е. того, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональ­ные особенности.

Второй фактор предполагает учет содержания и характера самого высту­пле­ния. Следует отметить, что недопустимы авторитарный тон и безапелля­ционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, совето­ваться с ними в процессе выступления.

Третий фактор требует объективной самооценки оратором своих личностно-деловых качеств, компетентности в тех вопросах, которые затронуты в выступлении. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.

Условно выделяют следующие виды коммуникационного общения: менторский — поучительно-назидательный; одухотворяющий — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; конфронтационный — вызывающий у людей желание возражать, не соглаша­ться; информационный — ориентированный на передачу слушателям определенный информации, восстановление в их памяти каких-либо сведений.

Деловым людям следует стремиться всячески избегать менторского тона при общении, а также того, чтобы по мере профессиональных успехов у них в голосе не появились поучительно-назидательные нотки. При общении не должно быть никакой позы, никакого проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакции на излагаемую информацию.

Информационная манера коммуникативного общения не пользуется популярностью у деловых людей. Они чаще всего прибегают к одухотворяющей манере общения, а в отдельных случаях используют конфронтационную манеру, как прием активизации внимания слушателей, помогая втягивать их в обсуждение проблемы.

В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность.

Используя принцип доступности, необходимо учитыватькультурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт. Никогда не следует забывать, что многие люди слышат именно то, что хотят слышать. Прав был великий учитель риторики в Древнем Риме И.Ф. Квинтилиан, когда говорил: “То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека”. Необходимо принимать во внимание социально-психологичес­кое расслоение каждой аудитории. Для повышения доступности деловой риторики весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и доказательстве их достоверности.

Принцип ассоциативности связан с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылка на прецеденты, образность высказываний.

Принцип экспрессивности находит свое выражение в эмоционально-напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствую­щих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание — все это конкретные формы экспрессивности.

Принцип интенсивности можно охарактеризовать посредством изменения темпа подачи информации выступающим. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Следует учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важны умение выступающего ориентироваться в настроении аудитории; способность аудитории работать в определенном информационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения информации.

Деловые люди должны уметь пользоваться риторическим инструмента­рием, т.е. набором следующихкоммуникационных эффектов: эффектом визуального имиджа, эффектом первых фраз, эффектом аргументации, эффектом квантового выброса информации, эффектом интонации и паузы, эффектом художественной выразительности и эффектом релаксации.

Эффект визуального имиджа основывается на впечатлении о внешнем виде выступающего. Это имеет существенное значение для его приятия или неприятия аудиторией. Первое впечатление имеет непосредственное отношение к складывающейся у аудитории симпатии или антипатии к выступающему еще до того, как он начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд — все это оказывает на людей позитивное воздействие до начала речи выступающего.

Эффект первых фраз – это первоначальное впечатление у слушателей от стоящего перед ними оратора, сложившиеся на основе информации, полученной в начале речи. Главным критерием эффекта первых фраз является заключенная в них интересная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению выявить основные социально-психологические слои аудитории, для которых характерны определенные настроения и ожидания, а также особенностиэмоционального склада. Именно поэтому следует иметь словесные заготовки — набор первоначальных фраз, ориентированных на те социально-психологические слои, которые преобладают в аудитории.

Эффект аргументацииоснован на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика — это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной выступает теоретическая и эмпирическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции и гипотетические суждения, а к эмпирической — конкретный эмпирический факт, цифровые показатели и статистические данные.

Эффект квантового выброса информации является одним из самых действенных риторических приемов, направленных на поддержание внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном распределении по всему речевому полю новых мыслей и аргументов, а также периодической интерпретации сказанного ранее.

Выступающему следует уметь пользоваться и таким риторическим приемом, какэффект паузы. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после - один из способов для выделе­ния фрагмента речи. Пауза также оттеняет наиболее существенные слова.

Эффект художественной выразительности связан с умением грамотно строить предложения. Искусство речи - это умение свободно использовать литературное богатство языка.

Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. В помощь им в столь нелегкой работе предлагает эффект релаксации, цель которого - снять эмоциональную напряженность.

Классический риторический прием для достижения этой цели - юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта, что помогает “перезарядить” его новой эмоциональной энергией.

Наши рекомендации