Анализ систем адаптации и обучения компании «Эрнст энд Янг»
Компания «Эрнст энд Янг» входит в «большую пятерку» компаний, оказывающих профессиональные услуги в области аудита, налогов, управленческого и финансового менеджмента, наряду С фирмами «Артур Андерсен», «Делойт энд Туш», «Прайс Уотерха-vc энд Купере», KPMG.
Структура кампании. Все отделы компании можно разделить на шс категории: отделы, работающие непосредственно с клиентами (отдел аудита, налоговый отдел, отдел корпоративных финансов), и отделы поддержки (финансовый и маркетинговый отделы, отдел информационных технологий, отдел кадров и профессиональной подготовки, отдел по управлению интеллектуальными ресурсами).
Отделы, работающие непосредственно с клиентами, придерживаются жесткой иерархической структуры: партнер; менеджер; старший специалист; консультант или эксперт; младший консультант или эксперт.
Эта структура характерна для всех офисов «Эрнст энд Янг», в какой бы стране мира они ни находились.
Политика компании
Компания ориентируется на развитие и «выращивание» собствен-пых кадров. Набор новых сотрудников производится только на i шчальные позиции (staff) — из числа выпускников финансовых вузов (МГУ, ГУУ, Финансовая академия), имеющих определенный объем специальных знаний и высокий уровень знания английского языка. Компания не рассчитывает на людей с опытом, а стремится привить сотрудникам необходимые для работы навыки в процессе работы и обучения.
Набор выпускников вузов осуществляется дважды в год. Первый набор происходит в декабре-январе, когда принять участие в конкурсе приглашаются студенты 4—5-х курсов. До этого в течение осеннего се-
местра в ведущих московских экономических вузах сотрудники «Эрш i энд Янг» читают курс лекций по западному бухгалтерскому учету, па раллельно с этим компания принимает участие во всевозможных дпм\ карьеры, «открытых дверей», работает «горячая линия» в Интернете
Все резюме просматриваются, лучшим кандидатам и выпускникам тех курсов, которые читаются сотрудниками компании в вузах, прел лагают в офисе компании сдать письменный экзамен по российскому и западному бухгалтерскому учету и английскому языку. Для сдачи эк замена и собеседования с сотрудниками кадровой службы приглашу ются около 30 студентов. В ходе интервью оцениваются навыки работы в команде, соответствие корпоративной культуре компании. Основ ной метод оценки — предложение кандидату рабочих или жизненных ситуаций, на которые он так или иначе должен отреагировать, объяснить свое возможное поведение. Психологическое тестирование в «Эрпа энд Янг» не используется. По итогам экзамена и собеседования вы бираются лучшие кандидаты, которые приглашаются на встречу с менеджерами; кандидаты, наиболее успешно прошедшие эти интервью, приглашаются на интервью с партнерами. Таковы этапы отбора на практику в «Эрнст энд Янг». На практику в московский офис компании ежегодно приглашаются 5—6 человек и по 1—2 человека в офисы, расположенные в странах СНГ: практика проходит в самый разгар бизнес-сезона, и компании необходима рабочая сила; студентам, в свою очередь, нужно пройти практику для завершения обучения в институте. Продолжительность работы в качестве практиканта продолжается три месяца, после чего студенты уходят на защиту диплома. Хорошо зарекомендовавшим себя студентам компания предлагает постоянную работу с начала нового бизнес-сезона с предварительным обучением по адаптационной программе. В июне проводится дополнительный набор. Сотрудники кадровой службы снова просматривают резюме студентов, однако эти кандидаты не проходят практику.
Причина двухэтапного набора в том, что оба метода оценки потенциала кандидатов (прохождение практики в компании и анализ результатов защищенных дипломов) позволяют выбрать лучших.
Ни один сотрудник компании не может «перепрыгнуть» через ступеньку иерархической лестницы. Для продвижения на следующий уровень необходимо соблюдение ряда условий:
1) время работы на предыдущей позиции: необходимо проработать не менее года для перехода с первой на вторую ступень, еще год требуется для того, чтобы стать старшим специалистом. Чтобы набрать необходимый опыт и знания для руководства проектами, потребуется 3—4 года, по истечении этого периода старший специалист, продемонстрировавший хорошие результаты работы, переходит на менеджерскую позицию. Проработав 6 лет, менеджер становится партнером. Пребывание на этой позиции во времени не ограничено;
2) пройденное обязательное для этой позиции обучение;
3) результаты годовой оценки. Система адаптации
В компании существует несколько типов программ адаптации новых сотрудников, рассчитанных на разные их категории:
• на выпускников вузов; это наиболее значимая и ресурсоемкая программа, поскольку именно эта категория сотрудников является основной движущей силой;
• на сотрудников, которые уже имеют опыт работы в других компаниях; они изначально приходят либо в отделы поддержки, либо в основные отделы, но не на начальные позиции;
• на иностранных сотрудников, которые приезжают в офисы Москвы или СНГ, как правило, в рамках программ обмена сотрудниками между подразделениями и офисами «Эрнст энд Янг».
Программа адаптации для выпускников вузов обладает рядом особенностей.
Адаптация сотрудников традиционно начинается очень рано, когда фактически они еще не являются сотрудниками «Эрнст энд Янг». Че-рез 3—4 дня после начала практики проводится первый этап адаптаци-i мной программы для практикантов, который длится 3—4 дня. Его можно pa щелить на два этапа: обучение техническим знаниям западного бух-i актерского учета и обучение основным сведениям об «Эрнст энд Янг».
После окончания летнего набора происходит объединение сотрудников, прошедших практику, и новых сотрудников, принятых летом, list прохождения второго этапа адаптационной программы. Все новые i о грудники выезжают в дом отдыха и обучаются тем аспектам, которые на письменном экзамене зимой оказались наиболее сложными для них. Основной акцент в культурной и развлекательной программе де-шется на мероприятиях, направленных на развитие навыков командной работы и коммуникационных навыков.
По истечении двух месяцев, в течение которых сотрудники имеют но зможность принять решение о продолжении сотрудничества с «Эрнст »нд Янг», они снова выезжают в Подмосковье. Одна неделя полнос-м.ю посвящена ориентации: сотрудникам объясняется, что компания понимает под термином «конфиденциальность информации», как пра-иильно работать в компьютерной системе, каковы особенности телефонной связи, показываются учебные фильмы, проводятся деловые игры. Вторая неделя полностью посвящена особенностям работы в том пни ином отделе. На этом этапе программа по адаптации переходит в программу по развитию и постоянной оценке работы сотрудников.
Сотрудники, которые уже имеют опыт работы в других компаниях, проходят не такое многоэтапное и длительное обучение. Основная его масть — это однодневный тренинг, в течение которого максимальный акцент делается на корпоративной культуре, миссии фирмы, страте-i ии развития, обязанностях функциональных подразделений и людях, которые их возглавляют, вопросах конфиденциальности. Представи-
365
тели каждого отдела обязательно знакомят новых сотрудников с дея тельностью подразделений. Очень большое внимание уделяется cm теме оценки сотрудников, поскольку она отражает и определяет мни гие элементы корпоративной культуры.
Программа адаптации для иностранных сотрудников в основном пре дусматривает адаптацию в России, поскольку основную ориентацию они проходят у себя на родине. Первое, с чем их знакомят, — это правим поведения в России, особенности менталитета и т.д.
Форма и периодичность оценки сотрудников зависят от тон>. работает ли сотрудник в одном из отделов по обслуживанию кли ентов или относится к группе поддержки.
Сотрудники, работающие в одном из отделов по обслужива нию клиентов, оцениваются после каждых 80 ч, отработанных н! клиента или на проект. Оценка деятельности сотрудника по про екту ведется по следующим критериям:
1) отношения с внешним и внутренним клиентом;
2) финансовое управление проектом;
3) взаимоотношения с людьми;
4) техническое обучение;
5) сильные стороны и необходимость совершенствоваться. Каждый критерий разделяется на пять-семь подпунктов, по
каждому из которых выставляется оценка, соответствующая он ределенной общепринятой шкале, затем выводится средний балл.
Ежеквартальная и ежегодная оценки являются результатом всех промежуточных оценок, а также включают и дополнительные критерии оценки.
Годовая оценка — это форма, которая заполняется в начале каждого нового финансового года и в которой указываются ключевые бизнес-цели, цели по приобретению необходимых навыков, необходимое обучение, действия, которые необходимо предпринять сотруднику для достижения этих целей, и время, выделенное на это. В конце финансового года подводится итог работы за этот период, выставляется оценка.
Вся информация тщательно обрабатывается отделом кадров и отделом профессиональной подготовки. Итоги оценки, с одной стороны, влияют на возможное продвижение по службе, повышение заработной платы, а с другой стороны, учитываются при планировании системы обучения сотрудника на год или на более длительный срок.
Таким же образом работает система оценки для отделов поддержки. Разница заключается лишь в том, что сотрудники этих отделов подвергаются только ежеквартальной и ежегодной оценке. Критерии оценки, конечно, отличаются от тех, которые используются для сотрудников отделов, работающих с клиентами.
366
Результаты годовой оценки влияют на продвижение сотрудника и, соответственно, на величину вознаграждения. С сотрудниками, получившими низкие оценки, начинает более активно работать наставник, а при необходимости — наставник наставника. В конце года результаты работы каждого сотрудника обсуждаются на «круглых столах», в которых участвуют все менед-керы, старшие менеджеры и партнеры определенного отдела. Они мы носят решения о финальных оценках каждого работника.
Наставничество
С момента, когда приступающие к работе новые сотрудники в качестве младших консультантов или экспертов направляются на работу над конкретным проектом, каждый из них прикрепляется i 11аставнику — опытному сотруднику, который будет его консуль-гировать и оценивать. Наставничество— это процесс, в котором нижестоящий сотрудник ответствен за должностное продвижение И развитие наставляемого вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного. Менеджерами-консультантами стано-iui гея сотрудники, достигшие уровня старшего специалиста. У одною наставника может быть до пяти подопечных.
Эта деятельность достаточно структурирована и образует часть политики организации по развитию человеческих ресурсов.
Наставничество охватывает:
• личное и профессиональное развитие;
• вопросы и проблемы, связанные с работой;
• вопросы, связанные с менеджментом;
• вопросы, связанные с компанией.
Хорошо продуманная и соответствующим образом подготов-нпиая программа наставничества усиливает результативность про-i рамм развития человеческих ресурсов и позволяет объективно и шссторонне оценить всех сотрудников компании. Для того что-бы избежать необъективности оценки, консультирующие менед-I еры могут меняться; кроме того, обязательным является второй уровень оценки, когда ее результат визирует руководитель, сто-41 ций на иерархической лестнице выше, чем менеджер-наставник.
Дважды в год происходит обязательная встреча наставника И подопечного, во время которой они обсуждают достигнутый результат, возникающие трудности, способы их решения (безус-товно, при возникновении каких-либо вопросов они могут встречаться вне рамок этого графика).
Поскольку наставничество — процесс, развивающий и моти-иирующий не только начинающих сотрудников компании, но и самих наставников, каждый сотрудник, достигший уровня старшего специалиста, обязательно становится наставником. Все на-
367
ставники заинтересованы в том, чтобы их подопечные демон стрировали хорошие результаты, поскольку это один из критв риев, влияющих на бонусную систему. Ежегодно проходит тр« нинг для наставников, на котором рассматривается, как правилы к р проводить встречи с подопечными, как задавать вопросы, как до нести до подопечного не самую приятную новость и т.д.
Со временем наставником может стать другой менеджер-ком сультант, который должен находиться на более высокой иерар хической ступени.